Как провести теоретическое занятие по изучению тормозовТОРМОЗНАЯ СИСТЕМАдолжен написать для себя план-конспект. Изложение материала наиболее рационально вести в следующей последовательности. На вводном занятии преподаватель рассказывает слушателям о том, что все современные автомобили имеют две независимые системы тормозов — ножную и ручную, при этом особое внимание обращается на их назначение и применение. Затем можно объяснить принцип устройства колодочного тормоза. На уроке можно проверить, как курсанты усвоили новый материал. Для этого целесообразно вначале задавать вопросы всей группе, а потом опрашивать курсантов в одиночку. Этот методический прием повышает активность слушателей. Основными элементами занятия по изучению нового материала являются: проверка знаний курсантов по ранее пройденным темам (по возможности в связи с новым материалом), знакомство с новой темой, систематическое изложение материала с максимальным использованием учебно-наглядных пособий, проверка усвоения текущего материала, ответы на неясные вопросы курсантов, самостоятельная тренировка и практические работы (если они предусмотрены) и подведение итогов. Готовясь к занятиям, преподаватель должен тщательно продумать порядок и последовательность исполнения учебно-наглядных пособий. Имеют место случаи, когда инженер-инструктор вместо демонстрации натуральных деталей тратит много времени на изображение сложных схем на доске. К мелу следует прибегать только для изображения самых простых принципиальных схем. Нам думается, что показ учебно-наглядных пособий должен проходить в определенной последовательности: плакаты, механизмы в целом или их макеты и детали, из которых они состоят. Для наиболее плодотворного изучения тормозов необходимо иметь следующие учебно-наглядные пособия: плакаты автомобилей ГАЗ-51А, ЗИЛ-164, М-21; передние и задние мосты с разрезом одного тормозного барабана и колесного цилиндра; главный тормозной цилиндр в сборе и разрезе; детали колесного тормоза, тормозной барабан, опорный диск с колодками, стянутыми пружинами, и макет такого тормоза; сосуд с тормозной жидкостью. При изучении тормозов автомобиля ЗИЛ-164 Надо также иметь макет или натуральный компрессор (в разрезе), тормозной кран, тормозную камеру, регулятор давления. Изучая с курсантами систему тормозов с гидравлическим приводом, необходимо остановиться на значении и качестве тормозной жидкости, подчеркнув при этом отсутствие в ней нефтепродуктов и указав на способность жидкости расширяться при нагреве. Предельный ее уровень в резервуаре главного тормозного цилиндра не должен вызывать самоторможения колес. При знакомстве с главным тормозным цилиндром нужно подробно объяснить значение его компенсационного и перепускного отверстий, устройство и работу выпускного обратного и пластического клапанов. Здесь же уместно рассказать, почему тормозная педаль должна иметь свободный тормозной ход и показать, какое имеется для этого регулировочное приспособление. После разбора устройства колесного цилиндра можно объяснить, что происходит с системой тормозов при резком и плавном нажатии или опускании тормозной педали. Затем необходимо подчеркнуть причины провала и пружинения педали, рассказать и показать, как удаляется воздух из системы. Для лучшего усвоения материала курсантам можно задать целый ряд контрольных вопросов: составить схему и объяснить работу гидравлического привода тормозов; объяснить назначение, устройство и работу поршня главного тормозного цилиндра; рассказать, как правильно удалить воздух из системы Рис. 2. гидравлического привода и как устроен колесный тормозной цилиндр, а также о составе и требованиях к тормозной жидкости. Таким же порядком происходит изучение тормозов с пневматическим приводом. Инж. Г. БЕРЕСТИНСКИЙ.Рязань.