-Строим спортивные судаТРЕХТОЧЕЧНЫИ 3 СКУТЕР СИ-175 смЗа последнее время все большую популярность среди спортсменов-водномоторников приобретают трехточечные скутера. У этих судов кормовая часть значительно уже, чем в широко распространенных двухточечных скутерах, передний редан как бы разйесен за борта, а средняя часть днища поднята. Благодаря этому гребной винт работает втак называемом невозмущенном потоке, в то время каку двухточечного скутера ему приходится преодолевать сопротивление воды, вспененной передним реданом. Кроме того, конструнция нового скутера увеличивает ходовую остойчивость и уменьшает смачиваемую поверхность днища (см. рис. а и б). При скольжении скутер касается воды всего лишь тремя небольшими точками (отсюда его название), и таким образом сопротивление воды сводится к минимуму. Корпус скутера СИ-175 смз (см. на вкладке) состоит из набора с поперечными и продольными связями, которые изготовляются из сосны, и обшивки (березовая фанера БС-1 и БП-1). Все детали набора скрепляют смоляными водостойкими клеями типа Б-3. Обшивка прикрепляется к набору при помощи Такого же клея. Для того чтобы каждому спортсмену не приходилось делать теоретический чертеж, мы приводим его в виде совокупности чисел (таблица плазовых ординат), которые характеризуют все необходимые размеры скутера. Постройка судна начинается с вычерчивания шпангоутов в натуральную величину на листе фанеры или на щите из досок. Обычно на одном щите помещают контуры всех шпангоутов. Для облегчения ориентации их номера ставят у киля, скул и борта. Чтобы по таблице плазовых ординат построить шпангоут, вначале чертят взаимно перпендикулярные основную линию и диаметраль, а также сетку из ватерлиний и батоксов. Все расстояния от основной горизонтали до ватерлинии и от диаметрали до батонсов берут из таблицы. Затем на соответствующих ватерлиниях отмечают величины полуширот шпангоута, на батоксах — величины высот, на диаметрали — высоту ниля, а также точки скулы и борта. Соединяя эти точки плавными кривыми, получают контур шпангоута. Начертив все шпангоуты и зная (из этой же таблицы) расстояния между ними, можно воспроизвести форму корпуса судна. Следующий этап работыизготовление стапеля, на котором собирают корпус судна. Стапель — доска размером 50 X 120 х2 257 мм с точно отфугованной кромкой. Ему придают форму днища и делают прорези для всех шпангоутов. После того, к ак последние установлены и выверены, их скрепляют килем и другими продольными деталями набора. Затем с помощью клея и медных или оцинкованных шурупов корпус обшивают фанерой. Снаружи готовый скутер покрывают водостойкой краской (масляной краской или пентофталевой эмалью). Внутреннюю поверхность судна два раза пропитывают горячей олифой. Когда скутер просохнет, устанавливают штурвальное управление и дистанционное управление газом, на днище прикрепляют перо-плавник, препятствующий боковому скольжению судна. Скутер класса СИ-175 смЗ должен иметь мотор мощностью от 5 до 15 л. с. весом не более 25 кг (вес корпуса без мотора — 25 кг). Это позволит развить скорость от 40 до 60 км/час. В. ЖИРОВ, мастер спорта.ДОРОЖЕ ПРИЗОВ И МЕДАЛЕЙКогда находишься в кругу внимательных и заботливых друзей, которые чутко прислушиваются к каждому твоему слову и совету, тогда особенно хочется передать окружающим свои знания и опыт, поделиться даже самым сокровенным. Все это мы испытали в незабываемые дни нашего пребывания в КНР на Всекитайском сборе мотоциклистов. М неи мастеру спорта Николаю Михайлову довелось здесь заниматься с группой механиков. Усилия Народного оборонно-спортивного общества КНР направлены на то, чтобы мотоциклетный спорт стал в стране массовым, народным. И китайские товарищи попросили нас рассказать и показать, как мы подготавливаем к соревнованиям обычные дорожные машины. В группе было 32 человека. Занятия проходили в небольшом домике невдалеке от Пекина. В этом районе сооружается трасса для кольцевых гонок, где в дальнейшем намечено проводить крупные всекитайские соревнования. Здесь же будет построен мотодром и разбиты 3 — 4 кроссовые трассы. Я проводил теоретические занятия, рассказывал, как надо форсировать двигатели, чертил на доске схемы, графики, объяснял, что нужно сделать с машиной, чтобы получить максимальный эффект. М не приходилось пользоваться многими техническими терминами, которые переводчик иногда затруднялся перевести. Но вскоре мы нашли выход. Недавно на китайском языке была издана книга «Мотоспорт», написанная со-а — двухреданный скутер, б — трехточечный скутер. Заштрихована смачиваемая при глиссировании поверхность днища.ветскими авторами. Как только возникала трудность в переводе, я быстро находил в книге соответствующий рисунок, показывал на нем деталь и по подрисуночной подписи товарищ легко подбирал нужное слово. Механики, с которыми мы занимались, отличались исключительным трудолюбием и любознательностью. Их лица никогда не были скучными и усталыми, а живые черные глаза постоянно светились жаждой знаний. Многочисленны были проявления дружбы и симпатии китайских товарищей. Это выражалось ив теплом приеме, который оказывали нам зрители на соревнованиях, и в дружеских улыбках незнакомых людей, которые часто прямо на улице с милой неловкостью произносили русское «здравствуйте!» П ом ­ нится, однажды после занятий, когда я уже отошел от домика, запыхавшись, меня догнал черноглазый подвижной юноша. Он пожал мне руку и, застенчиво улыбаясь, вручил какую-то бумажку. Это было письмо с фотографией. Вечером переводчик изложил его порусски:«Дорогой преподаватель! Приехав к нам, Вы много потрудились, чтобы поделиться своим опытом и знаниями. Из Ваших подробных и ясных рассказов я почерпнул много нового. Выражаю Вам большую благодарность и дарю на память свою фотографию. Ваш ученик Чен Чжун-юй».Д о пятидесяти лет я выступал в соревнованиях, имею немало медалей, призов и грамот. Но это письмо с фо-9