23
24
АВТОМОБИЛЬ-СВОИМИРУКАМИКУЗОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАСИВЫМ И ПРОЧНЫМВыбор конструкции кузова зависит от возможностей строителя самодельного автомобиля. Материалы, применяемые для кузова, весьма разнообразны. Многообразны и возможные сочетания материалов. Деревянный каркас. Желательно использовать для его изготовления бук, ясень, а для деталей основания — дуб, лиственницу. Не исключено применение сосны и березы с тем, однако, условием, что древесина будет хорошо просушена (влажность не должна превышать 15 процентов). Соединение брусков — шурупами и на клеях — казеиновом, столярном (при влажности не более 10 процентов), бакелитовом. Бруски основания соединяются между собой «в шип», стойки с основанием — внакладку («вполдеревав). Наиболее ответственные узлы усиливают косынками и угольниками, которые привертывают шурупами. При заготовке деталей нужно располагать их по длине вдоль волокон древесины. Сильно изогнутые детали лучше делать составными (на клею) или клееными в форме из реек и фанеры. Пол выполняют из фанеры, листовой пластмассы или металла и привертывают шурупами к брускам основания. В деталях каркаса предусматривают выборки (фальцы) для дверей и панелей пола, а также вырезы для дверных петель, замков и т. д. Примерные размеры брусков и оковки показаны на верхнем рисунке вкладки. Каркас двери снабжают по контуру привернутой шурупами стальной полосой, вокруг которой загибается панель облицовки. Каркас из металлическихтруб . Для него подходят трубы от велосипедных рам, мебели, пылесосов, лыжных палок и др. Не обязательно изгибать трубы, чтобы они прилегали к облицовке. Можно крепить последнюю в нескольких точках, приварив к трубам площадки. Соединяют трубы башмаками или тройниками, а также косынками (простейший способ), кницами и непосредственно сваркой (если трубы стальные). В последнем случае необходимо сделать вырезы на концах труб для плотного прилегания их друг к другу. Калибр шва —i 3 мм. Толщина косынок — 2—3 мм. Очень удобно соединение кницами; конец трубы сплющивают или делают в нем прорезь, в которой приваривают или приклепывают вставленную сюда пластину. Пластины двух соединяемых между собой труб сбалчивают или склепывают. В необходимых местах на трубах крепят дверные петли, личинки замков, пластины для крепления внутренней обшивки. Стальную облицовку можно приварить к трубам. Если необходимо изогнуть трубы, то их плотно набивают песком, а затем нагревают и гнут по шаблону, постукивая деревянным молотком. Примерная схема каркаса показана на среднем рисунке вкладки. Каркас из тонкостенных профилей . В принципе он напоминает обычную «фабричную» конструкцию. Но в данном случае мы рекомендуем его для кузовов сравнительно простой формы и принимаем соответственно упрощенную форму деталей. Каждую деталь изготовляют из профиля постоянного сечения, иногда — с вырезами. Примерные сечения профилей показаны на выносках нижнего рисунка вкладки. Все детали — прямые (кроме сточного желоба крыши). Профили можно выполнить из листовой стали на кромкогибочном станке или на прямоугольной оправке. Детали соединяются между собой сваркой, клепкой или сбалчиванием, для чего делают отбортовку или накладывают косынки. В местах установки дверной арматуры к профилям приваривают усилители. Там, где облицовка округлена и не прилегает к каркасу, ставят промежуточные детали в виде угольников с переменной высотой одной из полок. Облицовка из древесного шпона . Для изготовления нужна деревянная болванка формы. Она должна быть разъемной, чтобы ее можно было вынуть из готовой скорлупы. В соответствующие пазы болванки закладывают бруски каркаса кузова. Шпон нарезают лентами шириной 40—70 мм, которые накладывают на болванку примерно под углом 30—45° к продольной оси. Первый слой шпона набивают мелкими гвоздями (лучше «безголовыми»), а последующие — кладут «вперекрест» на клею и прибивают с подкладыванием фанерных или картонных планок под головки гвоздей. Затем просушивают каждый слой и выдергивают гвозди до наклейки следующего. Концы лент после накладывания всех слоев обрезают по очертаниям панелей. Гвозди первого слоя остаются в болванке при снятии скорлупы. Готовую скорлупу застругивают, зачищают шкуркой, оклеивают парусиной или бязью, шпаклюют и красят. Панели крышек капота и багажника можно либо выпилить ножовкой из готовой скорлупы, либо изготовить отдельно. По всем контурам скорлупы и других шпоновых деталей облицовки должны быть бруски каркаса. Парусину нужно загнуть и заклеить по краям, чтобы не отслаивались концы лент шпона. Скорлупа (верхний рисунок на вкладке) толщиной 3—5 мм получается очень жесткой, и в этом случае можно применять минимальное количество силовых деталей каркаса. Клей годится по существу любой — казеиновый, бакелитовый, столярный. Если каркас не был предварительно заложен в болванку, его вставляют в готовую скорлупу. Облицовка из пластмассы (средний рисунок на вкладке) изготовляется по макету кузова, выполнениему из пластелина, глины или гипса; с него снимают гипсовые формы (матрицы). Выклеивать слои стеклопластика непосредственно на макете не рекомендуется, так как при этом гладкой получается внутренняя поверхность облицовки, а наружную приходится выравнивать шпаклевкой. Матрица должна иметь для прочности арматуру из проволоки и прутков. Лучше всего делать ее составной: сначала выполнить отдельные панели, а затем собрать их в единую скорлупу. Края панели не должны доходить до краев матрицы на 20—30 мм. При окончательной сборке просветы между панелями перекрывают полосой пластика шириной около 120 мм. Формирование как панелей, так и соединительной полосы заключается в последовательном накладывании слоев стеклоткани, мешковины, стекловаты или других материалов (см. таблицу на вкладке) с промазкой каждого слоя либо смолой либо клеем. Число слоев 6—9, толщина панелей 2—4 мм. Матрицу с наложенным на нее пластиком кладут в мешок из прорезиненной или аэростатной ткани, листовой резины или пластмассовой пленки и выкачивают из него воздух пылесосом. Под давлением воздуха мешок прижимает пластик к форме. Другой способ — накладывание на форму песка или мешков с песком. При формировании выпуклой формы можно обеспечить давление резиновыми ремнями. В этом случае нагрев осуществляется инфракрасными или иными лампами. Поверхность матрицы надо обмазать солидолом и покрыть нитролаком или пластмассовой пленкой, чтобы пластмасса не приклеивалась к форме. Работа со смолами и стеклотканью требует соблюдения соответствующих правил техники безопасности. Облицовка избумаги . Изготовляют ее аналогично тому, как делают облицовку из стеклопластика, только вместо слоев стеклоткани накладывают листы бумаги. Готовую скорлупу желательно оклеить снаружи парусиной и окрасить с внешней ис внутренней стороны. Облицовка из фанерыикартона . Она практически применима только при деревянном каркасе и плоской или незначительно изогнутой в одном направлении поверхности кузова. После крепления панелей к каркасу рекомендуется оклеить весь кузов парусиной, а затем красить. Металлическая облицовка. Ее изготовление требует специальных навыков и соответствующего оборудоваРисунки В. Панфилова.23 ния, в частности сварочного . Выполнение такойоблицовкипод силу немно ­ гим. Облицовку крепятк деревянному каркасу гвоздями и шурупами, а к трубчатому или профильному — з а ­ к лепками (с потайными головками или сподкладкой шайб подголовкизакле ­ п окпри сравнительно мягком материале облицовки ) , так называемыми «шур упамипо металлу», винтами и, н ако ­ нец, с варкой . Дверь и ее проем (рис. 1). Д верьнепременнодолжна иметь кор ­ пус (с каркасом или состоящий из нар ужнойи внутренней панелей), петли, з амокиего личинку на стойке кузова , направляющие шипы , б уфера , о грани ­ читель открывания , стекло сжелобка ­ м и для перемещения . Н еобходимо , чтоб ы дверь не прилегала кторцамкорпу ­ са кузовавпроеме ; о нафиксируется петлями, з амком , шипами ибуферами . Зазор между дверью и корпусом составляет сверху исбоковпо 5—7 мм , снизу — 10—13 мм . П ритакомспосо ­ б е фиксации предотвращается заедание дверивпроеме , а зазорперекры ­ вается резиновым уплотнителем, к ото ­ р ыйможетодновременно служить бу ­ ф ером . Д лятого чтобы контурыдвери соответствовали контурампроема , следует изготовить сначала корпускузова , затем вырезать из фанеры шаблон проема , уменьшить его по контуру на величину зазораипоновомушаблону выполнить дверь. Поворачивающиеся форточки слишк омсложны для самодельногокузова . М ожнорекомендовать два вида двери : с рамкой из стального профиляираз ­ д вижными стеклами ибезоконнойра ­ м ысопускающимсястеклом . В последн ем случае необходим массивный мяг ­ кий уплотнитель проема . З амки , б уфе ­ ра и направляющие шипы лучше взять с серийных автомобилей или мотоколя ­ с ок (ГАЗ-69, С ЗА ) , ограничитель откры ­ вания двери выполнить изремня или плотной сложенной вдвое-вчетверо ткани, а петли выбрать в зависимости от кривизны поверхности дверии от ее конструкции . Если дверь плоская, в оз ­ м ожны петли оконного типа, для вы ­ пуклых дверейнеобходимы петли сбольшим вылетом или внутренние, в ви ­ д ескоб . Их прикрепляюткдверии стойке кузовашурупами или болтами , в зависимости от материала каркаса . Окна кузова, кроме дверных, Рис. 1. Схема двери кузова. Раэдбин*ное // стекло II 5 рамке IIМодель автомобиля «Волга» «Москвич» «Запорожец» А БВ_ гДЕ6,75 10.5 58 6,2528,75 12 11.75 7 282412 125 4,75 4,611 11,5МеталлРис. 2. Профили оконных уплотнителей (в таблице указана разница между контурами проема и стекла, необходимая для правильной установки профилей). обивка изкожзаменителя (текстовинит, автобим). Материал наклеивают на тон ­ к ийкартон . С обранные панели обивки крепят к каркасу кузова шурупами ^ с подкладыванием декоративных шайб под их головки или гвоздямичерезпрошву . М ожноприменить для крепле ­ ния металлические (хромированные, о крашенные ) штабики. Стенку, отделяющую пассажирское помещение от отсека для двигателя, надо снабдить изоляцией , н апример , из войлока и вафельного картона. На больш ие металлические панели облицовкикузова желательно наклеить изнутри войлок или другуюплотную ткань для уменьшения их вибрации. К рышкирекомендуется выполнять в виде панелей, б ез усилителей. Усиления должны быть предусмотрены тольк ов местах крепления петель, з амкови подпорок. П римером простой конструкции крышкиможет служить крышкабагажникамотоколяскиСЗА . Петли ее сделаны из листового материала, п од ­ п орка — и зпруткаспружиной (аналог ичноподпоркекрышкибагажника авт омобиля «Москвич-407»), з амок — в виде крючкасквадратнымотверстием (по типу замка капота автомобиля «Москвич-400»). Уплотнитель проема крышкибагажника выполняют изпо ­ лосы мягкой или губчатой резины . П ро ­ е мкрышки капота для его плотного прилегания ипредотвращения шума целесообразно снабдить резиновыми кнопками. Декоративные детали лучше всего изготовлять изполированногоалюминия . Ш табикикрепят на кнопках из пружиннойпроволоки . Такое креп ­ ление очень надежно . Более тяжелые декоративные детали привертывают винтами сгайками . Н есколько слов обокраскекузовов *. Н екоторые считают самымипрактич ­ н ыми цветами серый , к оричневыйи т. п., на которыхгрязьменее заметна. На наш взгляд, л учше красить кузовв светлые ияркие тона. П ри двухцветной окраскегармоничное сочетание дости ­ гается, к огдаодин цвет какбыдопол ­ няет другой (светло-желтый итемно синий, светло-зеленый итемно - в ишне ­ вый, г олубойикоричневый , к ремовыйи темно-зеленый). Х орошо сочетается со всеми темнымиияркими цветами светло-серый и цвет «слоновой кости» или светло - к ремовый , а также серый (не темный) с о светлым иярко - к рас ­ ным, ярко-зеленым, оранжевым. Очень нарядным может быть автомобиль, о крашенныйвчерныйи белый (или светло-кремовый) цвета. Следует заметить, что желтыеномер ­ ные знаки (в дальнейшем они будут за ­ м ененычерными ) плохо сочетаются с окраской кузова в светло-зеленый, к расный , ж елтый цвета. Инж. Ю . Д ОЛМАТОВСКИЙ . * См. статью «Как покрасить автомобиль» в № 4 журнала «За рулем».^•ЗамокНаружная сторона-жжтZ7жI—ап роще всего делать глухими, установив стекла или пластины плексигласа вре ­ зиновых профилях — уплотнителях (рис. 2). Как указывалось впредыду ­ щ ей нашей статье, для ветрового окна подходятнебьющиеся стекла заднего окна автомобилей «Москвич-407» и ГАЗ-12. Применять плексиглас нежелательно, п осколькуон ухудшает види ­ мость (потускнение от пыли и от ра ­ боты стеклоочистителя, преломление света фар встречных автомобилей). Д ля остальных оконцелесообразенименно плексиглас: е голегко вырезать, о н имеет малый вес. Сиденья микролитражных автомобилей имотоколяскиимеютобычноупрощеннуюконструкцию . На трубчатый остов натягивают резиновыелен ­ ты (их можно сделать из старой каме ­ р ышиныгрузового автомобиля). П о ­ верх пружинящей «решетки» из лент кладут матрац из губчатой листовой резины , ваты, м ытой шерсти или спутанного конского волоса. Толщина ма ­ траца 10—25 мм. Получившуюся подушку или спинкузаключаютвче ­ хол из дермантина или плотной обивоч ­ ной ткани ; к раяегозакрепляют на каркасекнопками , винтами (с подклад ­ к ой шайб) или шнуровкой . Д ля последней необходимо сделать в чехлах от ­ верстия, снабдив их обувными пистонами. В озможнатакжедругая простая кон ­ струкция сиденья — п олужесткая . В этом случае излистового металла, пластмассы или шпона изготовляют панель, на которую накладывают матрац толщиной 20—40 мм ( р ис . 3). Обивка и шумоизоляция. Для открытых кузовов обязательна Рис. 3. Сиденье с резиновыми ремнями.АЛ—L2fc1 = 8I|Губчатая резанаБ"t} 1Внутр. петля Ограни читель:1Внутр. панельЧ .Разрез no А-АжЖВнешняяпанель-' 'е-буазерРазрез по б-БУгольникШипВнешняя петляРазрезпо В-ВРеэинойые ремниКр^киТру5каfS 22-25мм