БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК МОТОСПОРТАФинальные соревнования II Спартакиады народов СССРН. СТРАХОВ, судья всесоюзной категории, главный судья соревнований а день до торжественного открытия Спартакиады народов СССР колонна мотоспортсменов пронесла по улицам столицы развевающиеся полотнища флагов союзных республик и спортивных обществ. Так было возвещено о предстоящих финальных соревнованиях по мотоциклетному спорту. Включение в программу вторай Спартакиады народов СССР мотоспорта — явление знаменательное. Оно свидетельствует прежде всего о том, чт<о за последние годы военно-прикладные, технические виды спорта, в особенности мотоциклетный и автомобильный, получили в стране широкое признание. В домах пионеров, школах, техникумах, в высших учебных заведениях создаются автомотокружки и секции, где молодежь получает юношеские и любительские права на управление машинами, приобщается к спорту. Все в больших масштабах организуются туристические поездки. Количество автомотоклубов, являющихся учебной и спортивной базой подготовки водителей и совершенствования спортсменов, непрерывно увеличивается. За последнее время получили развитие самодеятельные автомотоклубы, создаваемые активистами ДОСААФ при заводах, колхозах, учебных заведениях. В текущем году вступили в строй новые мотоспортивные сооружения. В Эстонии закончено строительство комплекса сооружений республиканского автомотоклуба, сданы в эксплуатацию мотодром в Майкопе, стадион с гаревой дорожкой в Ровно. Значительно расширились виды соревнований по автомотоспорту. У нас проводятся гонки по шоссе, кроссы, соревнования на регулярность движения, мастерство вождения, экономию бензина и др. Большое распространение получили и многодневные соревнования, которые состоят из дорожных состязаний на регулярность движения и, как правило, дополнительных скоростных fOHOK. Многодневные соревнования — это серьезная проверка не только мастерства и морально-волевых качеств спортсмена, но и качества мототехники. Участники этих соревнований должны уметь быстро и точно ориентироваться на местности, строго рассчитывать скорости движения на отдельных участках, соблюдать жесткую дисциплину марша в соответствии с заданным временем, В шестидневных соревнованиях, включенных в финал II Спартакиады народов СССР, приняли участие команды союзСтарт мотогонок в честь открытия шестидневных соревнований. Спортсмены бегом преодолевают 40-метровую полосу, отделяющую их от незаведенных мотоциклов.З ных республик и городов Москвы и Ленинграда. Каждая команда выставляла 16 мотоциклов-одиночек отечественного производства, причем не менее чем в трех классах. Почти во всех республиках подготовке мотоциклистов к финальным соревнованиям было уделено очень большое внимание. Областные и городские организации ДОСААФ вначале провели однодневные мотоциклетные состязания, затем в республиках, в Москве и Ленинграде состоялись трехдневные соревнования. Из лучших мотоспортсменов комплектовались команды, которым предстояло защищать честь республики в финале спартакиады. В шестидневных соревнованиях стартовало 272 гонщика — представители 16 спортивных обществ и организаций, в том числе: ДОСААФ —147 человек, Вооруженных Сил — 70, «Калева» — 7, «Труда» — 6, «Динамо» — 6, «Трудовых резервов» — 6 и др. 3 В классе мотоциклов до 125 см выступало 34 спортсмена, до 175 см 3 — 40, до 350 см 3 — 150, до 500 см 3 — 18, до 750 см 3 — 29. Трасса шестидневных дорожных соревнований проходила в окрестностях Москвы по шоссейным и проселочным дорогам. Участки с хорошим твердым покрытием чередовались с труднопроходимыми участками. Общая протяженность трассы составила 2091,5 км: в первые два дня по 377 км, в третий и четвертый — по 415. км, в пятый — 399 км ив шестой — 108,5 км. Для каждого класса машин были установлены скорости движения с учетом характера дорог на дистанции. Торжественное открытие соревнований состоялось 9 августа на Тушинском аэродроме. Затем начались показательные выступления. В празднике мотоспорта участвовало свыше ста спортс-На пункте контроля времени дорожных соревнований. Скоро старт, а пока...менов различных городов страны. Более 20 000 зрителей с большим интересом наблюдали за гонками с преодолением сложных препятствий. Призы за победу в этих соревнованиях получили мастера спорта Р. Ивонина, восемнадцатилетняя Р. Оссе, Н. Михайлов, П. Нежутин, В. Субботин и А. Кабанов с колясочником перворазрядником Р. Камалетдиновым. Старт шестидневных соревнований был дан в7 часов утра следующего дня. Колонна мотоциклистов растянулась на десятки километров. Много зрителей из населенных пунктов, расположенных вдоль трассы, наблюдали за ходом соревнований. Маршруты и контрольные карты движения вручались участникам накануне следующего дня состязаний, после постановки машин в закрытый парк. Ежедневно менялся цвет всей документации и соответственно изменялся цвет всех обозначений на трассе. Пункты контроля времени (KB) были расположены примерно через каждые 30—40 км. На трассе многодневки развернулась напряженная борьба. В первый день 227 спортсменов финишировали без штрафных очков. На второй день число таких участников превышало 190. Создалось несколько необычное для многодневных соревнований положение, когда на дистанции оставались почти все мотоспортсмены. Видимо, сказалась тщательная подготовка к состязаниям. Кроме того, отличная погода благоприятствовала гонщикам. В командном зачете в течение двух дней лидировали украинцы, на третий день на первое место вышла команда Ленинграда, а на последующие места выдвинулись спортсмены Армении и Казахстана. На четвертый день положение в лидирующей группе не изменилось и только на пятый украинцам удалось выйти на второе. По условиям многодневки командный зачет производился безотносительно к классам мотоциклов — по наименьшей сумме штрафных очков, полученных в дорожных и скоростных соревнованиях. В личном зачете победители также определялись по наименьшему количеству очков, а при равенстве их — по лучшим результатам заключительных скоростных соревнований. В связи с тем, что без штрафных очков дорожные соревнования закончило большое количество участников (99), от результатов скоростных гонок зависело распределение всех призовых мест в личном первенстве. Это предопределило исключительно острый характер • борьбы на последнем этапе соревнований за звание чемпионов спартакиады и чемпионов Советского Союза по мотоспорту. Скоростные гонки проводились на Тушинском аэродроме по замкнутой трассе (4 круга по 5,2 км), имевшей на одной половине асфальтовое покрытие. За лучшее время, показанное участниками в каждом классе мотоциклов, начислялись положительные очки. Тем, кто не принял участия в скоростных гонках, а также не прошел установленного количества кругов, начислялись штрафные очки. Всего стартовало 220 спортсменов. В классе машин до 750 смЗ первое место занял мастер спорта А. Белкин (РСФСР) со временем 14.40,2, а в клас3 се до 500 см — мастер спорта Е. Суб-Заключительная скоростная Тушинском аэродроме.гонканаботин (Москва). Его время 14.26,8. Особенно острой была борьба среди спортсменов, выступавших на мотоциклах с рабочим объемом цилиндров двигателя до 350 см 3 . Здесь победителем оказался заслуженный мастер спорта Н. Севостьянов (Москва), показавший лучшее абсолютное время — 12.33,6. В классах машин до 175 и 125 см:! на первое место вышли А. Генералов (Ленинград) и Г. Крюченко (Узбекская ССР). Их время соответственно равнялось 14.34,2 и 16.42,0. Спортсменам, занявшим в каждом классе машин первые три места, независимо от результатов дорожных соревнований, были вручены призы журнала «За рулем». Напряженная шестидневная борьба в финале мотоциклетных соревнований I! Спартакиады народов СССР окончилась убедительной победой команды Ленинграда. Второе место заняли спортсмены Украинской ССР, третье — Грузии. Последующие три места заняли команды Армении, РСФСР (сборная областей) и Казахстана. Команда Москвы оказалась на девятом месте. По результатам командных соревнований между спортивными обществами первое место заняли спортсмены Вооруженных Сил. В торжественной обстановке победителям соревнований были вручены награды и призы. Присутствовавший на спартакиаде в качестве гостя президент Международной федерации мотоспорта (ФИМ) Питер Нортье в беседе с редакторами газет и журналов весьма высоко оценил организацию мотоциклетных соревнований, в особенности обозначения дорожных трасс. Значение прошедших мотоциклетных соревнований трудно переоценить. Они содействовали популяризации многодневок в областях и республиках и явились отличной школой для наших мотоспортсменов. Результаты соревнований дали также ценный материал для наших мотоциклетных заводов и конструкторов-мотоциклостроителей.6