11
12
Международные шоссейно.кольцевые гонки в Таллинеевятнадцатое июля нынешнего года Надолго запомнится таллинским почитателям мотоциклетного спорта. В тот день произошло падение многих старых и рождение новых рекордов знаменитой шоссейно-кольцевой трассы Пирита—Козе—Клоостриметса. Высшие достижения поднялись здесь настолько, что любители громких эпитетов не преминули назвать их «феноменальными». И в самом деле, новые рекорды начисто опровергли представления самых больших авторитетов о предельных скоростях, возможных на Таллинском кольце. Однако вернемся к тому жаркому июльскому дню, когда вдоль кольцевой трассы сплошной стеной стояли зрители, ожидая первого старта. Подавляющее большинство тех, кто пришел посмотреть встречу спортсменов ГДР, Финляндии, Чехословакии и Советского Союза, с особым интересом ожи ­ дало выступления чешских гонщиков, мастерство которых хорошо известно. У же тренировочные заезды, которые должны были определить место спортсменов на старте, позволили сделать вывод: в Таллин приехали гонщики действительно высокого класса. О б этом убедительно говорили данные хронометража. На мотоцикле класса до 350 см 9 че-ДЕще секунда — и рекорд будет побит.хословацкие гонщики проходили круг со скоростью, превышающей 120 км/час, т. е. тот самый показатель, который многим специалистам казался потолком для трассы. Сумеют ли они и на соревнованиях добиться таких результатов? Первыми на стартовую площадку выводят свои машины спортсмены, выступающие на мотоциклах класса до 250 см 9 . Среди них четыре представителя Чехословакии: Франтишек Счастный и Ири Коштир — участники первенства мира по шоссейно-кольцевой гонке этого года, а также известные «кольцевики» Станислав Малина и Густав Хавель. В том же заезде стартует победитель больших международных соревнований на Шляйцерском треугольнике в ГДР немецкий спортсмен Хельмут Вебер и советские гонщики Ю. Степанов, Э. Кийса, Ф . Лепик и др. Борьба за первое место развернулась между чехословацкими гонщиками. За шесть кругов трижды сменялся лидер, и каждый раз им оказывался чехословацкий спортсмен — вначале С. Малина, затем Ф . Счастный и, наконец, И. Коштир. Время, с которым преодолевали каждый круг лидеры (3.25; 3.24; 3.22), говорило, что назревает новый рекорд трассы. Так это и случилось. Оторвавшись от своих соперников (Счастный и Хавель сошли с дистанции), И. Коштир финишировал с рекордным результатом. Средняя скорость его составила 118,431 км/час. Следующим на финише был С. Малина (117,857 км/час), затем X, Вебер (114,441 км/час) и Ю. Степанов. Через Несколько минут мы снова увидели на старте Станислава Малину. На этот раз он выступил в заезде мотоциклов класса до 125 см 3 . Светло-серыйМОТОЦИКЛЫ м НАШИХ ГОСТЕЙЦ итателей нашего журнала, конечно, " интересует характеристика гоночных мотоциклов, на которых выступали участники товарищеской международной встречи. Об этом мы попросили рассказать председателя технической комиссии соревнований К. И. Матюшина. Он сообщил: — Почти все советские спортсмены выступали на мотоциклах отечественного производства. Однако только мотоцикл С-157 (нласс до 125 см3), на котором мастер спорта А. Васин занял второе место, оназался на уровне гоночных мотоциклов иностранного производства. Не могли составить конкуренции зарубежной технике ни специальные гоночные машины С-254 и С-258 классов до 250 см 3 , ни, тем более, мотоциклы, изготовленные на базе серийных дорожных машин и лишь приспособленные для соревнований на шоссейно-кольцевых трассах (ИЖ-54, ИЖ-58, М-52). Наиболее совершенную мототехнику — уникальные гоночные машины, выпущенные пока что в единичных экземплярах, — привезли в Таллин чехословацкие спортсмены. 2*цилиндра. Все они снабжены обтекателем из пластмассы. Мощность двигателя «Чезет» класса ДО 125 смз составляет оноло 18 л. с , до 250 смз — свыше 30 и до 350 смз — 40 л. с. Соответственно максимальные скорости на прямых участках равны 150, 183 и 195 км/час. Чехословацкий гонщик С. Малина на мотоцикле 3«Чезет» классов до 125 смз и до 250 см занял первое и второе места, а И. Коштир на мотоцикле до 250 см 3и до 350 см 3 — первое и третье места. Все четыре машины «Чезет» закончили соревнования.»<Я ВА "иЧ Е3Е Т"Мотоциклы марки «Чезет» были представлены тремя 3 классами: до 125 см 3 , до 250 см 3и 350 см . Все они имеют четырехтактный одноцилиндровый двигатель с двумя распределительными валиками, расположенными на головке цилиндра; привод их осуществляется с помощью конических шестерен и вертикального вала. Коробка передач — шестиступенчатая и выполнена в общем картере с двигателем; передача на заднее колесо — цепная. Мотоциклы разных классов отличаются в основном только размерностьюМотоциклы «Ява» кубатуры до 250 см» и 350 смз имеют четырехтактные двухцилиндровые двигатели, и в этом заключается их главное отличие от мотоциклов «Чезет». По максимальной мощности и скорости они несколько превосходят.11 буквально чувствовал позади дыхание спортсмена из ГДР Хорста Незера, выступающего на машине МЦ-125. Победитель заезда С. Малина устанавливает рекорд трассы для мотоциклов этой кубатуры — 105,182 км/час. Прежний рекорд перекрыл также и Александр Васин (103,130 км/час). Кульминационным моментом соревнований был старт на мотоциклах до 3 350 см . Замечательное искусство продемонстрировал заслуженный мастер спорта, неоднократный чемпион Чехословакии Франтишек Счастный. Круто "з& наклоняя машину на виражах, он с гоB g"* ловокружительной скоростью вылетал ко >> на прямую. Умение доводить до минио сж мума задержки на торможение перед поворотом, мгновенные ускорения на прямых — все это обеспечило ему не 107,6 только победу, но и абсолютный ре120,4 кордный результат Таллинской трассы. Пятнадцать кругов Счастный прошел за 49:12,8, показав среднюю скорость 123,541 км/час. Интересно отметить, что во время заезда спортсмен несколько раз превышал и фиксируемый рекорд прохождения круга. Скорость при этом доходила до 125,4 км/час. Такого темпа здесь никто никогда не видел. Не менее примечательно, что уже на третьем круге Счастный обошел одного из лучших финских гонщиков X. Карлссона — лидера стартовавших на минуту раньше мотоциклистов в классе до 500 см 3 . Финишировавшие после победителя Г. Хавель (120,045 км/час) и И. Коштир (118,048 км/час) также показали лучшее время, чем Карлссон, который выступал на английской машине «Нортон». Однако и его результат — 117,660 км/час оказался рекордным для мотоциклов этой кубатуры. На втором месте был известный финский гонщик А. Вентониеми, на третьем — советский спортсмен В. Медведев. Победителями в других заездах, где выступали только наши спортсмены, были: среди женщин И. Озолина, на мотоциклах с колясками до 500 см 3 В. Плоом и В. Сууркууск и свыше 500 см3 — А. Разоренов и С. Нагорнев.А. Васин на дистанции, РЕКОРДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТАЛЛИНСКОЙ ТРАССЫв.г и«1и ьа ЧXВ победе, которую одержали чешские спортсмены, главную роль сыграло высокое качество гоночных машин заводов «Ява» и «Чезет». Другим-грозным оружием чехов была отличная подготовка техники к соревнованиям. Знаменательно то, что в день открытия гонок знамя чешских спортсменов нес не гонщик, а старший механик Иржи Червак — основное лицо в команде. Кстати, имя его хорошо известно многим мотоциклостроителям, так как Червак является главным инженером завода «Чезет». Нельзя не подчеркнуть, что вместе с четырьмя чехословацкими спортсменами в Таллин прибыли четыре механика; без серьезной инженерной подготовки машин в современных скоростных гонках трудно рассчитывать на успех. И, наконец, третьей причиной, обеспечившей победу чехов, было их отточенное мастерство, превосходное умение вести гонку на больших скоростях. Для советских спортсменов участие в этих соревнованиях явилось хорошей школой. По существу, с 1956 года у нас не было больших международных соревнований по кольцу. Правда, в последние два года эстонские мотоспортсмены приглашали к себе иностранных гостей, но встречи с ними не давали исчерпывающего представления о силе европейских кольцевиков и об успехах мотоциклостроения за рубежом. О б этом хорошо «рассказала» лишь последняя гонка. Советские спортсмены уступали гостям прежде всего в мототехнике. Ни Ю. Степанова, ни А. Равальдини, ни Р. Лаура нельзя упрекнуть в отсутствии смелости, решительности, стремлении до конца продолжать борьбу. Однако их энтузиазм не опирался на достаточные скоростные возможности техники, являющейся, как известно, основой мотоспорта, его фундаментом. К сожалению, сегодня, как и несколько лет назад, приходится говорить об отсутствии у нас совершенных образцов гоночных мотоциклов. Для такого категорического заключения есть все осно-§S55«оgИ•5 S.SSg°>Кu5Чезет 125 см* С. Малина 250 смЗ И. Коштир Чезет 350 смЗ Ф. Счастный ЯВА 500 смЗ X. Карлссон Нортон * В скобках ука зан трассы.105,182 (99,401)* 118,431 (109.440) 123,541 (114,872) 125,4 117,660 (113,733)' 119,8nptж нийрекордАбсолютный рекордсмен трассы Ф. Счастный. «Чезет» победителя международных соревнований в Брно с первой секунды до самого финиша был во главе гонки. З а последующие места боролись советские, немецкие и финские мотоспортсмены. При этом вновь отличными бойцовскими качествами блеснул Александр Васин. Старт он взял неудачно, но ужек исходу первого круга был на втором месте. Нелегко пришлось советскому гонщику. В течение четырех кругов он«Чезет». Тан, «Ява-350» имеет мощность 44 л. с. и развивает на прямолинейных участках скорость 205 км/час. Именно на такой машине заслуженный мастер спорта Ф. Счастный установил абсолютный рекорд трассы, а гонщик Г. Хавель занял второе место. Недостаточно надежными оказались мотоциклы «Ява-250», и эти же гонщики, выступая на них, вынуждены были прекратить соревнования.Лучшего результата среди них добился Хейнц Росснер, занявший четвертое место (средняя скорость — 99,322 км/час).5?СИМСОН"М Ц-1 25Три спортсмена команды ГДР выступали на мотоциклах отечественного производства МЦ-125. Заводские (фирменные)! экземпляры этих мотоциклов имеют оригинальную конструкцию и известны как одни из лучших в мире. На соревнованиях в Таллине были представлены торговые образцы той же конструкции, но с несколько худшими показателями. Двигатели МЦ-125 — двухтактные одноцилиндровые с плоским золотником распределения на впуске, который расположен на картере двигателя с правой стороны. Коробка передач — шестиступенчатая, передача на заднее колесо — цепью. Мощность двигателя 17 л. с. при 10 000 об/мин. Максимальная скорость на прямых участках — около 145 км/час. Двигатели МЦ, однако, недостаточноКонструктивно оригинально решены и немецкие мотоциклы «Симеон» (рабочий объем цилиндра до 250 смз и до 350 см3). У них четырехтактный одноцилиндровый двигатель с двумя распределительными валиками, расположенными на головке шатуна; привод валиков осуществляется цепью. Коробки передач — шестиступенчатые, передача на заднее колесо — цепью. Мощность двигателя с рабочим объемом до 250 см 3 — 29 л. с , 350 см 3 — около 40 л. с. Гонщик X. Вебер на мотоциклах «Симеон» занял соответственно третье и четвертое места (лучшие круги — 116,9 и 117,493 км/час). надежны, об этом свидетельствует поломка двух машин из трех стартовавших. В частности, на 10-м круге прекратил состязание Хорст Нязер (лучший круг он прошел со средней скоростью 107,1 км/час) вследствие нарушения сепаратора игольчатого подшипника малой головки шатуна и заклинивания коленчатого вала двигателя. На мотоциклах МЦ выступали молодые гонщики, не имеющие опыта международных встреч.12