17
18
Из 11 союзных республик, Москвы и Ленинграда съехались на третьи Всесоюзные соревнования автомоделистов 1959 года в Расторгуево конструкторы маленьких автомобилей. По условиям соревнований каждая команда выставляет семь автомоделей: одну — с электрическим двигателем и шесть — с двигателями внутреннего сгорания различных кубатур. Всего 160 моделей было представлено технической комиссии. Это рекордное число: никогда еще на первенстве страны не было такого количества автомоделей. Но прошедшие соревнования отличаются не только своей массовостью, но и высокими спортивными результатами. Первыми на корте появляются модели с электрическими двигателями. Д о последнего времени считали, что- из-за отсутствия источника тока, обладающего большой мощностью и малым весом, эти модели не могут развивать высокую скорость. Многие участники первенства Советского Союза опровергли это мнение. • Вместо батареек для карманных фонарей, применявшихся ранее, они установили аккумуляторы. Опыт оказался удачным. На корт выходит В. Якубович (г. Ж у ковск). Его модель ЗИЛ-111, поблескивая на солнце лаком и никелированными частями, вызывает восхищение болельщиков. Поднятием антеннки Якубович включает мотор. Д ан старт. Модель развила скорость 38,95 км/час. Такого результата в этой группе моделей не добивался ни один моделист. Хорошо прошли дистанцию модели спортсменов А. Невского (г. Новочеркасск), А. Булимова (Москва). Они заняли второе и третье места. Штрафные очки принесли своим командам М, Амронин (Казахстан), A. Гордиенко (Украина), В. Гринько (Туркмения), Ю. Забровский (Ленинград) и другие. Одних подвела беспечность •— они не позаботились о запасных источниках тока, других — конструкция моделей. Модели с электрическими двигателями уступили место полумакетам с двигателями внутреннего сгорания 1,5 см 3 . От старта к старту нарастает скорость. Полумакет под № 22 Н. Крючковой (Москва) пересекает линию финиша через 36,9 сек. (скорость — 49,3 км/час), модель ленинградца В. Сакуна показывает результат 36,2 сек. (49,5 км/час) и, наконец, модель № 42 представителя Украины Е. Лютова преодолевает восемь кругов за 25,8 сек. Скорость его полумакёта достигает 69,7 км/час. Он становится победителем. На втором месте Сергей Казанков (Москва), на третьем — В, Сакун. Начинаются заезды гоночных моделей с объемом двигателя 1,5 см 3 . На первенстве РСФСР из пяти стартовавших мо ­ делей ни одна не дошла до финиша. И в Расторгуеве первые старты были неудачны. Причина этого крылась либо в неправильно составленной горючей смеси, либо в дефектах узлов моделей. Затем все же заканчивают дистанцию модели спортсменов О. Маслова (Узбекская ССР), Ю. Степанова (г. Москва), B. Енина (Украина), но они показывают невысокую скорость. Б. Ефимов Н. КрючковаIll ВСЕСОЮЗНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ, 1959На корте —• модель № 55, сделанная воспитанником Таганрогской станции юных техников В. Авдюниным. Автомодельным спортом он занимается всего год. В соревнованиях автомоделистов Российской Федерации Владимир не смог завести двигатель. Этот урок не прошел для него даром. Юный автомоделист несколько изменил положение бачка и использовал иную горючую смесь. На первой попытке 8 кругов модель преодолела со скоростью 70,3 км/час. На второй — скорость возросла до 82,5 км/час. Установлен новый рекорд РСФСР. Но еще большую скорость развила модель мастера спорта С. Казанкова — 90 км/час. Он-то и стал чемпионом Советского Союза. Много волнений доставили болельщикам гонки полумакетов с двигателями 2,5 см 3 , где особенно остро развернулась борьба за первенство между москвичом Н. Батурловым, Н. Склифусом (команда РСФСР), С. Лошаковым (Таджикская ССР). На первой попытке двигатель москвича, установленный на его полумакете, не завелся, на второй — модель не закончила дистанцию. Это грозило команде столицы 25 штрафными очками. И все же на третьей попытке модель показала время 27 секунд (66,6 км/час). И хотя эта скорость была ниже, чем у полумакетов Н. Склифуса и С. Лошакова, звание чемпиона СССР завоевал московский спортсмен. Его мо ­ дель на техническом осмотре набрала наибольшее количество баллов — 35,5. Выступавшая в классе полумакетов спортсменка из Узбекистана К. Стасюк не вошла в призовую тройку. Но и она одержала победу. По специальности К. Стасюк — медицинская сестра. Вместе смужем она увлекается автомоделизмом. На республиканских соревнованиях супруги Стасюк завоевали два первых места. На первенстве Союза Клавдия Стасюк на 2,5 км/час улучшила свой результат. Остро проходила борьба среди спортсменов, выступавших с гоночными моделями, на которых установлены двигатели внутреннего сгорания 2,5 см 3 . К соревнованию было заявлено 26 моделей. Какая же из них окажется первой? Считали, что наибольшие шансы на победу имеют В. Якубович (команда РСФСР), А. Давыдов (Москва), В. Булыгин (Украинская ССР). Но ход соревнований опроверг все предположения. .О. Гречко С. Лошаков На третьей попытке модель О. Гречко (Новочеркасск), выступавшего в личном зачете, развила такую скорость, которую не всегда показывают даже пятикубовые модели. Всего 16,4 сек. затратила модель на прохождение восьми кругов. Скорость ее составила 110 км/час и была рекордной. На втором месте был А. Давыдов, Успешно выступил в этом классе ученик девятого класса П. Федотов (команда УССР, г. Харьков). Его модель № 123 прошла 500 м со скоростью 88,8 км/час и завоевала третье место. За лучшую модель, представленную школьниками, Павел Федотов получил приз журнала «За рулем» — универсальный токарный станок. Больше всего на соревнованиях было пятикубовых моделей, так как каждая команда выставляла по два таких гоночных автомобиля. Это придавало соревнованиям особую напряженность. Несколько раньше, на первенстве автомоделистов РСФСР в Лужниках, гоночная модель с объемом двигателя 5 см 3 , сделанная В. Кузнецовым (Таганрог), прошла 16 кругов со скоростью 113 км/час и установила республиканский рекорд. Но он продержался всего 14 дней. В Расторгуеве О. Гречко, завоевавший звание рекордсмена страны в классе гоночных моделей с рабочим объемом двигателя 2,5 см 3 , выступая с пятикубовой моделью, показал еще более высокий результат. Модель Гречко развила скорость 115,3 км/час—на 2,3 км/час больше, чем гоночный автомобиль Кузнецова. Однако и эта скорость была перекрыта гоночным автомобилем москвича Б. Ефимова. Судьи едва успевали следить за стремительным бегом модели — она шла со скоростью 125 км/час. Совсем немного отделяло Бориса Ефимова от рекорда Союза. Впервые в программу первенства СССР по автомоделизму были включены ралли — соревнования на регулярность движения. Многие возражали против этого, считая, что от автомоделей нельзя добиться регулярности хода. Прошедшая встреча доказала всю несостоятельность этого суждения. Условия автомодельных ралли заключались в следующем. Прежде чем модель примет старт, спортсмен должен объявить скорость прохождения дистанции. Если в одной из трех попыток Н. Ватурлов автомобиль не дойдет до финиша, то моделист выбывает из состязаний. (Напомним, что в других видах соревнований засчитывается результат лучшей попытки). Первенство в ралли присуждается тому, чья модель пройдет с наименьшим отклонением от заявленной скорости. К судейскому столу подходит воспитанник Сталинабадского автомотоклуба ДОСААФ Станислав Лошаков. У него полумакет с двигателем внутреннего 3 сгорания 2,5 см . — Модель пройдет дистанцию со скоростью 69 км/час, — говорит он и запускает двигатель... Судьи фиксируют результат первой попытки — 68,7 км/час, второй — 68,9 км/час, третьей —• 69,7 км/час. Станислав Лошаков завоевывает звание чемпиона страны первых автомодельных ралли, в которых участвовал 61 спортсмен. Ралли превратились в своеобразную проверку технической грамотности моделистов. Они показали, что многие спортсмены не уделяют внимания прочности узлов моделей, не добиваются стабильной работы двигателя, простоты его запуска. Всесоюзные соревнования автомоделистов закончились. Первое место завоевала команда Москвы, второе — Российской Федерации, на третьем месте — молодые спортсмены Киргизии. На последующих местах — команды Украины, Азербайджана, Белоруссии, Узбекистана, Ленинграда, Казахстана, Таджикистана, Армении, Латвии, Туркмении. Автомоделисты Молдавии, Эстонии, Грузии, Литвы в первенстве участия не приняли. Но в ходе встречи вскрылись и недостатки, о которых следует сказать. Прежде всего бросалась в глаза неукомплектованность судейской коллегии. Тяжело пришлось судье на корте Л. Кинсбергу. Просто диву даешься, как один человек в течение нескольких дней выполнял и свои обязанности и обязанности помощников, которых у него не было. Хронометристу В. Анохину часто приходилось оставлять секундомер и браться за канистру с эфиром, так как не было судьи-заправщика. Чемпион Советского Союза в классе автомоделей о электрическими двигателями. трехкратный чемпион РСФСР по автомодельному спорту В. Якубович. Внизу на снимке: сконструированная им модель автомобиля ЗИЛ-111 с электрическим двигателем.Главный судья Е. Дискин «по совместительству», как говорили спортсмены, являлся и директором соревнования. Такое «совместительство» наносит только вред. Нередко во время тренировок и соревнований модели выходили из строя: ось лопнет, колесо отвалится и т. д. У спортсменов возникала проблема, где произвести ремонт? Мастерских в Расторгуеве не было, и автомоделистам приходилось заниматься кустарщиной, чтобы хоть кое-как устранить поломку и продолжать спортивную борьбу. Соревнования — это не только подведение итогов работы моделистов за год, но и школа обмена опытом. Многое могли рассказать москвичи—победители первенства о конструкциях моделей своим товарищам из Туркмении, Азербайджана и других республик. Но живо-. го общения между командами не было. Совещание всех участников, созванное главной судейской коллегией, превратилось в беседу о неудовлетворительном снабжении автомоделистов необходимыми материалами, двигателями. На третьих Всесоюзных соревнованиях радиоуправляемых моделей было меньше, чем на встречах прошлых лет. Справедлив упрек Петра Кузнецова (Ставрополь) — победителя первенства 1959 года в классе радиоуправляемых моделей: — Думал, приеду на соревнования, поучусь у опытных конструкторов, да жаль, не получилось. Всего семь радиоуправляемых моделей было представлено технической комиссии, а дистанцию закончили и того меньше — три. Объясняется это тем, что радиоуправляемые модели не входят в зачет команд, и руководители секций мало заботятся о развитии этого вида моделизма. На протяжении нескольких лет идет разговор о постройке хорошего корта. В Расторгуеве залитая асфальтом площадка не может быть местом проведения ответственных соревнований. Качество ее покрытия не отвечает предъявленным требованиям. Следует учесть и другое — отсутствие тренировочного корта. На будущий год снова встретятся сильнейшие автомоделисты страны. Уже сейчас надо к этому готовиться, пересмотреть правила проведения соревнований, уточнить, какие модели должны быть представлены командой, кто будет допускаться к личному первенству. Большую работу предстоит проделать автомоделистам союзных республик, которым постоянную помощь должны оказывать республиканские комитеты ДОСААФ. Но, к сожалению, имеют место случаи, когда некоторые комитеты вспоминают о моделистах только в канун всесоюзных соревнований. Так, например, поступал до сих пор комитет ДОСААФ Латвии. В этой республике в 1959 году состязаний автомоделистов не проводилось. Команда, выступавшая на первенстве Союза, была укомплектована наспех, выехала в Расторгуево без тренировок и, естественно, заняла Предпоследнее место. Автомоделизм становится массовым видом спорта, и руководить им надо всерьез, а не от случая к случаю. Г. РУФАНОВ. Фото автора.Водители должны хорошо знать устройство, работу и уход за тормозами, уметь устранять различные неисправности, которые могут возникнуть в пути. В связи с этим на изучение тормозов при подготовке шоферов третьего класса отводится много времени — 3 2 часа. Из них — 1 4 часов на теоретическое изучение материала, 1 0 — н а сборочно-разборочные работы, 8 часов курсанты занимаются техническим обслуживанием автомобиля. Причем на производственную практику отводятся специальные часы. В этой статье мы рассмотрим только организацию теоретических занятий по изучению тормозов.По программе курсанты изучают автомобили ГАЗ-51А, ЗИЛ-164 и М-21. На этих машинах установлены тормоза с гидравлическим, пневматическим и механическим приводом. Приступая к изучению тормозов, преподаватель (инженер-инструктор) должен распределить материал примерно по такому плану. На первом занятии излагает значение тормозной системы в работе автомобиля, рассказывает, какие силы возникают на автомобильных колесах при торможении, как преобразуется энергия движения машины в трение и тепло. Особое внимание уделяется определению тормозного пути и причинам, влияющим на его длину. В заключение курсанты знакомятся с простейшей схемой торможения. Второе и третье занятия посвящаются изучению тормозов с гидравлическим приводом. Материал следует излагать, используя тормоза автомобилей ГАЗ-51А и М-21. Четвертое и пятое занятия отводятся для знакомства с тормозами автомобиля ЗИЛ-164 (с пневматическим приводом). На шестом занятии разбирается действие тормозов с механическим приводом, вопросы эксплуатационной регулировки тормозов, неисправности, причины их возникновения и способы устранения. Изложение темы заканчивается знакомством слушателей с основными работами по тормозному устройству при техническом обслуживании автомобиля. Уместно заметить, что такое распределение материала не является неизменным. Возможно, преподаватели найдут нужным по-иному распределить материал, однако всегда целесообразно проводить двухчасовые занятия. После утверждения составленного плана учебной частью инженер-инструктор Рно. 1.18