ПОСЛЕ ФИНИША«БЕЗ ЕДИНОГО ПЯТНЫШКА» езультаты шестидневных мотосоревнований II Спартакиады народов Советского Союза высоки и отрадны: 220 успешно закончивших труднейшее состязание, из них 99 «без единого пятнышка», то есть без штрафных очков. Уместно напомнить, что первую многодневку, которая к тому же была всего трехдневной, «на нулях» прошло 11 спортсменов, вторую — лишь один человек (Д. Косиков, «Динамо»), третьютрое (армейцы А. Сироткин, А. Лиханов и А. Карасев). На этот раз каждый третий участник отлично выдержал испытание, благополучно миновал опасности, подстерегавшие в пути. Таких опасностей было много. Главная же из них, пожалуй, проколы баллонов. Мы немало наслышаны о бесчисленных повреждениях однотрубок у велогонщиков, скатов у раллистов-автомобилистов. Теперь ясно, что это — стихийное бедствие и для мотоциклистов-многодневщиков. Ох и густо же усеяны наши дороги всякими колющими и режущими предметами! По приблизительным подсчетам, за шесть дней соревнований каждому из участников не менее пяти раз приходилось ремонтировать переднее или заднее колесо своего мотоцикла, менять камеру, а затем прилагать огромные усилия, чтобы снова войти в график. А ведь у некоторых гонщиков случалось до трех проколов в день. И не удивительно, что за рубежом в международных встречах мотоциклистов давно сложилась практика—каждого спортсмена, закончившего шестидневные соревнования без штрафных очков, награждать золотой медалью. Думается, не мешало бы иу нас ввести специальный жетон для спортсменов, проявивших высокие волевые качества и мастерство в подобных состязаниях.Рстерства обороны. Именно благодаря этому удалось преодолеть трудности подготовительного периода и команды выступили во всеоружии. Но для борьбы за золотые медали чемпионов при наличии такого сильного состава участников одной общей подготовки было недостаточно. В самом многочисленном классе мотоциклов 3 (до 350 см ) дорожные соревнования без штрафов закончило более 70 гонщиков. Каждый из них мог смело претендовать на звание чемпиона. В этих условиях решающее значение приобретала скорость. Наиболее остро борьба за победу развернулась в классе мотоциклов до 3 350 см . Первым серьезную заявку на медаль сделал Б. Иванов. До него 3 Е. Субботин (класс 500 см ) показал скорость 86,43 км/час. Иванов сразу повысил ее до 94,55 км/час. Стартовавший в следующем заезде Н. Соколов довел ее до 96,0 км/час. Но вот на старте чемпион СССР по шоссейно-кольцевой гонке заслуженный мастер спорта Н. Севостьянов. Кому же, как ни ему, добиться наивысшего показателя! И Севостьянов блестяще подтвердил звание одного из сильнейших скоростников страны. Со времени Соколова он сбрасывает сразу 26,4 сек. и добивается абсолютно лучшего результата — 99,64 км/час. На первый взгляд может показаться, что не 6 дней напряженной борьбы на дорогах Подмосковья, а считанные минуты гонки вокруг Тушинского аэродрома решили все. Такое предположение было бы неправильным. Гонку на аэродроме выиграл тот, кто, пройдя на своей машине 2000 км , сумел лучше сохранить ее динамические качества, а на заключительном этапе, в самый решающий момент умело использовать накопленное преимущество. НА ЛЕВОМ ФЛАНГЕ Вряд ли можно сомневаться в том, что с каждым годом условный центр мотоспорта все больше перемещается с северо-запада на юго-восток нашей страны. Еще недавно он был где-то в треугольнике Москва—Ленинград—Таллин. А сейчас, особенно после шестидневных соревнований, следует считать, что он находится в районе Воронежа или Сталинграда. Доказательство этому — второе место, занятое на многодневке Украиной, третье — Грузией, четвертое — Арменией, пятое — сборной краев, областей и автономных республик Российской Федерации, шестое — спортсменами Казахстана. В то же время мотоциклисты Москвы в турнирной таблице оказались девятыми, а Эстонии — двенадцатыми. Между прочим, команда Эстонской ССР потерпела крупную неудачу, на наш взгляд, прежде всего потому, что в ее состав не было включено ни одного гонщика такого сильного в республике коллектива, как ДОСААФ. И все же, когда на торжественной церемонии закрытия соревнований команды выстроились перед трибунами в соответствии с занятыми местами, налевом фланге скромно стали мотоциклисты Узбекистана. Это было тем более удивительным, что при награждении победителей каждая пятая медаль тут же вручалась... узбекскому спортсмену; мастер спорта Г. Крюченко получил золотую, перворазрядники Е. Смирнов — серебряную, М. Репьев — бронзовую. В чем же причина столь неровного выступления узбекских мотоциклистов? Прежде всего в том, что очень уж слаба основа мотоспорта в Узбекистане — его массовость. Когда встал вопрос о приведении перед Спартакиадой народов СССР отборочных республиканских состязаний, то оказалось, что в них некому участвовать. Поэтому местные руководители решили своих соревнований не проводить, а просто без особых хлопот послать группу мотоциклистов (17 человек, отобранных «на глазок») для участия в многодневке в Киргизию. Готовясь к спартакиаде, все республики частично обновили свой мотоциклетный парк, приобрели новые машины. Не сделали этого только руководители спорта Узбекистана. Команда выступала на старой, основательно потрепанной технике, которая, как и следовало ожидать, начала «сыпаться» с самого начала соревнований. В итоге команда Узбекской ССР набрала 3360 штрафных очков—почти столько же, сколько шесть лучших команд, вместе взятых. Вполне естественно, что усилиями отдельных, даже очень хороших спортсменов спасти положение было невозможно. Сказанного достаточно, чтобы прийти к выводу: плохо дело с руководством мотоспортом в Узбекистане. Б. КУЗНЕЦОВ. Фото автора. Победители многодневных соревнований в классе мотоциклов до 350 см«. В центре чемпион II Спартакиады и Советского Союза заслуженный мастер спорта Н Севостьянов. слева мастер спорта Н. Соколов (оба — команда Москвы), справа мастер спорта С. Кадушкин (Ленинград)., '/СКОРОСТЬРЕШАЕТ СПОРПогода исключительно благоприятствовала соревнованиям. И трасса на этот раз была выбрана более предусмотрительно, чем раньше. Ведь, как известно, добрая половина участников трех предыдущих многодневок неизменно утопала на дистанции после неожиданных ливней в коварной подмосковной грязи. И все-таки главным, что обеспечило успех шестидневки, являются не солнечная погода и сухая трасса. Команды были укомплектованы после проведения отборочных соревнований в республиках действительно лучшими гонщиками шестнадцати спортивных обществ и организаций. Большую работу на местах провели по оснащению команд новой техникой и по приведению ее в боевое состояние. Наконец, пожалуй, впервые столько внимания уделялось непосредственно тренировочным занятиям со спортсменами. Накануне спартакиады активно взаимодействовали республиканские советы спортивных обществ и организаций, комитеты ДОСААФ и спортивные клубы Мини7