24
25
ЦзЕЛЕНАРтОЛНАОсобые условия движенияНа вопросы читателей по Правилам дорожного движения отвечает начальник отдела ВНИИ БД М. АФАНАСЬЕВНа некоторых наших дорогах предел скорости «поднят» знаками до 100 км/ч и даже выше. Являются ли такие дороги скоростными, действуют ли на них те правила, что изложены в разделе «Особые условия движения»! Нет, не действуют. В сравнении с обычными, где введены общие ограничения скоростей, такие дороги мы называем в обиходе скоростными. Однако «Конвенция о дорожном движении», к которой присоединилась в свое время наша страна, вкладывает в понятие «скоростная дорога» определенный смысл. Это должна быть автомагистраль, обеспечивающая езду с высокими скоростями не только своими техническими параметрами, но и организацией движения. В частности, на такой дороге не должно быть ни пешеходов, ни велосипедистов, ни вообще любых транспортных средств, если их конструктивная скорость не может достигать определенной величины, установленной национальным законодательством (у нас, как известно, этот лимит равен 40 км/ч). Пока что на наших дорогах, где разрешена скорость 100 км/ч и выше, таких условий нет, Поэтому здесь надо руководствоваться всеми теми правилами движения, которые действуют на общей сети дорог. Соответственно и знаки на них стоят 2.20 «Ограничение скорости», а не указательные 4.3 «Скоростная дорога». В разделе об особых условиях движения изложены правила езды по горным дорогам, но не определено понятие «горная дорога». Что имелось в виду под этими словами! Официальных норм, по которым ту или иную дорогу можно отнести к категории «горная», в нашей стране нет. Такими мы считаем дороги, проложенные в горной местности. Как правило, их отличают затяжные уклоны, крутые и часто повторяющиеся повороты, многочисленные участки с ограниченной видимостью. Наиболее характерны в этом отношении горные дороги на Кавказе, в Крыму, на западе Украины, в Средней Азии, на Урале и Дальнем Востоке. В гололедицу нв горных дорогах любая буксировка запрещена. А как быть водителям, если дорога обледенела, когда они уже были в пути! Если водителям, буксирующим автомобили по горной дороге, встретился участок, где поверхность проезжей части обледенела, они должны прекратить движение, точнее прервать его, пока дорожные условия не придут в нормальное состояние в результате принятых соответствующими службами мер или естественным образом. Место для остановки надо, разумеется, выбрать такое, чтобы не создавать помех другим водителям, обеспечить возможность для проезда других автомобилей. Внешние световые приборы должны быть включены на транспортных средствах не только в темное время суток, но ив других условиях недостаточной видимости. Что в последнем случае Правила имеют в виду! В примечании к пункту 132 Правил говорится о том, что условия недостаточной видимости — это туман, дождь, снег и другие метеорологические особенности погоды, ограничивающие видимость максимум 100 метрами пути. Этим определяется степень различения на дороге отдельных объектов. Недостаточной видимость считается тогда, когда четкое различение пешеходов, дорожных знаков и движущихся без включенных огней транспортных средств возможно|НА ДОРОГАХ ВСЕГОПОЛЬША. При проектировании новых городов и жилых районов архитекторы применяют официальные нормы, регулирующие соотношение, между количеством жителей и мест ' на автомобильных стоянках. Нормы периодически пересматриваются. Если в 1951 году на 1000 жителей приходилось 10—25 мест, в 1964 году — 25—40, то, согласно ныне действующим нормам, — 90—120 мест. АВСТРИЯ. Результаты анкеты, проведенной среди водителей автомобилей, свидетельствуют, что уклоняющиеся от применения ремней безопасности чаще всего объясняют это боязнью оказаться пристегнутыми в загоревшейся или свалившейся в воду машине, Данные статистики по стране, однако, говорят, что такие случаи очень редки, зато в 90 происшествиях из 100 ремни спасают водителя и пассажиров от гибели или тяжелых увечий. БРАЗИЛИЯ. Министерству охраны окружающей среды удалось добиться от Национального союза производителей автомобилей решения о том, что все выпускаемые в стране машины с 1978 года должны оснащаться специальным устройством. значительно снижающим концентрацию окиси углерода в выхлопе. ИТАЛИЯ. С конца 1977 года здесь введено новое ограничение максимальной скорости движения легковых автомобилей на дорогах и автострадах. Теперь она зависит от рабочего объема двигателя: до 600 см 3 — 80 км/ч на дорогах и 90 км/ч на автострадах; от 600 до 900 см 1 — соответственно 90 и ПО км/ч; от 900 до 1300 см 3 — 100 и 130 км/ч; свыше 1300 см 3 — ПО и 140 км/ч. Ограничение в населенных пунктах осталось прежним — 50 км/ч независимо от мощности двигателя. ЛИВИЯ. Здесь на дорогах часто встречаются предупреждающие знаки с изображением верблюда. Дело в том, что, внезапно появляясь на дорогах, эти животные часто оказываются причиной ДТП. НИДЕРЛАНДЫ. На специальном заседании парламент принял решение, запрещающее езду на роликовых коньках по всем дорогам страны. Полиция получила распоряжение штрафовать тех, кто нарушит новое постановление. ТУНИС. В последние годы на всех главных улицах городов появились дорожные указатели и светофоры. В связи с этим правила движения стали более строгими. Например, несоблюдение требований знака «Стоп» или проезд перекрестка при красном свете карается лишением водительских прав. США. Из-за сильных снежных заносов и резкого похолодания в ноябре минувшего года лишь за два дня на дорогах погибло при ДТП 459 человек. На одной 'из дорог в штате Висконсин в результате заносов автомобильная пробка протянулась на 15 километров. ФИНЛЯНДИЯ. В стране введены более строгие наказания для нарушителей правил движения. Водитель, в крови которого обнаружат более 0,5 промилле алкоголя, приговаривается к тюремному заключению сроком до трех месяцев.24 - только на расстоянии метров.меньшечем 100го света на ближний, то надо тут же сбросить «газ», а может быть и притормозить. Кто больше рискует быть ослепленным — водитель легкового или грузового автомобиля!При встречном разъезде на загородных дорогах водители нередко переходят на подфарники. Правильно пи они поступают! Если мы внимательно прочитаем пункт 133 Правил, то увидим, что его предписания, по существу, запрещают водителям пользоваться дальним светом фар на освещенных дорогах и ездить без включенных фар на неосвещенных. Надо всегда помнить, что подфарники не осветительный, а сигнальный прибор. Габаритные огни не дают необходимой освещенности дороги, а лишь обозначают габариты транспортного средства. В свете подфарников водитель не в состоянии рассмотреть препятствие на дороге даже в непосредственной близости. Кроме того, перейдя при встречном разъезде на подфарники,' он становится более подверженным ослеплению, так как его глаза адаптированы на неосвещенную поверхность дороги. При ближнем свете фар вероятность этого значительно меньше. Правила говорят, что водитель обязан снизить скорость при ослеплении. А разве при переключении света с дальнего на ближний для разъезда • темноте этого делать не надо! Все зависит от того, на какой скорости этот разъезд происходит. В соответствии с общим положением, закрепленным в пункте 73 Правил, скорость всегда должна соответствовать видимости в направлении движения. Исследования показали, что при благоприятных дорожных условиях скорость не должна превышать на ближнем свете 45 км/ч, а на дальнем — 80 км/ч. Иначе остановочный путь машины будет больше уверенно просматриваемой вперед освещенной зоны. Таким образом, если вы двигались со скоростью более 50 км/ч и перешли с дальне-Страдают от ослепления прежде всего водители «низкорослых» автомобилей. В легковом автомобиле глаза человека, сидящего за рулем, находятся в среднем на высоте 1 метр от дороги. На этой же примерно высоте расположены фары у грузовых автомобилей и автобусов, и их лучи смотрят водителю легкового автомобиля прямо в глаза. Сами же водители грузовиков и автобусов сидят достаточно высоко, почти в2 метрах от поверхности дороги, они практически находятся вне зоны опасного ослепления. Об этом им надо помнить и своевременно переключаться на ближний свет, не заставляя встречного водителя повторять «просьбу». Этого требуют и Правила и водительская этика.должен сам решать, включать фары или нет: в нашем автомобильном парке еще очень много машин, конструктивные особенности фар у которых таковы (так называемое американское светораспределение), что не исключено слепящее действие и ближнего света, тем более при неудовлетворительной регулировке фар. Кроме того, по мнению специалистов, ближний свет «жигулей», например, всетаки «силен» для городских магистралей. Сходятся на том, что для условий городского движения у автомобилей должен быть и специальный «городской свет», несколько слабее ближнего, но ярче габаритных огней. Над этой проблемой сейчас работают. А пока следует рекомендовать водителям тщательнее регулировать фары, смелее с учетом уровня освещенности пользоваться ближним светом и не ездить «на ощупь» с одними габаритными огнями. Часто водители включают фары при буксировке даже в дневное время. Стоит ли так делать! Это можно наблюдать не только при буксировке. Часто водители практикуют включение света при движении в колонне, при перевозке крупногабаритного или тяжеловесного груза. Думается, это неплохой предупредительный сигнал, обращающий внимание других водителей на особенности обстановки, призывающий их быть более бдительными, осторожными. Видимо, будет полезно при работе над новой редакцией Правил закрепить в них это положение, Жизнь опередила теорию ив другом вопросе. Сейчас некоторые модели легковых автомобилей уже оборудованы устройством, включающим одновременно все указатели поворота. Однако Правила еще не сказали, когда такой сигнализацией надо пользоваться. Подобные дополнения к Правилам уже подготовлены. В них предусмотрено, что мигающие оранжевые огни надо включать в основном в тех же случаях, когда должен применяться знак аварийной остановки или красный мигающий фонарь.В печати появились сообщения о том, что • некоторых странах ближний свет фар стал обязательным и на хорошо освещенных дорогах, и даже в дневное время. Почему не встают на этот путь и наши Правила дорожного движения!Действительно, такие примеры уже есть. Необходимость более широкого использования ближнего света диктуется и обосновывается соображениями безопасности движения: водитель лучше замечает все вокруг, и его лучше видят другие участники движения. Такой эксперимент у нас в Ленинградской области ив Эстонской ССР тоже проводился и дал в общем положительные результаты. Во всяком случае, число наездов на пешеходов заметно снизилось. Пока наши Правила рассчитаны на то, что на маломальски освещенных дорогах водительФРАНЦИЯ. Статистика показывает, что каждые восемь из десяти ДТП на автомагистралях — это так называемые цепные происшествия, в которых сталкивается множество автомобилей. Процесс выявления виновных в таких авариях очень сложен. ФРГ. Совет по безопасности движения разработал рекомендации для водителей двухколесных транспортных средств. Они мало защищены, поэтому при ДТП чаще получают ранения, чем водители легковых автомобилей. Так, в 1975 году каждый тридцатый водитель двухколесной машины при ДТП становился его жертвой — получал травму или погибал. Вот предлагаемые им правила. 1. Всем пользоваться шлемами, хотя официально это является обязанностью водителей лишь тех двухколесных машин, которые развивают скорость более 40 км/ч. 2. Надевать перчатки и светлую одежду, которые делали бы водителя хорошо заметным на дороге. Наиболее пригодны для этой цели следующие цвета: желтый, нселто-зеленый, оранжевый. Красный цвет в темноте можно не заметить. 3. При движении на загородных до-рогах включать освещение. 4. Не перевозить пассажира, если мопед для этого не приспособлен. 5. Тщательно следить за техническим состоянием машины, прежде всего за шинами и тормозами. 6. Обращать особое внимание на поверхность дорожного покрытия. Опасны места, где есть масляные пятна, песок, лужи, а также рельсы. Из-за неустойчивости машины здесь может возникать юз. 7. Строго соблюдать ряды движения. 8. Следить за безопасной дистанцией: столкновение с идущей впереди машиной гораздо опаснее, чем для автомобилиста. 9. Не забывать о соблюдении интервалов, обращая особое внимание на грузовые автомобили, совершающие правый поворот. 10. Чаще, чем другие участники движения, пользоваться сигналами рукой, особенно. При поворотах. ШВЕЙЦАРИЯ. Многие считают, что медикаменты, получаемые из растений, безвредны и не оказывают какого-либо влияния на безопасность движения. Институт безопасности движения категорически отвергает такую точку зрения, указывая на то, что многие жертвы ДТП, как выяснилось, находились под воздей-ствием успокаивающих средств растительного происхождения. ШВЕЦИЯ. Отменено ранее существовавшее ограничение длины автопоездов 18 м. Как указывают, не было обосновано, что такая длина оптимальна для безопасности движения. Сейчас предельная длина автопоездов — 24 м. ЯПОНИЯ. Токийская дорожная полиция ограничила скорость в городе 24 милями в час. Повышены требования к водителям. Даже при самом незначительном содержании алкоголя в крови назначается до 2500 иен штрафа или три месяца исправительно-трудовых работ. Если же будет установлено, что водитель пьян, его ждут два года тюрьмы или очень крупный штраф. Большое внимание уделяется подготовке водителей. Для получения «прав» полагается пройти полугодичный курс обучения. причем первые 30 часов в классе на тренажере. В.есь курс стоит более 15 000 иен, что многим не по карману. Однако если полиции «ютгадается человек без водительских прав, у него не только требуют крупный денежный штраф, но и конфискуют автомобиль.25