16
17
КЛУБАВТОЛЮБИТЕЛЬЖелание человека сохранить приобретенную вещь столь же естественно, как и сам процесс покупки. И если в общем случае бережное обращение — это дань человеческому труду, затраченному на создание предмета, подчас дорогостоящего и многодельного, то в ситуации с машиной просматривается еще и желание сократить хлопоты, связанные с дополнительным обслуживанием и ремонтом. Специфика владения автомобилем заключается еще ив том, что оно пробуясдает в человеке неистощимый процесс технического познания и творчества, чего не наблюдается, например, при пользовании мебельным гарнитуром. Объясняется это во многом том, что автомобиль постоянно подвергается самым разным воздействиям, и не только когда движется, но даже и когда стоит на улице, под дождем и снегом, а мимо ходят добрые и не очень добрые люди. При всем том попасть на станцию обслуживания непросто, да и после нее на душе нет полного равновесия, хочется долго и без больших затрат эксплуатировать машину. Разные машины — разные заботы. Но при этом есть и общие проблемы, свойственные самой «автопрпроде». Есть среди них и такие, которые, к счастью, появляются только после долгого времени эксплуатации машины и которых хотелось бы не иметь, но... пороги и крылья ржавеют, болты и гайки прихватываются «насмерть», от паров электролита облезает краска на капоте, колпаки соскакивают с колес, словом, «дальше в лес — больше дров». Учитывая заинтересованность автолюбителей, редакция попросила инженеров В. II. ШИШМАРЕВА и В. С. КУТУЗОВА -г приверженцев «жигулей» и самообслуживания поделиться опытом подготовки автомобиля к долгой и верной службе в одних руках. Многое из того, о чем пойдет речь, можно так или иначе реализовать на любом легковом автомобиле.Вы купили новый автомобиль. Допустим, как и мы, купили «Жигули», а вместе с ним приобрели и общие для нас заботы, которые начинаются с того момента, когда в справке-счете появилась фамилия владельца. Самый верный, на наш взгляд, следующий шаг — это немедленно воспользоваться услугами Госстраха. Можно обойти стороной закономерный процесс, но случай (несчастный) найдет нас сам. Первая поездка должна быть короткой — от магазина до дома или гаража, и хорошо если в это время не будет дождя, грязи и «соляного душа» от колес, проникающего во все щели и , закоулки кузова под крыльями. В крайнем случае, можно тщательно вымыть машину по приезде и первые два-три дня затратить на ее доводку. Нельзя сказать, что завод недоглядел, сделал машину с сыринкой. По своим качествам — долговечности и надежности — «жигули» ничуть не хуже других марок. Свои 150—200 тысяч километров до большого и серьезного ремонта они набегают, не создавая владельцу особых затруднений. При современных ускорившихся темпах набора километража на такой пробег потребуется от семи до десяти лет. И главной проблемой все эти годы остается сохранность кузова. Опыт показывает, что в его конструкции есть места, наиболее подверженные коррозии. Хотя завод, со своей стороны, и позаботился об эффективных защитных покрытиях, изменить условия эксплуатации машины он, конечно же, не в силах. Думается, что введение дополнительных ручных операций на антикоррозионную обработку отдельных мест кузова в масштабах 696-тысячного годового выпуска привело бы к существенному удорожанию автомобиля, что, конечно, невыгодно ни производству, ни покупателю. Вместе с тем незначительные первоначальные затраты и самостоятельная работа помогут в будущем сэкономить автомобилисту многие часы и рубли, предназначенные для ремонтных целей. В защите кузова от коррозии хороши все доступные материалы и средства. Есть только некоторые особенности пользования ими, а отсюда и индивидуальная предпочтительность. Основными рабочими составами, защищающими наши автомобили, являются пластилин или универсальная несохнущая замазка, графитовый раствор «Глобо» и «Мовиль», грунтовка на любой основе. Необходимость же тех или иных работ, о которых речь пойдет ниже, продиктована пристрастными наблюдениями за всеми попадающимися на глаза «жигулями». Для начала снимаем с автомобиля колесные колпаки, ободки фар, бамперы, облицовку радиатора, резиновые уплотнители между передними крыльями и брызговиками и задние колеса с тормозными барабанами. Последние тут же могут быть установлены на прежнее место, смазанное по всей площади контакта барабана с полуосью «Литолом». В колесных колпаках просверливаем отверстия под специальные, покупные болты, дополнительно предохраняющие их от соскакивания на тряской дороге. Одновременно с колпаками чуть-чуть усовершенствуются ободки фар — углубляем в них паз для слива воды. Все съемные хромированные детали — бамперы, колпаки, ободки — прокрашиваем изнутри грунтом в один-два слоя с хорошей сушкой. О потере их внешнего вида под действием скрытой внутри влаги теперь можно забыть на долгое время. Облицовка радиатора и ободки фар крепятся легкосъемными самоиарезными винтами. Будет спокойнее ездить по любой дороге, если несколько изменить это крепление в пользу удлиненныхвинтов с гайками со стороны подкапотного пространства. Отверстия под эти винты сверлим в кузове по месту и после зачистки окрашиваем их грунтом. Более тщательная подкраска этих точек определяется вашим желанием. Пока снятые детали не устанавливались на длинные винты, можно проделать еще одну полезную для будущего работу. Правда, она больше связана со снижением трудоемкости обслуживания радиатора, а не с защитой кузова. Из сетки с величиной ячеек 2,0Х Х2,0 мм или близкой к этому вырезаем кусок, немного превышающий по площади проем в передней панели для доступа воздуха к радиатору, и укрепляем перед ним саморезами или обычными винтами. В летних поездках эта сетка соберет на себя всех мух, бабочек, жуков и прочую летающую живность, забивающую на ходу воздушные отверстия в радиаторе и не выпадающую оттуда ни при каких стараниях. А нехитрое приспособление можно легко очистить струей воды. Вооружившись распылителем и графитовым раствором «Глобо» или подогретым до температуры +40°С «Мовилем», нужно хорошенько «пропылить» полости между передними крыльями и кузовом через щели, образовавшиеся после снятия резиновых уплотнителей, и отверстия (закрытые резиновыми пробками). А когда они снова будут установлены — промазать место их контакта пластилином или замазкой. В нижней части крыла есть отверстие для удаления скопившейся за ним влаги. Его нужно прочистить и всегда следить, чтобы оно не забивалось грязью. Еще немного пластилина уйдет во внутреннюю часть отбортовок крыльев над арками передних и задних колес. Их нужно замазать так, чтобы стекающие внутри по крыльям вода и грязь, не задерживаясь, удалялись. Чуть больше16 «скульптурных» навыков и материала потребуется на то, чтобы убрать грязесборные карманы вокруг корпусов фар под крыльями, откуда ржавчина посылает первый сигнал владельцу «Жигулей». Из «лепных» дел остается только проверить и промазать стыки крыльев с панелью кузова возле нижних углов лобового стекла. Работа с распылителем заканчивается после того, как будут начинены антикоррозионными составами пороги (а перед этим надо замазать пластилином сливные отверстия и через несколько дней их необходимо прочистить), лонжероны подрамников спереди и сзади и усилители брызговиков передних крыльев, к которым крепятся амортизаторы. Обработка раствором «Глобо» не повредит и несущим деталям передней подвески. При хорошем навыке снятия обивки дверей не лишне «пропылить» и их внутренние полости, особенно в нижней части и по углам. Через какое-то время вам неминуемо придется регулировать схождение колес. Чтобы потом быть довольным легкостью этой процедуры, лучше сразу смазать густым маслом регулировочные муфты на рулевых тягах. Они будут легче отворачиваться, чем ржавые. То же самое можно проделать со всеми болтами и гайками, расположенными под автомобилем. Вымыв руки после перечисленных работ, можно немного поездить на автомобиле по... магазинам, чтобы купить несколько полезных ему, а значит прежде всего вам, вещей. Первое и самое важное, без чего нельзя появляться в ГАИ и на дороге, — огнетушитель, аптечка и знак аварийной остановки (можно фонарь с мигающим красным светом). Фартуки за передними и задними крыльями, отсутствующие на модели «2101», тоже необходимы. Они принимают на себя львиную долю ударов от мелких камней,вылетающих из-под колес, которые, в противном случае, сшибают краску с кузова и доставляют известные неприятности едущим сзади машинам. О роли защитного поддона под картером двигателя на плохих дорогах говорить, вероятно, излишне; средство пробить картер можно найти ив городе. В салоне автомобиля можно создать себе несколько большие удобства, купив устанавливаемый над коробкой передач пластмассовый ящик для мелких вещей и дополнительные резиновые коврики, которые легко вынимаются, чистятся, моются и предохраняют от сильного загрязнения большие и трудноснимаемые ковры, принадлежащие автомобилю. Несколько мелких усовершенствований можно и нужно провести в подкапотном пространстве. Начинать лучше с того, чем открывается капот, — привода его замка. В нем установлена настолько сильная пружина, что после небольшого срока эксплуатации машины либо изгибается ручка, либо обрывается тросик. Пока это не сделал завод, можно самому заменить пружину более слабой или немного растянуть ее. Крышка капота в закрытом состоянии очень близко подходит к аккумулятору. Во время езды по неровной дороге и при активной зарядке батареи из вентиляционных отверстий в пробках банок могут выходить пары электролита с частичками серной кислоты. Попадая на краску, они разрушают ее и разъедают металл. Избежать этого просто — закрыть листом мягкой резины аккумулятор, закрепив его так, чтобы он не сползал, и не падал на ходу, и не закрывал наглухо вентиляционные отверстия. Значительная часть автомобилистов, по крайней мере те из них, кто оставляет машину под открытым небом, спит не очень спокойно. Причина понятна. Чтобы избежать волнений, следует купить выключатель«массы» (который предохранит аккумулятор от случайной разрядки, а проводку — от такого же случайного пожара), запирающуюся пробку бензобака и «сторож», предупреждающий сигналом об открытии дверей. Дополнительно к штатным концевым выключателям «сторожа» не помешает установить еще два — под капот и крышку багажника. Ее, кстати, полезно подогнать как следует к резиновому уплотнителю, окантовывающему периметр открытого багажника. Совет несколько непривычный и для тучного человека трудновыполнимый, но... заберитесь в багажник и — оставив ключ в замке! — попросите помощника закрыть его. Изнутри вы без труда определите все места, где пыль и выхлопные газы могут проникать внутрь кузова. Убрать эти ненужные зазоры можно регулировкой замка и навесных петель. Кроме того, полезно заклеить лейкопластырем отверстия в усилителях кузова, скрытых ковриком багажника. В процессе эксплуатации автомобиля кое-что вы и сами придумаете для облегчения собственных трудов. Бывает всякое. И однажды, это случается с каждым, вы захлопываете ключ от автомобиля в салоне или в багажнике. Хорошо, если возле дома, — можно сходить за вторым комплектом. А на дороге? Вскрывать автомобиль криминальными способами, уродуя уплотнители стекол, разбирая перегородку между салоном и багажником? Хранить запасной комплект ключей нужно в машине. Причем ключ от багажника — в салоне, а ключ от дверей — в доступном снаружи месте. На наш взгляд, и удобно и практично. А выбор подходящих мест для запасных ключей — дело сугубо личное. Желаем вам успехов, и не бойтесь испачкать руки, утверждая полезные принципы самообслуживания.17