Шаги пятилетниятьдесят лет назад на ватман легли первые линии, из которых стали складываться чертежи первых мотоциклов смаркой «ИЖ». Пять разных моделей , созданных подруко ­ в одством П. В. М ожарова , у спешнопро ­ шли в 1929 году испытания, а в 1933 годуижевцы приступили ксерийномувыпускумоделиИЖ — 7 . С тех пор наш городпостоянно играет ведущую роль в отечественном мотоциклостроении. Крас норечивое свидетельство тому — пятимиллионный мотоцикл , с ошедшийскон ­ вейера в начале марта. В 1938 году на смену ИЖ — 7 пришел более совершенныймотоциклИЖ — 8 , а в 1940 году завод освоил выпуск следую щеймодели , ИЖ—-9. В 1946 годувИжевскевозобновилосьпрерванное войной производствомото ­ циклов, и сконвейера начала сходить широко известная впоследствии маши ­ на ИЖ—350. В первый послевоенный годзавод выпустил всего 83 ИЖ—350. В след ующем дал уже 2357 мотоциклов , затем — 16642 ив 1949 году — 34044. О б ­ щее количество машин этой моделисо ­ ставило 126 297. Забегая вперед, с кажем , что самый массовый «тираж» — почти 680 тысяч — был уИЖ — 5 6 . Год 1950-й положил начало выпуску модели, к оторую без преувеличения можно назвать самой знаменитойу нас в стране. Речь идет обИЖ — 4 9 . Ни одинмотоцикл не вызвал столько доброже ­ лательных отзывов потребителей, с коль ­ к о « с орок девятый». За девять лет про ­ изводства из ворот завода вышло пол ­ миллиона ИЖ — 4 9 . В основе популярно ­ сти этой машины — у дачнаяконструкция . Н адежнаяи прочная экипажная часть, высокая проходимость , простота управ ­ ления иобслуживания — все это было по достоинству оцененомотолюбителя ­ ми. ИЖ—49 не капризничал на тяж елыхгрунтовыхдорогах , в ерно служ илсвоим владельцам ив городе и на селе. К ое - г де он безропотно трудится и поныне. Нет-нет ипри ­ ходят к нам в « И жмаш » благодарственные письма. А в них и такой воп ­ рос: « П очему сняли с производства ИЖ—49?» « Л учшеймашинывСоюзе не было!» «Правда ли, что чертежи этого мотоциклапроданы за границу?» М ы , р азумеется , отвечаем, что при всех его достоинствах ИЖ — 4 9кконцу 50-х годов все-таки морально устарел, и егозаме ­ на новоймоделью была уже объективной необходимостью . М еждупрочим , И Ж — 4 9 был первой нашей машиной , к о ­ т оруюмы начали (с 1956 года) оснащать боковым прицепом. Тогда, параллельно с ИЖ—49, завод выпустил опытную партию мотоциклов ИЖ — 5 6 . О н был на 20 % м ощнеесвоегопредшественника , легче, к омфортабель ­ нее, Неудивительно, что ИЖ — 5 6 , к акуже отмечалось, стал самоймассовоймо ­ д елью . Более 130 тысяч этих машин завод дал сбоковымиприцепами . П отом , в 1961 годумы освоили произ ­ водство своих первых двухцилиндровых мотоциклов «ИЖ—Юпитер». Они имели более высокуюмощность , ч емИЖ — 5 6 , и предназначались восновном для ра-ПСовременные мотоц иклымарки ИЖ (слева направо): «Юпитер-3» (347 см 3 , 25 л. с , 158 кг , 120 км / ч ) ; «Планета-спорт» (340 см3 , 30 л. с , 140 кг , 140 км / ч ) ; «Планета-3» (346 см 3 , 18 л. с , 155 кг , 110 км / ч ) и на переднем плане «Юпитер-ЗК» с коляской (347 см3 , 25 л. с , 253 кг , 90 км / ч ) .боты сколяской . Вслед 4а ними были изготовлены первые «ИЖ—Планета», «ИЖ—Планета-2», « И Ж — Ю питер - 2 » , а с 1970 года — и «ИЖ — П ланета - 3 » , « И Ж — Ю питер - 3 » . Н аконец , в 1973 году завод выпустил первые мотоциклы «ИЖ—Планета-спорт» с двигателем мощ ­ ностью около 30 л. с. И если еще раз оглянуться назад, м ожно отметить, что последняя модельпритомжерабочемобъеме цилиндра имела мощностьпоч ­ ти втрое большую , чем «старина» ИЖ—49. Еще однолюбопытное , на наш взгляд, сравнение: для выпуска первогомилли ­ она мотоциклов заводу понадобилось 14 лет. Второй миллионмыодолелиуже за пять лет. Д ля третьего ичетвертого потребовалось по четыресполовиной года, последний, пятый, м иллионИЖеймотоциклисты получили менеечем за че ­ т ыре года. С егоднязавод вышел на уро ­ вень производства 280 тысяч машинвгоди стал крупнейшимвСоветскомСо ­ юзе поставщиком мотоциклов. М ногие успехи ижевскихмотоцикло строителей на всех этапах становления и развития производства , о своения новых конструкций связаны ссоциалистическим соревнованием. Оно помогало и помогает изыскивать дополнительныерезервы , с лужитисточникомтворческой инициативы рабочих, т ехников , и нженеров . В технологическом плане для произ ­МИЛЛИОНОВ ИЖЕЙводства мотоциклов в объединении «Ижмаш» характерно широкое применение прогрессивныхпроцессов . П ервы ­ ми всоветскоммотоциклостроениимы освоили (с середины 50-х годов ) у зло ­ в уюсборкус последовательной подачей, внедрили упаковку готовых машинв тару непосредственно на конвейере . Вед ем алмазное хонингование зеркала ци ­ линдра, а лмазноевыглаживание шеек коленчатого вала, в нутреннююинаруж ­ н ую (для получения чистоты обработки по девятому классу) о бкаткуповерхно ­ стей трубпередней вилки. С егоднясбор ­ ка мотоцикловполностью поставлена на конвейер , о беспечена полная взаимоза ­ м еняемость всех узлов . Это позволяет на сравнительно небольших площадях сборочного цеха выпускать свыше тыся ­ чи мотоцикловвсутки . За почти четыре десятилетия производства мотоцикловвИжевскесформи ­ ровался дружный , в ысококвалифициро ­ ванный коллектив специалистов. Немалая его заслуга втом , что за последние тридцать лет освоенывобщейсложно ­ сти 16 моделейдорожныхи 33 модели спортивных мотоциклов , пользующихся неизменным успехом испросом как внутри страны, так и за рубежом . Больш ой вклад всоздание этих машин внесли В. А. А брамян , А. А. М одзелевский , Г. Л . Писарев, В. В. Р огожин , С. А. Ф и ­ шер.10