Первый серийный мотоцикл из Ижевска , ИЖ —7 1933 года. Его двухтактный двигатель рабочим объемом 292 см 3 развивал мощность 6,5 л. с. п ри 3250 об/мин. Сухая масса — 1Т9 кг . Скорость — 80 км/ч.Подведены итоги конкурсов «За рулем», посвященных 60-летию Октября и объявленных в майском номере журнала за 1977 год. По фотоконкурсу «Автомобилизм — день сегодняшний» первой премии в размере 200 рублей удостоен инженерконструктор объединения «Электрон» из Львова В. Молчанов, автор снимка «На трассе» (мотокросс). В Крайневу, директору исторического музея в г. Батурине (Черниговская область), сделавшему фотоочерк о групповом туристском походе, присуждена третья премия — 100 рублей. Специальной премией по разделу «Водители» (75 рублей) отмечен портрет водителей «Совтрансавто» Н. Манило и М. Гаврилюка и сопровождающая его информация, которые прислал литсотрудник бюллетеня «За безопасность движения» (г. Минск) Д. Лупач.Послевоенное мотоциклетное производство началось на заводе в 1946 году с модели ИЖ —350. Ее двигатель рабочим объемом 346 см1 развивал мощность 11,5 л. с. п ри 4000 об/мии. Сухая масса — 145 кг . Скорость — 90 нм/ч. IФотографии, документы, маршрутыПобедителями конкурса «Свидетельства истории» (три премии по 100 рублей) названы москвич В. Маржецкий, ветеран автомотоспорта, представивший большую подборку фотографий из истории советского спорта; Е. Татаркина (Фирсова), дочь бывшего красногвардейца, шофера, погибшего на легендарной Ладожской ледовой трассе, сохранившая отцовские снимки, на которых запечатлен автомобильный переход Карши—Гузары во время становления Советской власти в Узбекистане («За рулем», 1977, № 9); московский фотокорреспондент Я. Халип, чьи снимки показывают отдельные моменты из истории автомобилизации в столице («За рулем», 1977, № 12). Участники конкурса на лучший «Маршрут-77» представили отчеты о путешествиях, совершенных в юбилейном году. Первой в размере 200 рублей удостоен доктор технических наук А. Плонский, руководитель группы автотуристов из Омска за маршрут Омск—Павлодар — Алма-Ата — Фрунзе — Ош — Хорог — Самарканд — Ташкент — Кокчетав — Петропавловск (очерк публикуется в этом номере). Вторую премию (150 рублей) заслужил рабочийметаллург из Жданова В. Кущ, совершивший (единственный из лауреатов на мотоцикле) путешествие по Украине и Молдавии под девизом «Дорогами боевой и трудовой славы». Третья премия (100 рублей) присуждена военнослужащему А. Пугаченко — руководителю группы, путешествовавшей по Прибалтике. Кроме того, три групповых похода отмечены поощрительными призами — предметами туристского снаряжения. Отчеты о них сделали челябинец Н. Алексеев (Челябинск — Кишинев — Киев — Челябинск), Л. Володько из Ярославля («По озерам Латвии и Эстонии»), москвич В. Карпов (Москва — Калинин — Новгород — Псков — Рига — Вильнюс — Минск — Москва). Редакция поздравляет победителей и благодарит всех, кто принял участие в конкурсах.Многие конструктивные новшества, введенные на ижевскихмотоциклах , нашли потомприменение на машинах дру ­ гих отечественных заводов. В числе таких новшеств — указатели поворота, п одрессоренныйгрязевойщиток , седло супругими элементами из синтетического материала, т ермоупрочненнаятруб ­ чатая рама, ц илиндрсалюминиевойру ­ б ашкойичугуннойгильзой , эллипсные поршни , раздельная смазка двигателя, т ормоз на колесебоковогоприцепа , закрытая задняя цепь, в заимозаменяемые колеса. В ыпускаемые сейчас «ИЖ—Планета-3» и « И Ж — Ю питер - 3 » о ценены высшей кат егорией качества, а «ИЖ—Планетаспорт» — первая модель, прошедшая испытания на соответствие международ ­ ным требованиям безопасности вСША , Канаде иФранции . Освоение серийного производства каждой новой машиныпроходилобезка ­ кого-либо снижения общего выпуска. Это достигнутоблагодаряширокопри ­ м еняемой как прямой , так иобратной унификации между моделями, когда предусматривается возможностьустановки новых узлов на ранее выпущенные . У заводских работников сложились прочные связи спотребителями , к чьимзамечаниямипредложениям относятся всегда свниманием . Зная особенности эксплуатации наших машин , м ыобъек ­ 2*тивно оцениваеми потребность в замене узлов и деталей и немалое число их по ­ ставляем в запчасти. О бразноговоря , к аждый наш шестой мотоцикл идет сегодня не черезсборочныйконвейер , а поступает кпотребителямв виде запасных частей. Этот факт, к о всему проче ­ му, свидетельствует ожизнеспособностиИЖей ; выходят из строя отдельные уз ­ лы, а машина вцелом служит долгои надежно. Сейчас мотоциклетное производство объединения «Ижмаш» вступило в стад июкореннойреконструкции . Д ля него строятся прекрасные , новые корпуса . С вводом их в действие выпуск мотоцик ­ лов намечено увеличить до 450 тысяч в год, а также освоить серийноепроиз ­ водство «ИЖ—Планеты-4» и « И Ж — Ю пи тера-4». К онечной целью каждого нашего мотоциклостроителя является забота отом , чтобы советские люди стали обладателями самых современных , самых элегантных и самых надежных машин . Не заб ываеммыи об экспортных интересах государства, чести заводскоймарки на мировой арене. П римерно каждый десятый ИЖ идет на экспорт , г еографиякоторого весьма обширна . А. ЗАЙЦЕВ, начальник планово-производственного отдела объединения «Ижмаш»11