после того как в iwo< году на «запорожце» Каститису впервые удалось победить в первенстве страны, он пять раз поднимался на высшую ступень пьедестала почета. В 1964 году у него был первый спортивный разряд, в 1975-м он стал заслуженным мастером спорта СССР. В 1970 году Каститис преодолел 26 тысяч километров автомобильного марафона «Лондон—Мехико» и показал второй результат среди советских гонщиков, заняв третье место в классе. А в следующем сезоне в другом марафоне, «Тур Европы» — первое в классе и второе в абсолютном зачете. Вряд ли надо перечислять здесь все победы прославленного раллиста. О них знают не только спортсмены, но и болельщики. Газеты, радио, телевидение неравнодушны к тем, кому сопутствует успех. Гораздо меньше известно им о терниях на пути к этому успеху, о просчетах и ошибках. В 1964 году, впервые стартовав на серьезных соревнованиях — традиционном ралли «Балтийское море — море мира», Гирдаускас не финишировал. Бывали сходы еще более обидные. Кому довелось быть участником или зрителем на ралли «1000 озер» в Финляндии, тот знает, что большая часть трассы проходит по сильно пересеченной местности, а узкие дороги имеют гравийное покрытие. Одной из характерных особенностей «Ювяскюля» являются многочисленные трамплины, закрытые подъемы, после которых дорога круто, а иногда ис поворотом уходит вниз. На очень большой скорости автомобили, преодолев подъем, отрываются от дороги, подобно лыжникампрыгунам. Полет их в некоторых местах измеряется десятками метров. Я хорошо помню финские «трамплинчики»: два перелома напоминают мне о них ио том, что удача на этих соревнованиях — гостья непостоянная. Так вот, пять лет назад, желая пройти скоростной участок быстрее других, Каститис «прыгнул» и через несколько десятков метров закончил досрочно гонку. Но это не было напрасной жертвой: уже на следующий год, а потом еще раз через год Кястас дважды занял здесь второе место в классе. Еще обиднее получилось на трассе «Тура Европы» в 1974 году. Стартовав после Каститиса на скоростном участке в пыльной духоте иорданской пустыни, через несколько километров, возле огромной лужи масла мы увидели «Жигули» и рядом с ними экипаж — живых и здоровых Каститиса с братом Арвидасом. Позже, в Аммане, узнали, что, идя в лидерах и желая закрепить успех, экипаж обгонял в облаке пыли соперника и не разглядел камня, их в пустыне не счесть. В результате пробит картер коробки передач, потеряно время, а с ним призовой результат. Такова спортивная жизнь. Не каждому дано «тянуть до победного» на трех цилиндрах, на спущенных шинах, с выбитыми стеклами, когда крыша приплюснута при опрокидывании. Каститису Гирдаускасу это дано. Дано умение быть мужественным и не прекращать борьбы даже в тех случаях, когда кажется, что все потеряно. Этому Каститис учит и других, учит не столько рассуждениями и убеждениями, сколько личным примером.лрвидас моложе его на два года, он инженер-технолог, тоже автомобильный гонщик. Впервые выступив в ралли восемь лет назад, Арвидас пять лет ездил в экипаже со старшим братом. В автомобильных марафонах роли водителя и штурмана переплетаются: каждому приходится вести машину. Свои успехи братья Гирдаускасы в течение нескольких лет завоевывали вместе. И все же в том, что сегодня Арвидас мастер спорта международного класса, трехкратный чемпион страны, неоднократный победитель и призер международных ралли в Польше, Финляндии, Греции и «Тура Европы», велика заслуга и Каститиса. Гирдаускас ездил на всех послевоенных моделях советских легковых автомобилей, но больше всего он любит «Жигули», считает, что при хорошей подготовке это сегодня самый «раллийный» автомобиль. Закапчивая короткий рассказ о моем товарище, хочется подчеркнуть еще два его качества: став маститым гонщиком, он сохранил юношеский задор, умение шутить ив самой, казалось бы, безысходной ситуации разряжать обстановку улыбкой. Каститис остался ии слесарем с золотыми руками. Есть гонщики, для которых «крутят гайки» механики. Гирдаускас же из тех, кто не только знает все сам, но и делает многое сам — лучший пример для спортсменов, у которых нет за спиной завода, кто в гараже автохозяйства, клубе ДОСААФ, в собственном гараже готовит машину своими руками. И еще одним качеством, столь нужным для нашего сперта, обладает Каститис: он хороший наставник. Не имея статуса тренера, находит Гирдаускас время и для того, чтобы делиться опытом с молодыми, выступая с ними в паре или в одной команде на соревнованиях «местного значения». В дни, когда отмечалось 50-летие ДОСААФ, я нашел в списке спортсменов и тренеров, удостоенных правительственных наград, имя Каститиса Гирдаускаса. Конечно, захотелось поздравить его со «Знаком Почета». И я решил тут же позвонить. Тщетно в течение недели пытался связаться с ним. И его старший сын, восьмилетний Гедрюс, и младший Саулюс, оба, конечно, любители и знатоки автомобильного спорта, отвечали мне, что папы нет, он в гараже. А звонил яс девяти утра и до десяти вечера. Приехал в Каунас и застал Каститиса в осмотровой канаве ремонтирующим коробку передач. И все понял, увидев рядом с ним двадцатитрехлетнего студента Вилюса Рожукаса. Выступая в автомобильных соревнованиях с 1974 года, Вилюе уже показал себя способным гонщиком. Два года назад мне довелось в одном экипаже с ним выиграть кубок в зимнем командном первенстве страны. Парень это собранный, талантливый, одним словом, перспективный. Естественно, что он тянется к кладезю опыта Гирдаускаса. Десятилетняя разница в возрасте вполне компенсируется общностью интересов. Я был рад, что застал Каститиса: назавтра рано утром с командой каунасского автоклуба он уезжал в Ригу, на очередной чемпионат страны по ралли. Л. ШУВАЛОВ, мастер спорта СССР г. КаунасАВТОГОНКИПервый из шестнадцати этапов чемпионата мира 1Ё78 года на машинах формулы I состоялся в Аргентине. Он знаменовал собой конец трехлетнего господства американской шинной монополии <Тудьнр», чьими покрышками в прошлом были оснащены автомобили всех участников первенства. С 1978 года на автомобилях «Феррари» будут стоять французские шины «Мишлен». Второй особенностью аргентинского этапа стал старт новой машины «Тиррел 008» — уже не шестиколесной. а с обычной четырехколесной схемой. Автомобиль «Брэбхэм-БТ46», у которого радиаторы заменены бортовыми конденсаторами испарительного типа, к началу чемпионата оказался недостаточно доведенным, и его не было на старте. Гонки привлекли 100 тысяч зрителей. Сравнивая эту цифру с посещаемостью прошлогодних соревнований на первенство мира, нельзя не отметить, что это ниже «рекорда», установленного на Большом призе Италии — 140 тысяч зрителей. А всего в 1977 году на 17 этапах чемпионата побывало 1 миллион 435 тысяч человек. И еще о зрителях. Их восторгам не было конца, когда закончился второй этап, проходивший в Бразилии. Местные болельщики горячо приветствовали успех экс-чемпиона мира, своего земляка Эмерсона Фиттипальди, который впервые занял призовое место, выступая на гоночном автемобиле бразильского производства. Результаты соревнований. I этап (Аргентина): 1. М. Андретти (США), «Лотос-78»; 2. Н. Лауда (Австрия), «Брэ5хэм-БТ45К»: 3. П. Депэлле (Франция), «Тиррел-008»; 4. Д Хант (Англия), «Мак-Ларен-М26»; 5. Р. Петерссон (Швеция), «Лотос-78»; 6. П. Тамбэ (Франция), «Мак-Ларен-М26». II этап (Бразилия): 1. К. Рейтеманн (Аргентина), «Феррари-312-Т2»; 2. Э. Фиттипальди (Бразилия), «Копершукар-ФД5»; 3. Лауда; 4. Андретти; 5. Д. Регаццони (Швейцария), «Шэдоу-ДН8»; 6. Д. Пирони (Франция), «Тиррел-008». Сумма очков после двух этапов: Андретти — 12. Лауда — 10, Рейтеманн — 9, Фиттипальди — 6, Депэлле — 4, Хант — 3.РАЛЛИКак ив прошлом, первенство мира среди марок автомобилей 1978 года открыло ралли «Монте-Карло». Из девяти городов Европы взяли старт 232 экипажа. По традиции они принимали участие в звездном сборе (I этап протяженностью около 2000 км), состязании на общем маршруте (II этап, 1700 км) и, после прибытия в Монако, — в ночной гонке (III этап, 680 км), к которой допускали лишь сто лучших. В столь трудных зимних ралли успех во многом зависит от слаженной работы не только членов экипажа, но и сервисных бригад. Многочисленные и хорошо оснащенные, они циркулируют по трассе ралли, оказывая своим подопечным скорую техническую помощь. Естественно, что содержать такие бригады по карману лишь автомобильным заводам, выставляющим на ралли по нескольку фирменных экипажей. Как следствие, в прошлом победы одерживали заводские спортсмены. И вот на последнем ралли «МонтеКарло» успеха неожиданно добился «любительский» экипаж Жан-Пьер Николя и Винсен Лявернь. На «Порше-каррера» с четырьмя противотуманнымн фарами и антикрылом на задней части кузова французы оставили позади своих земляков Ж. Раньотти и Ж. Андриэ («Рено-5альпин») и еще три заводских экипажа на машинах «ФИАТ-131-абарт». Любопытный факт: седьмое место в абсолютном зачете заняли на «Лянча-стратос» француженки Мишель Мутон и Франсуаза Конкони.35