год1977 ГОД 1978Наша автомобильная промышленность вступила в третий год десятой пятилетки — год дальнейшего повышения эффективности производства и качества продукции. Предприятия отрасли успешно завершили юбилейный, 1977 год. С конвейеров сошло 2088 тысяч автомобилей (в 1976 году 2025 тысяч). Из этого количества 734 тысячи составили грузовые (в 1976 году 716 тысяч) и 1280 тысяч легковые (в 1976 году 1239 тысяч]. Ведущее место в выпуске легковых автомобилей занимает волжский завод. В минувшем году он дал 696 тысяч машин. За ним идут АЗЛК — 180, 5 тысячи, ЗАЗ — 149,7 тысячи, ижевский автозавод — 126,4 тысячи. Рост производства позволил увеличить продажу легковых автомобилей населению на 6% по сравнению с 1976 годом, а поставки грузовых, в том числе специализированных машин сельскому хо зяйству, достигли 265 тысяч. Из чего складывается прирост выпуска машин! Прежде всего, сыграл роль ввод в строй новых цехов, автоматических линий, высокопроизводительного оборудования. В течение 1977 года постоянно наращивал темпы производства КамАЗ, на ВАЗе вступил в строй цех для сборки машин «Нива», с мая начал работать в Горьком еще один конвейер для сборки грузовиков, в самом конце года завершена подготовка к пуску нового сборочного конвейера на ереванском автозаводе. Говоря о реконструкции цехов на автомобильных предприятиях в 1977 году, надо отметить введение сверх плана новых корпусов на БелАЗе, начало сооружения дополнительного корпуса на УАЗе. Вместе с количественным ростом в производстве автомобилей происходил качественный рост. Среди четырех тысяч наименований образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации, освоенных нашим народным хозяйством в 1977 году, свое место занимают автомобили, в том числе дизельные бортовой грузовик МАЗ—5335 и самосвал КамАЗ—5511, газобаллонный грузовик ЗИЛ—138, легковые автомобили ВАЗ—2121 и ГАЗ—14, медицинская машина РАФ—22031 и ряд других моделей. Успехи радуют и одновременно обязывают. В третьем году пятилетки перед автомобилестроителями стоят ответственные задачи. Пути их решения ярко очерчены в письме ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. С. МАТВЕЕВ, начальник планово-экономического Управления, член коллегии Министерства автомобильной промышленности СССРШаги пятилетниЛ уАЗ — 967М специально приспособлен для эксплуатациив лесу — п ри езде под низкими ветками деревьев лобовое стекло можетбыть положено вперед на ка ­ пот, рулевая колонкаопущена , с пинка сиденья водителя откинута назад. В этом случае высота автомобиля резкосокра ­ щается, а водитель можетуправлять им полулежа. Щ иток приборов смонтирован на растяжкахступицы руля и, т аким образом, находится в поле зрения водителя при любом положении рулевой ко ­ лонки. В кузове место водителя и рулевое ко ­ лесо размещены не сбоку , а посередине. Сзади, справа и слева от него, — два складывающихся сиденья для пассажи ­ ров. Когда онисложены , и хспинки обр азуютобщуюплоскостьсгрузовой платформой. Собственно кузов не имеет дверей. Чтобы войти вмашину или выйти , достаточно перешагнуть через борт. Л уАЗ —967М выпускаетсяв небольших количествах для работы главным образом в районах бездорожья . Техническая характеристика Двигатель. Число цилиндров — 4. Ра3 бочий объем — 1198 см . Клапанный механизм — OHV. Карбюратор — К127, однокамерный. Мощность — 37 л. с. при 4300 об/мин. Максимальный крутящий момент — 7,2 кгс • м при 2S00 об/мин. Трансмиссия. Сцепление — сухое однодисковое. Коробка передач — пятиступенчатая с синхронизаторами I, II, III и IV передач. Колесная формула 4x4 . Передаточные числа в тоансмиссии: пониж ающая передача — 7,2; I — 3.8; II — 2,118; III — 1,403; IV — 0.964; задний ход — 4,156; главная передача — 4,125; колесные редукторы — 1,294. Ходовая часть. Подвеска передних и задних колес — независимая торсионная на продольных балансирных рычагах. Амортизаторы — гидравлические телескопические. Шины — модели ИВ-167 размером 5,90—13. Р ама — сварная лонжеронного типа. Управление. Рулевой механизм — глобоидальный червяки двойной ролик с передаточным числом 17,0. Тормоза — барабанные с гидравлическим приводом. Ручной тормоз — механический, действующий на задние колеса. Кузов. Стальной сварной открытый. Число мест — 3. Оборудование машины. Лебедка с приводом от двигателя. Ветровое стекло — откидывающееся на капот двигателя. Подогреватель. Габарит и другие размеры . Длина — 3682 мм. Ширина — 1712 мм. Ваза — 1800 мм*. Колея — 1352 мм (передняя) и 1320 мм (задняя). Минимальный радиус поворота — 5 м. Общие данные. Грузоподъемность — 320 кг и водитель. Снаряженная масса — 930 кг. Распределение снаряженной массы между передними и задними колесами — 62 и 38%. Масса буксируемого прицепа — 300 кг. Максимальная скорость с полной нагрузкой — 75 км/ч. Скорость на плаву — 3 — 4 км/ч. Контрольный расход топлива — 10 л/100 км.Многоцелевой транспортерЭта машина сочетает качества автомобиля, моторной лодкиитрактора . Поэтому точнее всего ЛуАЗ —967М назы ­ вать транспортером . Его можно использовать для перевозки врачебного персонала враспутицу , для инспекционных поездок егерям , лесоводам, и нспекторам рыбнадзора, о нпригоден для доставкигрузов геологоразведочным партиям , мож еттакжеслужить для спасательных работ во время наводнений, — словом, является многоцелевой машиной . В конструкциитранспортера применены узлыи агрегаты ЛуАЗ—969А («За рулем», 1975, Н> 10). Силовой агрегат, т рансмиссия , подвеска колес и тормоза унихвзначительной степени уни ­ фицированы. Главнейшая особенность новой машины — г ерметичный , водонеп роницаемыйкорпус . Он позволяет ей преодолевать на плаву небольшие внутр енние водоемы. Д вижение по Еоде осуществляется за счет гребного эффекта, создаваемого колесами . Транспортер обладает хорошей проход имостью по заболоченным изаснежен ­ н ымучасткам благодаря приводу на все колеса, б локировке дифференциала задней оси , н езависимой подвеске всех ко ­ лес. Несмотря на сравнительно малый диаметр шин (5,90 — 13), Л уАЗ —967М имеет значительныйдорожный просвет, к о ­ т орый удалось получить, к аки на ЛуАЗ — 968А, за счет колесныхредукто ­ ров. При движении по обычным дорогам ведущими являются передние колеса. Для преодоления труднопроходимых учас тков дополнительно можно включить привод на задние. К рутящий момент передает кним от расположенного спереди силового агрегата длинный вал, к о ­ т орый установлен на трехопорахвтру ­ бе. Эта труба жестко связывает его скартером задней главной передачи и сообщает дополнительнуюжесткостькузо ­ ву, соединенному срамой . В особо тяжелыхдорожныхусловиях можно двигаться, включив понижающую передачу, к оторая позволяет значительно увеличить тяговое усилие на колесах или воспользоваться лебедкой. Она мож етслужитьи для подтягиваниягрузов , буксировки полузатопленных деревьев и т. п. Вдоль бортов укрепленысъемные металлические трапылестничноготипа . На заболоченных участках их подкладывают под колеса.Львовский дизельный« Р асширитьприменение дизелей в автомобилестроении». Чем вызвано это требование дня , з аписанноев «Основных направленияхразвития народного хозяй ­ ства СССР на 1976 — 1980 годы»? В перв ую очередь необходимостью снизить выброс в атмосферу токсичныхкомпо ­ нентов автомобильного выхлопа . Не менее важноидругое : у дизелей лучшая , чем укарбюраторных двигателей, топливная экономичность . Р уководствуясьэтими обстоятельствам и , л ьвовские автомобилестроители зак ончилив 1977 году государственные испытания нового автобуса. Средний городской автобус ЛАЗ —4202 снабжен дизельным двигателем ЯМЗ — 7401, р азработаннымв Ярославле на базе дизелей для КамАЗа. Эта машина — первый после длительного перерыва (с мо- мента, когда прекратилось производство междугородного ЗИЛ — 1 27с двигателем ЯМЗ —206) отечественный автобус с дизелем. ЛАЗ —4202 оснащен четырехтактным, V-образным восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 10,85 л. Номинальная мощность его — 180 л. с. при 2600 об/мин, наибольший крутящий момент — 55 кгс • м при 1400 — 1650 об/мии. Дизель и сблокированная с ним трехступенчатая гидромеханическая трансмиссия смонтированы в задней части машины. ЛАЗ—4202 имеет планетарную нолееную передачу с передаточным числом 3,9. Автобус оснащен барабанными тормозами с раздельным пневматическим приводом. Стояночный работает от тормозных камер с пружинным энергоаккумулятором и пневматическим приводом. Подвеска всех колес зависимая пневморессорная. Двигатель обеспечивает автобусу максимальную скорость 77 км/ч и хорошую разгонную динамику. Контрольный расход топлива при скорости 30 — 40 км/ч — 28 л/100 км. Кузов — вагонной компоновки, цельнометаллический с несущим основанием. По архитектурным формам и оформлению салона автобус выгодно отличается от своих предшественников. Для входа и выхода пассажиров предусмотрены две двойные четырехстворчатые двери шириной по 1200 мм, снабженные специальным устройством на случай аварийного открывания. Номинальная вместимость автобуса 69, а в часы пик — до 95 пассажиров. Количество мест для сидения — 25. Полная масса груженого автобуса — 15 200 кг. Длина — 9700 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2925 мм. Наименьший дорожный просвет — 240 мм.к магазину, могут успешно работать только менее габаритные машины. Именно таким сделали свой фургон павловцы, предусмотрев все требования сферы торговли и сельского хозяйства. Грузоподъемность нового фургона — 2500 кг. Изотермический кузов вагонный, цельнометаллический и во многом унифицирован с кузовом автобуса. На машине смонтирована автономная холодильная установка. Для погрузки и выгрузки фургон снабжен боковой и задней одностворчатыми дверями — погрузочная высота их порогов соответственно 1290 и 1650 мм. Грузовой отсек довольно вместителен — его внутренние размеры 4208Х X 2065 •< 1700 мм. Габарит машины — 7315x2440x3104 мм. По двигателю (ЗМЗ —672, 115 л. с ) , трансмиссии, подвеске, тормозам ПАЗ — 3742 унифицирован с автобусом ПАЗ — 672. Скорость машины — 80 км / ч . Новая массовая модель павловского автобусного завода создана в соответствии с прямыми указаниями «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы». Там сказано: «Расширить типаж и производство специализированных видов автомобилей с учетом требований сельского хозяйства, торговли...»Гоночные «вихуры»Когда видишь на гонках мотоциклы с такой маркой, думаешь, что построены они на специализированном заводе. На; ** л*Новый мопедОтечественная промышленность выпускает большой ассортимент этих машин, и с каждым годом они становятся совершеннее и надежнее. Новый легкий мопед ЗИФ — 7 7 начал выпускать в конце минувшего года пензенский велосипедный завод имени М. В. Фрунзе. Эта модель является модернизированным вариантом прежней MB — 1 8Ми отличается от нее улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей и новой, меламидно-алкидной эмалью. Мопед легок (его сухая масса — 35,2 кг), развивает скорость 40 км / ч , расходует всего«Вихур — ВМ-502» класса 350 см 1 .«Вихур —ВМ-203» класса 125 см',Рефрижератор из ПавловаВам навстречу движется хорошо знакомый павловский автобус, по вот ох подъехал ближе, и вы видите вместе привычных стекол белые боковины фургона с нарисованной снежинкой и надписью «Продукты». Это автомобиль-ре1,8 л топлива на 100 километров пути, наибольшая допустимая нагрузка — 100 кг. У ЗИФ — 7 7 двигатель Д — 6 — карбюраторный, двухтантный одноцилиндровый воздушного охлаждения с возвратно-петлевой продувкой и золотником на впуске. Диаметр цилиндра — 38 мм, ход поршня — 44 мм, рабочий объем — 45 см 3 , степень сжатия — 6,0. Наибольшая мощность — 1,2 л. с. при 4500 об/мии. Зажигание от магнето Дб-00-800. Емкость топливного бака — 5 л. На мопеде применено двухдисковое сухое сцепление; первичная передача — пара косозубых шестерен (передаточное число 4,1); главная передача — роликовая цепь с тем же передаточным числом. Педальный привод осуществляется через роликовую цепь (передаточное число 2,42). Передняя подвеска представляет собой телескопическую вилку с пружинным амортизатором. Задняя подвеска жесткая. Передний и задний тормоза — колодочные, с ручным управлением. Размер шин 559x48 (26x2). Таковы основные характеристики нового пензенского мопеда.самом деле эти машины — дело рук энтузиастов мотоспорта из производственного комбината ДОСААФ Эстонской ССР, носящего название «Вихур». Он представляет собой объединение небольших мастерских, разбросанных по Таллину. Онито и создали интересные мотоциклы для кольцевых гонок. Один из них — «Вихур —ВМ-502» класса 350 см'. Эту машину отличает очень жесткая дуплексная рама из хромансилевых труб, стеклопластиковый обтекатель, отлитые из магниевого сплава колеса с дисковыми вентилируемыми тормозами, имеющими гидравлический привод. Двигатель на машине — двухтактный двухцилиндровый «Ямаха» (347 см', 55 л. с. при 9500 об/мин) с водяным охлаждением. База мотоцикла — 1300 мм, высота седла — около 640 мм. Колеса оснащены специальными гоночными шинами: переднее — размером 3,00 — 18, заднее — 3,50 — 18. Мотоцикл способен развить 225 — 230 км / ч . На минувшем первенстве страны таллинский спортсмен Лембит Тээсалу выиграл на «Вихуре—ВМ-502У«гт золотую медаль ив восьмой раз стал чемпионом. Помимо машины класса 350 см 3 комбинат создал и модели ВМ-402 класса 250 емз и ВМ-203 класса 125 смэ. На Двигателе последней уже нет эмблемы японской фирмы, а стоит четкая надпись «Вихур», отлитая на картере. Этот мотор — тоже двухтактный двухцилиндровый (125 см 3 , 25 л. с. при 12 700 об/мин) с водяным охлаждением. Он сблокирован с шестиступенчатой коробкой передач и установлен в экипажную часть, аналогичную с ВМ —502У по конструкции рамы, тормозов и колес. Скорость — 170 км / ч .фрижератор ПАЗ—3742, новая модель павловских автобусостроителей. Многотонные междугородные автопоезда, перевозящие скоропортящиеся грузы, хорошо чувствуют себя только на широких, прямых, к ак стрела, магистралях. Но им тесно на некоторых городских улицах, в переулках. Это не их стихия. Здесь, не от города к городу, а от базы1