Три цвета времениРассчитывай силыС наступлением теплых весенних дней машин на улицах и дорогах заметно прибывает. Начинаются первые «выезды в свет». После зимних простоев водители поотвыкли от руля, н есколько утратили тот автоматизм в управлении маши ­ ной, к оторыйпомогал не расходовать лишние силы, оставляя больше времени для оценкидорожнойобстановки . В этот период «переподготовки», врабатываемости водительская надежность оставляет желать лучшего . П ервыепоездкипо ­ сле длительного перерывасопровожда ­ ются повышеннымнервнымнапряжени ­ ем, эмоциональными перегрузками, б ыстро утомляют, и вэтом состоит их главная опасность. П отомук месту сег одняпоговоритьотом , как отдалить усталость водителя, п ри каких условиях она возникает преждевременно , в об ­ щ ем — о гигиеневодительского труда. К аждому , р азумеется , ясно, что работоспособность и надежность ухудшаются помереутомления . Но вчем это кон ­ к ретно выражается? М ожет быть, человек, как говорится , в состоянии переси ­ лить себя? У вы . Что бымы ни делали, но у уставшего водителя уже не та ско ­ рость мышления , слабее память, качество переработкиинформацииидинамика действий. Все это, понятно, не лучшимобразом влияет на безопасность движе ­ ния. Работоспособность делится по времени на три основных этапа: врабатываемость, устойчивая работоспособность, утомление. Статистика показывает, что эти периоды характ еризуются различной частотой аварий, которая на последнем этапе резко идет вверх. Хотя, к онечно , к о ­ личественные зависимости тут индивиду ­ альны иобусловлены психофизиологич ескимиособенностями , квалификацией и опытом каждого отдельного водителя. Ведь этим определяютсяего затраты энергии на решение любых задач при управлении автомобилем. В то жевремя человек не можетобъек ­ тивно сам оценить уровень своей рабо ­ т оспособности . О н начинает чувствовать, что устал или нездоров , значительноп озже , ч ем проявятся признакисниже ­ ния ее. Следовательно, п римите за пра ­ вило — при малейшем недомогании, сонливости, не говоря уже глубоких эмоциональных переживаниях, за руль не садитесь. Будьте особенно внимательны к своему самочувствиюв длительной поездке . П режде всего, х орошо отдохните перед ней. Статистика свидетельствует, что приостаточномутомленииужечерез 3,5—4 часа после начала поездкив 60 случаях из 100 водителя начинает неудержимо клонить ко сну. Не трогайтесь в путь, что называется, с реди ночи. В эти часы ваша работоспособность значительно сниже ­ на, Не стоит проводить за рулеми больше 8 часов. Как показывает практика, п о ­ сле 10 часов езды вероятность азарий резко возрастает, а происшествия, случившиеся после 12 часов за рулем , самые тяжелые — они заканчиваются смертельнымисходомв полтора раза чаще, ч ем те, что фиксируютсяв течение нормальногорабочегодня . В пути делайте частые короткие ( 5 — 10 минут) остановки, с опровождая их физическимиупражнениями , чтобы размять мышцыпоясницы , ног, плечевых суставов. Без перерывов для отдыха можно совершить поездку лишь впре ­ делах 3 часов. В остальных случаях мырекомендуем такой режим : каждый час — пятиминутная остановка, после двух часов езды — 15-минутная, а после четырех часов — длительная (до 40 минут) остановка на обед . Не переедайте ! Суточная калорийность рациона водителя должна составлять приблизительно 2500 кал. (в жарком климате на 35 — 4 0 % м эньше , в холодн ом на 25 — 3 0 % больше). И не забудьте о витаминах. Н апример , недостаток витамина А снижает способность видеть всумеркахитемноте , витамина С — вызывает преждевременное утомление. Ешьте не реже четырех раз в сутки. К атегорическипротивопоказаны снотв орныеиуспокаивающие средства, а равно такие возбуждающие , как кофе ­ ин, ф енамин , п иразиди т. д. П од их влиянием водитель склоненпереоцени ­ вать свои возможности . Н еумеренныедозы чая или кофе после кратковремен ­ н оговозбуждениямогут вызвать чувство угнетения , усталости, сонливости. Воо бще применять любые лекарства вдо ­ р оге следует с очень большойосторож ­ ностью — м ногие из них содержат вещества, с пособные оказать нежелательное побочное влияние на водителя. Работоспособность водителя взначи ­ тельной степени зависит от времени суток. Она снижается впериод от 22 до6 часов, достигая минимумав интервале от 23 до 3 часов ночи. Это объясня ­ ется суточнымбиологическимциклом человека. М ожет быть, и по этой причи ­ не относительное количество аварий ночьюв пять раз больше, ч емднем , хотя интенсивность движения на дорогахв это время снижается приблизительно в 8—10 раз. Наш совет: в дальней поезд ­ к енужно стараться двигаться только от восхода до заката солнца. К томужевтемноевремя наполовину (а внекото ­ рых случаях более чемв 10 раз) с нижа ­ ется острота зрения , ухудшается конт ­ растность восприятия ( п редметы сливаются сфоном ) , искажается глубинное зрение (способность оценивать расстояние до предметов ) , в озникают зрительные иллюзии — н еподвижныепредме ­ ты «оживают», у даляющийся объект мо ­ж ет казаться приближающимся , и нао борот . Адаптация к темноте ухудшается свозрастом : у 60-летних водителей она всреднемв восемь раз хуже , ч ему 20-летних. Учтите, что способность видеть втемноте утрачивается свозрастом значительно быстрее, ч ем острота зре ­ ния. Большое зрительное напряжение вызывает быструю утомляемость. Чтобы уменьшить ее, р екомендуется постоянно скользить взглядом по лучу фар, не фиксируяего на одном месте. Сильное утомление вызывает сонливость. По данным НИИАТа, п ричиной от 1,7 до 2,4% происшествий на разных до ­ рогах становился сон водителя. Человек может спать исоткрытыми глазами. В таких условиях у водителя довольно часто возникают зрительные галлюцинации, ему видятся на пути несуществую ­ щ иеобъекты . О собенно часто подобное случается на прямолинейных участках однообразныхдорог . Чтобы не задре ­ мать, надо обеспечить интенсивную вен ­ тиляцию салона. М ожно беседовать спопутчиком , жевать резинку , с ушеныефрукты . Как правило, кто жует , тот не спит. О днакопри появлении явных при ­ знаков сонливости иутомлениянемед ­ ленно остановитесь. Н емаловажное значение вборьбес усталостью имеет микроклимат, в том числе состав воздуха в кабине автомобиля. Температура в кабине должна быть на уровне 18—20°С. П ри ее падении ниж е 15° и росте свыше 25° утомляемость возрастает, р еакция замедляется. Для контроля за температурой полезно иметь вмашине специальные термомет ­ р ылюбого типа. Оптимальная относи ­ тельная влажность воздуха в салоне ( к а ­ бине) д олжна находиться в диапазоне 30—70%- Учитывая, что воздух здесь зачастую загрязнен отработавшими газами двигателя и парами бензина, не усугуб ­ ляйте положения — о ткажитесь от куре ­ ния за рулеми не разрешайте курить пассажирам . Д оказано , что реакцияподдействием никотина замедляется почти вдвое. После одной сигареты у большинства водителей снижается острота зрения . В ообщеукурящихлюдей ослабляется внимание и ухудшается глазомер . Статистически подтверждено , что куря ­ щие водители значительно чаще попадают в аварии. Весьма распространено заб луждение , будто табак снимает усталость. Д а , п од действием никотина на очень короткийсрок усталость сменяется возбуждением , но только для того, чтобы потом подступить судвоеннойси ­ лой. О бъективные опыты по сравнению работоспособности однозначно говорят в пользу некурящих . Что сказать взаключение . К онечно , всякая продолжительная работа утомля ­ ет, но это здоровая рабочая усталость. М ы вели речь об усталости преждевре ­ менной, нередко превращающейся вхроническую . В поисках мериспособовборьбысраннимутомлением за рулему психологов ифизиологовширокоепо ­ ле деятельности. О днако на некоторыевопросы ответы уже есть. Они прове ­ р еныжизньюидолжны быть известны каждому водителю. Н есколько таких со ­ ветов мыипредложили им здесь. М. МОРИН, А. ОБЕЛЬНИЦКИЙ, кандидаты технических наук М . ШУРЫГИН, начальник технического отдела УГАИ ГУВД Мосгорисполкома26