18
19
Реле500X25\ Я4240PC-950(PC-95f)на транзисторахВсе большее значение в современных автомобилях придается надежности и долговечности узлов и агрегатов. Поэтому иу нас и за рубежом расширяется применение электронных устройств, заменяющих старые, электромеханические. Сегодня в нашем «Клубе» выступит инженер А. С. БЕЛЯЕВ, который расскажет о новом электронном приборе — реле указателей поворота и аварийной сигнализации РС950, которое освоено и выпускается заводом «Автоприбор» в г. Владимире. Сейчас уже просто невозможно представить себе автомобиль без указателей поворота. Наряду со стоп-сигналом это одно из важнейших средств информации участников движения о предполагаемом маневре. Понятно, насколько надежной должна быть система, обеспечивающая мигание ламп. Чтобы увеличить надежность, обеспечить своевременный сигнал о выходе из строя какой-либо из ламп, а при необходимости — и подачу сигнала аварииR8 390 (730)^A Ads J . IAY/Я/0200ajtssТфн,лаки/12(Щ/л-U^Jar^^^^^Щ ^^/7Гф.Jsr. .йи:^льд~орт ПраЬыйПТ /IT ктЛеВый6~ортJw\м илJC замку .К ист. зажиг.г питанияПринципиальная электричесная схема прерывателя РС950 (951).включением сразу всех «мигалок», разработано и выпускается электронное реле РС950. Им сейчас комплектуют автомобили «Москвич—2140» и другиемодели, выпускаемые АЗЛК, а также ставят на часть машин «Волга» и «Запорожец». Реле РС950 рассчитано на примене-Чтоновогов «Москвиче»Это название «Что нового...» стало традиционным. Мы в нашем «Клубе» уже не раз говорили об изменениях, которые постоянно вносят автозаводы в конструкцию автомобилей, улучшая их эксплуатационные качества, совершенствуя технологию изготовления. Сегодня рассмотрим модернизацию «москвичей», которую провел автозавод имени Ленинского комсомола во II и III кварталах 1977 года. Вот наиболее важные из нововведений. 1. Внедрена новая система охлаждения двигателя с нижним расположением термостата и без жалюзи радиатора. Новый, неразборный термостат ТС103 в корпусе подвешен на шлангахс левой стороны двигателя за генератором. В старой системе, как вы помните, термостат типа ТБ1 был установлен в головке блока. АЗЛК будет некоторое время выпускать обе системы параллельно. Постепенно на конвейере завода старые термостаты уступят место новым, вплоть до полного перехода на ТС103 и радиатор без жалюзи. Установить новый термостат взамен старого невозможно. Но двигатели, которые поставляются в запчасти, завод выпускает как для старой, так и для новой систем. Обратите внимание на их номера. Двигатель с оборудованием в сборе для моделей «412», «427», «434», «2140», «2137», «2134» и их модификаций можно смонтировать с карбюратором К126Н и термостатом ТБ1 в головке блока. В этом случае номер двигателя 412-1000401. Если используются карбюратор К126Н и термостат ТС103, подвешенный на шлангах, — 412Э-1000401-30; кроме того, для последнего потребуются о-тводящий и подводящий шланги (номера соответственно 412-1303010-10 и 412-1303025-20). Двигатель без оборудования для системы с термостатом ТБ1 имеет номер 412-1000451, а для новой системы — 412Э-1000464-30. Кроме термостата ТС103 в этом случае понадобятся четыре шланга — номера 412-1303010-10, 412-1303025-20, 412-1303030-10 и 412-1303096-10.Замена одного термостата или какихлибо шлангов старой системы новыми, как уже говорилось, невозможна. 2. Задний подшипник 7606КУ1Ш (407-2402025-А) ведущей шестерни заднего моста заменен более надежным подшипником шестого класса точности 6-7606К1Ш (407-2402025-102). Его можно применить на всех моделях и модификациях АЗЛК, начиная с «407». Детали полностью взаимозаменяемы. 3. Изменился и передний подшипник этого узла. Вместо прежнего 7305-УЩ (407-2402041-01) здесь теперь устанавливается подшипник шестого класса точности 6-7305АШ (407-2402041-02). 4. Для комплектации полуосей в запасные части наряду с подшипниками 86-180306КС17 (старый номер 86-180306КС9) могут поставляться и 6-180306К1УС17 (номер АЗЛК 401-2403080-04). Детали полностью взаимозаменяемы, поэтому их можно применять на всех моделях завода, начиная с «402». Разница в маркировке вызвана тем, что эти подшипники сейчас выпускаются на двух разных заводах. 5. В ступице переднего колеса внедрен внутренний подшипник повышенного класса точности взамен подшипника 7206А (403-3103020-01). Его номер 6-7206А (номер АЗЛК 403-310302002). Замена подшипника возможна для18 Монтажнаясхема.ние новых, так называемых «ваттных» ламп, соответствующих ГОСТ 2023 — 75. В серии их, например, лампа А-12-21-3, обозначаемая как 21 Вт, имеет в действительности номинальную мощность 25 Вт. А в старой «свечевой»серии лампа в 21 свечу имеет мощность примерно 19 Вт. Это нужно знать потому, что реле РС950 не станет нормально работать со старыми лампами — не сможет контролировать их исправность. На ри-сунке — принципиальная схема прибора, а на фото — его монтажная плата. Мы показали эти рисунки не в качестве пособия по изготовлению РС950 в домашних условиях — делать это не нужно, ведь реле, как уже говорилось, выпускается заводом «Автоприбор». Эти схемы, так же как и вся статья в целом, — пособие по устройству и работе сложного и достаточно дорогого прибора. Они помогут в случае, если потребуется ремонт реле или замена его деталей. На принципиальной схеме, кроме того, показано, как подключается новое реле. Оно, в отличие от старого, теплового, — параллельного действия и работает независимо от нагрузки. Кстати, это, предназначенное для легковых автомобилей, 12-вольтовое устройство не отличается по конструкции от реле РС951, применяемого на тяжелых грузовиках КамАЗ и КрАЗ с бортовой электросетью напряжением 24 вольта. Для включения прибора служит имеющийся в нем двухпозиционный рычаг. А если требуется работа в аварийном режиме, он задается специальным включателем ВК422 (такие включатели выпускает псковский завод электроарматуры). При этом указатели поворота обоих бортов действуют синхронно в мигающем режиме независимо от положения переключателя указателей поворота и ключа в замке зажигания. В ручке включателя мигает индикаторная лампа. Новое реле, как мы говорили, следит за исправностью системы, и если выйдет из строя какая-либо лампа, то перестанет работать контрольная лампа на щитке приборов.всех моделей и модификаций, начиная с «Москвича — 408». 6. Изменение глубины посадочного гнезда в корпусе шарового шарнира у стойки передней подвески позволяет собирать узел без регулировочных прокладок. Новый шарнир (его номер 403-2904200-01) можно ставить на «москвичи», начиная с модели «403». 7. Увеличен с 18 до 22 мм диаметр штанги стабилизатора в передней подвеске, и соответственно изменились втулки этой штанги. Новый узел невзаимозаменяем со старым. В запасные части поступают как старые (№ 4032906040), так и новые (№ 412-290604020) детали. 8. Вы уже знаете, что АЗЛК перешел на новую тормозную систему с дисковыми тормозами передних и измененным диаметром цилиндров задних тормозов. Взаимозаменяема со старой только трубка (412-3506026-10), идущая от вторичной камеры главного тормозного цилиндра к сигнальному устройству. Все остальные узлы и детали ни по частям, ни в сборе не могут быть заменены новыми. Как ив случае с термостатом, завод производит некоторую часть машин со старой, барабанной тормозной системой, постепенно сокращая ее выпуск. Соответственно продолжается производство узлов и деталей старой системы в запчасти.9. Изменилась конструкция боковых пластин и уплотнителя в радиаторе отопителя. Новый радиатор (его номер 412-8101060-01) взаимозаменяем со старым (412-8101060). 10. Освоен цельноштампованный шкив коленчатого вала (номер 4121005060-02) вместо сварного (4121005060). Замена одной детали другой возможна без каких-либо переделок. 11. Внедрены новые передние и задние амортизаторы с соответствующими деталями крепления. В запасные части будут поставляться изделия обоих ти-пов. Они полностью взаимозаменяемы. Номер нового переднего амортизатора в сборе с деталями крепления 11.2905005 (был 408-2905006), заднего — 11.2915005 (был 408-2915006). 12. Блок плавких предохранителей унифицирован для всех моделей. Номер нового блока ПР103 (АЗЛК 402-3722010-01). Возможна установка его взамен старого, ПР44 (402-3722010) на автомобили АЗЛК, начиная с модели «407». 13. С июня 1977 года маркировка двигателей АЗЛК делается на приливе блока слева под стартером.Термостат типа TBI , установленный в головке блока цилиндров (слева), и новый термостат ТС103 в неразъемном кожухе (справа).19