КАК ОПЛАЧИВАЕТСЯ ТРУД ВОДИТЕЛЕЙ:РАБОТАЮЩИХ В РАЗНЫХ ВЕДОМСТВАХ!Независимо от ведомственной принадлежности предприятий и организаций, где они работают, на них распространяется Типовое положение об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта, а также транспортноэкспедиционного обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ системы автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Госкомтруда и СекfeTapnaTa ВЦСПС № 322/34 от 14 декабря 972 года. Различия в оплате зависят не от ведомственной принадлежности, а от характера перевозок. Так, работа водителей, занятых на специальных автомобилях (с крановыми, компрессорными и другими установками) в технологическом - процессе строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, оплачивается по условиям, установленным для рабочих строительства.РАБОТАЮЩИХ НА АВТОМОБИЛЯХ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ РАЗНУЮ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ ДЛЯ РАЗНЫХ ДОРОГ!Тарифная ставка водителей, работающих на таких автомобилях, устанавливается в зависимости от высшей грузоподъемности. Например, технической характеристикой (паспортом) ЗИЛ—157К предусмотрена грузоподъемность 4500 кг (по грунту 2500 кг). Тарифная стаЕка водителю бортового автомобиля определяется во всех случаях из расчета 4500 кгв размере 53,9 коп. в час. Для сдельщиков применяются нормы и расценки на 1 тонну и1 тонно-километр, исходя из наивысшей грузоподъемности данного автомобиля. Так, общая расценка на 1 т-км для ЗИЛ — 1 57К составит: при работе в городе 1,09 коп., вне города на дорогах I группы — 0,59 коп., II группы — 0,75 коп., I ll группы — 1,00 ноп. В тех случаях, когда по дорожным условиям невозможно использование максимальной грузоподъемности, оплата ведется по нормам, установленным для минимальной грузоподъемности (для ЗИЛ — 1 57К — 2,5 тонны), и по сдельным расценкам, исходя из тарифной ставки по максимальной грузоподъемности автомобиля. Сдельная расценна за 1 т-км составит при работе в городе — 1,95 коп.; вне города на дорогах 1 группы — 0,97 ноп., II группы — 1,36 коп., Ill группы — 1,80 коп. При этом грузы, перевезенные сверх допускаемой грузоподъемности, оплате не подлежат.РАБОТАЮЩИХ НА АВТОМОБИЛЯХ С ПРИЦЕПАМИ!И для повременщиков, и для сдельщиков, работающих без прицепов, установлены единые тарифные ставки, исходя из параметров и назначения автомобиля, указанных заводом-изготовителем в его технической характеристике (паспорте). При работе с прицепом для повременщиков применяются повышенные тарифные ставки. Если, например, у водителей бортовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3 до 5 тонн общая тарифная ставка составляет 53,9 коп. в час, то при использовании прицепов — 64,7 иоп. в час за время работы с ними. Труд водителей-сдельщиков на автомобилях с прицепами оплачивается за все выработанные тонно-километры и перевезенные грузы по расценнам, принятым для водителей, работающих на таних же автомобилях без прицепа. Аналогичен порядок оплаты водителей автомобилей-тягачей, работающих с дополнительными полуприцепами и прицепами. При работе бортовых автомобилей с двумя прицепами и более, автомобилейсамосгалов с одним самосвальным прицепом и более, а . т акже автомобилей с прицепами повышенной грузоподъемности (грузоподъемность прицепа равна или выше грузоподъемности автомобиля) установленные сдельные расценки применяются с коэффициентом от 0,5 до 0,9 за тонно-километры, выполненные на прицепах. При работе на автомобилях-тягачах с полуприцепом норма времени на тоннокилометр применяется с коэффициентом 1,2, а с полуприцепом и прицепом — 1,0.СДЕЛЬЩИКОВ, РАБОТАЮЩИХ НА АВТОМОБИЛЕ ЗИЛ—133Г1!По размерам тарифных ставок эта бортовая машина отнесена нI групп», и ставиа предусмотрена в размере 59,6 нсп. в час. При определении расценок на тоннокилометр надо руководствоваться Едиными нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Госкомтруда № 336 от 18.12.1972 года. Вот расценки для 8-тонного бортового автомобиля, каким является ЗИЛ — 133Г1: при работе в городе — 0,70 коп. (норма времени 0,71 мин.), вне города на дорогах I группы — 0 37 ноп. (0 37 мин.), II группы — 0,47 коп. (0,47 мин.), Ill группы — 0,62 коп. (0,63 мин.). На производительности ЗИЛ — 133Г1 сказывается, что при увеличенной (по сравнению с ЗИЛ —130) длине платформы у него тот же двигатель. Поэтому разъяснением Госкомтруда № 1560-ЮП от 2 7.1976 года Епредь, до установки двигателя повышенной мощности, разрешено норму времени принять с коэффициентом до 12 , к ак это предусмотрено пунктом «г» раздела 111 Единых норм времени при работе водителей на автомобилях-тягачах с полуприцепами. Конкретный размер коэффициента, исходя из условий работы, определяют руководители предприятий по согласованию с профсоюзной организацией. Перевезенные тонны грузов оплачиваются согласно соответствующему параграфу Единых норм по сдельным расценкам. Размеры расценок установлены в зависимости от типа и грузоподъемности автомобиля, способа погрузни и выгрузки, производительности применяемых на этих операциях механизмов.В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИСВОЕННОГО КЛАССА!В соответствии с пунктом 25 Типового положения водителям автомобилей (в том числе специальных), имеющим второй или первый класс, выплачивается ежемесячная надбавка, начисляемая от установленной тарифной ставки за все фактически отработанное в качестве водителя время, в том числе и сверхурочное. Скажем, в данном месяце норма часов 178, а водитель фактически отработал 200. Надбавка за классность начисляется на заработок по тарифу за 200 часов. В процентном отношении это выглядит следующим образом: водителям грузовых и легковых автомобилей, имеющим второй класс, — 10%, первый класс — 25%; водителям первого класса, работающим на автобусах, автомобилях скорой медицинской помощи, на легковых оперативных автомобилях, оборудованных специ3, «За рулем» № 4 альным звуковым сигналом, — 15% (принято во внимание, что на этих машинах полагается работать водителям второго класса, и это уже учтено в самих тариф. пых ставках). Водителям автомобилей с ненормированным рабочим днем надбавка за классность рассчитывается от месячной тарифной ставки, исчисленной умножением часовой ставки на среднемесячную норму рабочего времени 173,1 часа, а при неполном месяце работы — по дневным ставкам, исчисленным делением месячной тарифной ставки на количество рабочих дней, предусмотренных графином работы на данный месяц. Водителям автокранов и других специальных автомобилей, на которых распространяется Типовое положение, надбавка за классность выплачивается в установленных процентах от тарифной ставки за все фактически отработанное в качестве водителя время. Рабочие, управляющие автомобильными кранами и другими специальными автомобилями, занятыми в технологическом процессе на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах, именуются «машинистами», тарифицируются по отраслевому тарифно-квалификационному справочнику (ЕТКС, выпуск 3). Их труд оплачивается по условиям, действующим в строительстве и на ремонтно-строительных работах. Надбавка за классность им не предусмотрена.Материал подготовила И. НАГАЕВА, ведущий специалист Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам13