СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАЗАЗОР В ПОДШИПНИКАХД. Кравцов из Ставропольского края просит рассказать, какими должны быть зазоры в подшипнинах коленчатого вала двигателя МеМЗ — 968. Как сообщили редакции на мелитопольском моторном заводе, при установке на двигатель нового коленчатого вала или при замене вкладышей зазоры в подшипниках должны быть следующими. Между вкладышами нижней головки шатуна "и шатунными шейками коленчатого вала (все размеры в миллиметрах) 0,026 — 0,071; двигатель можно эксплуатировать, если этот зазор не превысил 0,250. Между коренной шейкой и вкладышами переднего коренного подшипника 0,085 — 0,125 (предельный зазор 0,2); среднего — 0.05 — 0,10 (предельный 0,25); заднего — 0.07 —0,11 (предельный 0,2). Зазор в подшипниках определяется разностью двух диаметров: того, который образован внутренними поверхностями вкладышей, и диаметра коренной или шатунной шейки коленчатого вала. Надо помнить, что после замены вкладышей и коленчатого вала двигатель требует обкатки.отличия возможныГ. Куликов из Невинномысска обратил внимание на то, что в разных книгах по устройству и обслуживанию «Волги» ГАЗ —24 сообщаются разные регулировочные данные. «Какими из них надо пользоваться?» — спрашивает читатель. В некоторых справочниках, книгах по устройству и ремонту автомобилей возможно появление рекомендаций, не совпадающих с теми, что были в предыдущих изданиях тех же самых книг. Дело в том. что конструкция автомобиля постоянно совершенствуется и вместе с этим меняются некоторые регулировочные данные. На горьковском автозаводе редакции сообщили регулировочные величины выпускаемых сейчас «волг». Вот они (все размеры в миллиметрах). Зазор между коромыслом и клапаном (кроме первого и восьмого) на холодном (плюс 15 —20° С) двигателе 0,35—0,40; то же у первого и восьмого клапанов 0,300 35; зазор между электродами свечей 0,8—0,9; свободный ход педали сцепления 12 — 28; полный ход педали сцепления 145 —160; уровень жидкости в главных цилиндрах привода сцепления и тормоза от верхней кромки резервуара 15 — 20. При обслуживании же конкретного автомобиля надо пользоваться указаниями заводской инструкции, приложенной к машине.В сумму страхового возмещения входит расчетная стоимость ремонта (восстановления) транспортного средства, расходы, которые понес владелец, спасая автомобиль, приводя его в порядок, а также при транспортировке. Кроме того, согласно Правилам добровольного страхования, возмещаются затраты по составлению сметы на ремонт (восстановление), если она оплачена страхователем. Как и другие расходы, стоимость потери товарного вида органами Госстраха не возмещается. «Можно ли застраховать самодельный микролитражный автомобиль, построенный в соответствии с требованиями Госавтоинспекцни?» —- интересуется А. Варфоломеев из Ленинграда. Такие автомобили принимаются на страхование. Стоимость их определяется применительно к действующим государственным розничным ценам.«БОЛЬШИЕ ГОНКИ» В КИНО И НАЯВУКиевлянин С. Самбурский, видевший года два назад американскую кинокомедию «Большие гонки», просит разъяснить, действительно ли в первом десятилетии нашего века проходили кругосветные автомобильные гонки или это вымысел сценаристов. В основу сюжета фильма, снятого фирмой «Уорнер бразерс» (США), положены реальные события 70-летней давности. 12 февраля 1808 года в Нью-Йорке был дан старт гонкам по маршруту Новый Свет — Старый Свет. Их организовали две газеты — французская «Матен» и американская «Нью-Йорк тайме». Им нужна была сенсация, они хотели обеспечить покупателям захватывающее чтиво на полгода, иными словами, гарантированный сбыт увеличенного тиража. В гонках приняли участие шесть ' экипажей. Только три дошли до финиша, прибыли в Париж. Победу одержал американский экипаж, который преодолел весь маршрут (США — Аляска — Япония — Россия — Германия — Бельгия — Франция) протяженностью 21 470 км за 169 дней. Путь из Аляски в Японию и далее в Россию они проделали пароходом. По территории России они проехали через Владивосток, Красноярск, Омск. Москву. Петербург. Автомобиль победителей — его марка «Томас Флайер» — сохранился до наших дней в одном из нью-йоркских музеев. Он представляет собой модель «6 70» с шестицилиндровым (13 000 см 3 , 70 л. с.) мотором, четырехступенчатой коробкой передач и цепной главной передачей. Колеса большого диаметра обеспечили машине очень высокий дорожный просвет — 280 мм. Она развивала скорость ИЗ км/ч и расходовала 25 л бензина на 100 км пути. По типу «Томаса Флайера» для съемок фильма «Большие гонки» построили так называемый игровой автомобиль, нареченный «Лесли Спешел». Он лишь внешностью напоминал оригинал. Под капотом у «Лесли» стояла типичная американская V-образная «восьмерка». Что же касается чудовищного трехосного автомобиля «Ганнибал-8» профессора Фейта — одного из героев этой киноленты, — то он вообще не имел исторических прототипов. Эта машина — плод фантазии сценаристов.МОТОЦИКЛЫ АВО И «СИМСОН»«В самом начале 50-х годов к нам в страну поступали из ГДР мотоциклы АВО класса 250 см 5 , — пишет Г. Юнусов из Казани. — Но сегодня об этой марке я ничего не слышал. Сообщите, пожалуйста, о ее дальнейшей судьбе». Мотоциклы АВО-425 выпускало с 1949 по 1958 гг. народное предприятие ГДР «Симеон», которое существует и сейчас. Оно производит мопеды и мотоциклы класса 50 см' («За рулем», 1976. № 12). Это завод с очень давней историей. Свое происхождение он ведет с 1741 года, когда в г. Зуле была основана мастерская по изготовлению стрелкового оружия и инструментов. В 1896 году «Симеон» начал делать и велосипеды, позже — моторчики БСВ к велосипедам, выпуск которых вел до конца 30 х годов. Верность легким одноколейным машинам завод сохранил до наших дней — с 1955 года выпускает мопеды.КАК ПЕРЕПОЛЮСОВАТЬ СХЕМУ«Расскажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы электросхема на моем «Москвиче—401» работала с присоединенным к «массе» отрицательным полюсом батареи, как на современных моделях», — просит автолюбитель В. Костиков из Чебоксар. Все приборы электрооборудования автомобиля, кроме генератора, исправно работают независимо от того, какой полюс батареи присоединен к «массе». Генератор же необходимо перемагнитить, чтобы изменилась его полярность. Выполняют это следующим образом. Отсоединяют провода от батареи и меняют местами путем перепайки их наконечников, поскольку выводные штыри батареи имеют разный диаметр (учитывая большую массу наконечников, следует использовать паяльник мощностью не менее 200 Вт или весом около 05 кг). Поворачивают батарею на 180° и подсоединяют к ее штырям соответствующие наконечники проводов. Меняют местами провода, подсоединенные к амперметру. Отрезком подходящего провода соединяют на 2—3 секунды клеммы БиШ реле-регулятора, что и приводит к перемагничиванию генератора. Чтобы убедиться в получении желаемого результата, сначала проверяют правильность подсоединения амперметра (его стрелка при неработающем двигателе и включенном дальнем свете должна отклониться влево, указывая на разряд батареи), а затем полярность генератора (при больших оборотах двигателя амперметр должен показать заряд). Если его стрелка остается на нуле или беспорядочно колеблется, следует повторить перемагничивание генератора, как указывалось выше, и снова проверить работу электрооборудования.ИЗ ПРАКТИКИ ГОССТРАХАДобровольное страхование приобретает большую популярность как удобный вид услуг для автомобилистов. Это видно по количеству заключаемых договоров и писем наших читателей. Многие из них пользуются услугами Госстраха уже не первый год, но страховой случай всегда, кан говорится, индивидуален. В ходе его расследования возникает немало вопросов. Мы выбрали три наиболее характерные из них и попросили дать комментарий заместителя начальника Главного управления Госстраха СССР Л. К. Никитеннова. «В пути произошла небольшая авария с моим автомобилем, — пишет Л. Зубавин из Красноярска. — Потребовался ремонт. При подъеме машины домкратом оторвался кронштейн, из-за падения автомобиля деформировался его кузов. Госстрах не желает оплачивать мне такой существенный ущерб. Могу ли я расторгнуть с ним договор?» Как видно из этого сообщения, повреждение автомобиля произошло в результате небрежного выполнения ремонтных работ. Страхование не учитывает подобные случаи, поэтому нет никаких оснований для выплаты страхового возмещения. Условиями добровольного страхования не предусматривается расторжение договора и возврат платежей страхователю. «Оплачивает ли Госстрах и потерю товарного вида, возмещая причиненный ущерб?» - спрашивает Б. Аксаков из Гродно.vА. Нестеров из Бобруйска, Г. Победин из Кишинева, другие читатели просят рассказать, что означает окраска блока цилиндров двигателя ВАЗ — 2106 в желтый, синий, серый и другие цвета. Как сообщили редакции на Волжском автозаводе, введенная на стадии изготовления окраска блока цилиндров двигателей ВАЗ-2106 позволяет быстро отличить их от блоков моторов ВАЗ2103. Единый же цвет пока не выбран, и поэтому на «жигулях» могут встретиться моторы различных цветов.22