нием было предусмотрено, что две команды, занявшие последние места в высшей лиге, в будущем сезоне выступят в первой, заменив здесь тех, кто окажется сильнейшими и перейдут в высшую. Новшества полностью себя оправдали. Если раньше юные водители, скажем, Армении, Азербайджана, Таджикистана и не думали о том, чтобы поспорить с москвичами, ленинградцами, сверстниками из Российской Федерации, то теперь они боролись как равные с равными изо всех сил, стараясь занять призовое место, доказать свое право выступать в высшей лиге. Все это мы увидели в Кишиневе. В столицу Молдавии прибыли 16 команд: союзных республик (кроме Узбекистана), а также Москвы и Ленинграда. Особую, праздничную обстановку состязаниям придавал тот факт, что проходили они в Международный год ребенка. Как самых дорогих и почетных гостей принимали участников. Их разместили в лучшей школе-интернате спортивного профиля Министерства просвещения Молдавской ССР, над всеми командами шефствовали коллективы предприятий и учреждений. Красочным и торжественным было открытие соревнований на площади Труда, а затем здесь состоялись два заключительных соревнования автомногоборья — автоэстафета и скоростное маневрирование. Накануне в конкурсе знатоков Правил дорожного движения и стрельбе лидерами стали команды Ленинграда и Москвы. В первом упражнении они показали одинаковый результат — 10 штрафных очков. Это означало, что ленинградцы и москвичи дали лишь по одному неправильному ответу на 20 задач. Но спортсмены столицы потратили чуть больше времени, и в итоге приз, учрежденный Министерством автомобильного транспорта БССР, достался их соперникам. Стрельбу и вместе с ней приз Министерства просвещения СССР выиграла команда РСФСР (г. Саратов). Перед вторым днем соревнований в высшей лиге лидеры имели предельно плотные результаты: Ленинград — 42 очка, Москва — 43 и РСФСР — 44. В первой лиге успешнее других выступили юные водители с Украины. Спокойнее других чувствовали себя на площади Труда руководители команды РСФСР. Ребята из Саратова особенно сильны в водительской подготовке, и минимальное отставание в очках от ленинградцев и москвичей было вполне поправимо. Так и случилось, хотя школьники города на Неве сражались отчаянно. Все решила эстафета, после которой у команды РСФСР, завоевавшей в этом упражнении кубок ЦК ВЛКСМ, оказалось на 8,8 штрафных очка меньше, чем у ленинградцев. Те, в свою очередь, лучше всех справились со скоростным маневрированием (приз Министерства автомобильного транспорта РСФСР), но смогли отыграть у соперников всего 5 очнов. В шестой раз главный трофей Всесоюзных соревнований — переходящий приз журнала «За рулем» завоевали саратовцы (РСФСР). Памятными призами редакции награждены команды Ленинграда и Москвы, занявшие второе и третье места. В первой лиге вне конкуренции были ребята с Украины, ноторую представляли харьковчане. Бригада «За рулем» г. Кишинев Результаты соревнованийКто же чемпион?Не правда ли, странный вопрос для заголовка отчета о состоявшихся соревнованиях? Всегда и всюду чемпионаты, если они заканчивались благополучно, называли имя сильнейшего: чтобы узнать его, достаточно было заглянуть в протоколы. И все же причины, как нам кажется, субъективные, в данном случае существуют. Но об этом позже. А пока — о том, что происходило на гаревой дорожке ленинградского трека, который впервые принимал финалистов личного чемпионата Европы по спидвею среди юниоров (возраст спортсменов до 21 года включительно). Идея проведения этих соревнований принадлежит Польскому мотосоюзу, который вносит большой вклад в развитие гонок по гаревой дорожке. В рождении нового чемпионата отразилась забота о планомерной подготовке молодых спортсменов, специализирующихся в спидвее, обмене опытом работы в этом деле. Формы и методы здесь самые разнообразные. В Англии и Дании, например, трековым мотоспортом можно заниматься с 12 лет. В эту пору юные спортсмены выступают на мотоциклах, оснащенных 50-кубовым двигателем, на 200-метровых дорожках. В Дании "имеется около 30 юниорских клубов и 20 укороченных треков. Как ив Англии, здесь множе- • ство соревнований, ранг которых зависит от степени опыта и мастерства юных спортсменов. С 16 лет им разрешается пересесть на обычные, 500-кубовые машины и стартовать наравне со взрослыми. Такая же примерно картина в Швеции, Финляндии, Норвегии. В социалистических странах, в том числе ив СССР, есть правило — к официальным состязаниям по спидвею допускаются спортсмены, достигшие 18 лет. Архаизм? Не будем спешить. Да, мы проигрываем в сроках специализации, но еще никто не. доказал, что гаревые мотогонки с их повышенной опасностью, с максимальным напряжением физических и нервных сил благотворно сказываются на юном организме. Последнее слово здесь, видимо, за наукой, за медициной. Хотя опыт тех же Дании и Англии весьма любопытен, но с некоторыми оговорками. Ведь спорт, в том числе и спидвей, во многих капиталистических странах давно стал бизнесом. Родители, собирающие деньги на приобретение мотоцикла, дорогостоящих комбинезона, шлема и другого инвентаря для любимого чада, зачастую преследуют вполне определенные цели — вырастить юную звезду, которой заинтересовались бы профессиональные клубы. Два первых чемпионата Европы среди юниоров как раз и заканчивались победами только что испеченных профессионалов: оба раза золотые медали выигрывали датчане — А. Буек (1977 г.) и Ф. Янссен (1978 г.), которым удавалось опережать английских гонщиков, занимавших остальные ступени на пьедестале почета. В финал третьего чемпионата пробились через сито отборочных соревнований, проходивших в Австрии, Новой Зеландии, ПНР, Норвегии, ФРГ, ВНР, 14 спортсменов из 11 стран — ЧССР (3), Дании и Швеции (по 2), ВНР, Италии, Норвегии, ПНР, США, Финляндии и ФРГ (по одному). Советский Союз' был представлен двумя юниорами, которым места в финале давались без отборочных состязаний как гонщикам страныорганизатора. Тренерский совет остановился на кандидатурах 20-летнего Айрата Файзулина, прошлогоднего чемпиона СССР среди юниоров, слесаря автотранспортного предприятия города Октябрьского Башкирской АССР, и 21-летнего Владимира Панькина, слесаря из «Саратовгэсстроя» (г. Балаково). Два с половиной часа соревнования держали,в напряжении зрителей, до отказа заполнивших трибуны ленинградского мототрека. Бьющая через край жажда борьбы, которая приводила иногда к нелепым ошибкам, что в общем-то свойственно молодым, крайне запутанный сюжет, по которому развивалась гонка, — все это придало выступлениям сильнейших юниоров особый колорит, отличающий их от стартов взрослых спортсменов. Первыми на дорожку выехали чех Станислав Урбан, американец Рон Престон, наш Айрат Файзулин и финн Ари Коппонен — сын известного в ледяном спидвее Эско Коппонена. Кто бы мог подумать в эту минуту, что в заезде встретились все три будущих призера. Файзулин не оставил никаких, надежд своим соперникам, показав абсолютно лучшее время дня — 1 мин. 17 с, лишь на 0,6 с. уступающее рекорду трека. Вторым был Коппонен, третьим Престон. А потом настала пора огорчений. Сначала Владимир Панькин, засидевшись на старте, решил на повороте разом выйти вперед: двоих он оставил позади мастерски, но не рассчитал скорость и упал. В следующей серии заездов уже Файзулин долго, слишком долго выбирал удобное место перед стартовой лентой на четвертой дорожке и явно прозевал начало гонни. На повороте он настиг соперников, обошел одного, второго и... обидное падение. Уже потом, после соревнований то и дело можно было услышать: «Вот если бы...» Да, если бы Айрат финишировал даже третьим, кто знает, как бы распределились затем места. После трех серий заездов лидерство захватил датчанин Курт Элегарт, выступающий'за английский профессиональный клуб, — 8 очков из 9. Очко проигрывали ему Престон и норвежец Скретинг. Далее шли Файзулин и швед Андрее Эрикссон, (тоже профессионал) - п о 6. Но в 13-м заезде Элегарт, погорячившись, совершил фальстарт с порывом ленты и по решению главного судьи покинул дорожку, после этого шансы на «золото» у датчанина стали призрачными. Зато с каждым стартом все увереннее выступали Престон, Файзулин и Коппонен. Уже в 18-м, своем последнем заезде) Престон стал недосягаем. Оппонентами Файзулина в борьбе за серебряную медаль в его заключительном старте были Элегарт, Скретинг и итальянец Фаусто Бирбини. Надо отдать должное выдержке и мужеству нашего гонщика. Когда, казалось, он уже выиграл заезд, неожиданно упал Скретинг, и судья повторил старт. Элегарт вдоволь поиграл на нервах Айрата: умышленная задержка с выездом на дорожку, затем возвращение и смена- мотоцикла — это, конечно, могло вывести из себя и опытного гонщика. Но Файзулин показал себя стойким бойцом: только два круга датчанин оказывал сопротивление, а затем преимущество советского юниора в классе проявилось неоспоримо. Финишировал он первым с итоговой суммой 12 очков. До сих пор нашим высшим достижением в чемпионатах Европы было четвертое место, занятое 3. Гафуровым из Уфы в 1977 году. А теперь вернемся к вопросу, поставленному в начале заметок. Победил Рон Престон, единственный из всех участников не совершивший ни одной ошибки. И это понятно: уроженец Калифорнии имеет девятилетний стаж выступлений в мотоспорте — сначала специализировался в кроссе, а затем в спидвее. Вот уже несколько сезонов выступает за британский профессиональный клуб «пульские пираты» и ежегодно участвует примерно в 250 гонках. Престон — самый опытный из всех финалистов, прибывших в Ленинград, и его победа не вызывает сомнений, хотя произошел довольно редкий случай, когда чемпион в личной встрече уступил серебряному и бронзовому призерам. Вопрос в другом. Не поскромничала ли Международная мотоциклетная федерация, определяя ранг этих соревнований? Как-то не укладывается в рамках чемпионата Европы выступление представителей США, Новой Зеландии и других стран, далеко расположенных от Старого Света. Соревнования юниоров уже сейчас можно с полным правом именовать чемпионатом мира с параллельным зачетом.для европейских гонщиков. Тогда и сильнейшим спортсменом континента являлся бы не заокеанский гонщик, а законный гражданин одной из стран Европы. Б. ЛОГИНОВ, г. Ленинград спецкор «За рулем» Результаты соревнований 1. Р. Престон (США) — 13 очков; 2. А. Файзулин (СССР) — 12; 3. А. Коппонен (Финляндия) — 11; 4. К. Элегарт (Дания) — 10; 5. С. Урбан (ЧССР); 6. А. Эрикссон (Швеция) — по 9 очков.Высшая лига. Командный зачет: 1. РСФСР; 2. Ленинград; 3. Москва; 4. Латвийская ССР; 5. Эстонская ССР; 6. Белорусская ССР. Команды Грузинской и Киргизской ССР, занявшие последние места, переходят в первую лигу. Первая лига: 1. Украинская ССР; 2. Молдавская ССР; 3. Литовская ССР. Личный зачет (по сумме многоборья). Девушки: 1. М. Герштейн (Ленинград); 2. Н. Недосеева (Москва); 3. Г. Вородай (Украинская ССР). Юноши: 1. Ю. Сорокин; 2. Ш. Богданов (оба — РСФСР); 3. М. Гоголев (Ленинград). Редакция журнала «За рулем» выражает благодарность ЦК ДОСААФ Молдавской ССР, Министерству просвещения республики, ГАИ Молдавии и Кишинева, республиканской автошколе ДОСААФ за большую помощь в организации соревнований.15