•локоламское шоссе. Попутчик рассказал, что грибы , во множестве растущие в окрестностях, местные жителии посегодня солят бочками. Проехали Старицу на Волге. По обе стороны неширокой , но уже мощной рекиживописныемаковкимонастырских церквей, к оторые , по преданию, помнят еще Иоанна грозного . Эх, хорошо бы провести здесь хоть полденечка. Но работа, работа... Наутро, у жепривычно , цепляем букс ирный трос, ставим неисправный бегунок и подтаскиваем машинукржевской автостанции. Как жаль , что она закрыта : «Все на сенокосе. Корма...» Женщина средних лет в обычной одежде (кто она — кассир, директор или привратник?) советует обратиться прямо ' к мастерам. Не все, оказывается, на сенокосе. Подходят двое, д окапываются до бегунка : «Новый надо!» — «А есть?» — «Есть-то он есть, да далеко лезть». — Кан же нам быть? Помогите». Двое выразительно переглядываются, к акавгуры , и, не удостоив нас ни взглядом, ни словом, величественно удаляются. Мы поняли! По роли нам нужно было в этот момент догнать их, преградить дорогу, заглядывать в глаза и умолять, умолять... Однако в памяти был свеж яхр омский опыт, и мы не стали его повторять. Из Ржева, пересекши границу Смоленс кой области, направляемся в славный город Гагарин, б ывшийГжатск . Дважды проехав его из конца в конец, потому что указателя станции найти не удалось, после неоднократных консультаций с местными жителями , добираемся до пос тройкис надписью «Автосервис». Повествование наше близится кконцу , поэтому не будем утомлять читателя пересназом подробностей. 20 минут ждали появления приемщикау пустого окош ­ к а . М инуты2 заняла замена бегунка . Немало энергиии актер'ского вдохновения и здесь потребовалось, чтобы получить копию наряда-заказа («Для жены что ли отчет нужен?»). Зато копия теперь документально подтверждает, что и гаг аринская станция «Смоленскоблавтотехобслуживания» занимается приписками . За мифический «ремонт расп.» с нас взяли 5 руб. 10 коп . Оказывается, у нас на глазах его, т акже ' к акив Калинине, снимали, разбирали, заменяли и т. д. и т. п., но только в гораздо больших масштабах — сразу по двум позициям прейс куранта 328 и 329. И это на станции , рек омендующей себя золотыми буквамискраснойдоскикак «Предприятие, борющееся за звание предприятия коммунистического труда».С благостными улыбками простаков покидали мы станцию . «Почаще бы так их клиентов!» — словно шелестело вослед. Поистине, то был апофеоз. В эту минуту мы чувствовали себя настоящими «дятлами». Наконец, последний, пятый документ получили на можайской станции «Мособлавтотехобслуживания». Она во многом напоминала клинскую , о ней у нас лучшие впечатления. Достаточно сказать, что «рассказали о своей беде» мы уже через несколько мгновений после того, к ак отцепили буксирный трос. М инутным делом было иустранить неисправность. Через 20 минутможно было уже отправляться в путь. Но нам предложили: не желаете ли заодно проверить систему зажигания? Мы заехали в цех и здесь на приборах, в строгом соответствии с буквой и духом писаных законов автосервиса были проверены генератор, к атушкаи конденсатор, прерыватель, распределитель и свечи. За что и выписан счет на 2 руб. 50 коп . И ни копейки сверх того . За бег унок , к стати , мы уже не платили, потому что дали свой — к тому времени у нас их накопилось пять штук . Работники можайской станции покорили тем, что отнеслись к нам с настоящим участием. Над нами не подтрунивали, нас не унизилиприписками , нам ничего не пришлось просить, наоборот, нам предлагали и выполняли работу только с нашего согласия. Наконец, это была единственная- с танция , где нам подали друж еский совет, к ак впредь предупредить такую неисправность. Конечно, на прощанье мы захотели узнать имена занимавшихсяс нами мастеров. Ими оказались Николай Латушкин (его портрет на доске почета станции) и Николай Кирсанов. Много добрых слов сказал в их адрес директор станции Виктор Васильевич Родиков, удовлетворенный тем, что его не подвели. Мы рассказали ему о своей «детективной» поездке с неисправным бегунком и поинтересовались: с чем связано столь широкое расхождение в оплате за одну иту же1 операцию на разных станциях, а проще говоря, п риписки ? Виктор Васильевич пояснил. Интересы трех участвующихвкаждой сервисной операции сторон (то есть предприятия, слесаря и клиента) не совпадают. Предп риятиюспущен план обслуживания в рублях, и ему выгодны дорогостоящие заказыи невыгодны дешевые. Слесарьисполнитель также «завязан» на плане, потому что он получает 20% от той суммы, которой оплачена его работа заказч иком . Клиенту же нет дела до плана предприятия, он заинтересован не тольков быстром и доброкачественном, но и недорогом сервисе. Итак, пора подвести итоги . Во время эксперимента с бегунком мы побывали на десяти станциях обслуживания трех областей — Московской, К алининскойи Смоленской. Важно заметить, что все они расположены вдоль популярных автотур истских трасс — Л енинградского , Волоколамского, М ожайскогоиДмитровского шоссе. Коэффициент полезного действия сервиса в общем оказался на уровне 0,6 (потому что на четырех станциях из десяти мы не смогли получить помощи). Наиболее квалифицированное и доброжелательное отношение «потерпевшие»}'" встретили вМожайскеив Клину. Оплата на этих станциях велась в строгом соответствии с выполненной работой. Примечательно, что лишьв тех Же КлинуиМожайске сумма, принятая к оплате, дублировалась вквитанциипрописью , а заказчик , то есть мы , был ознакомлен с объемом работ, ценой заказа, согласился с ней, о чем нас попросили сделать соо тветствующую запись в графе нарядазаказа. Сервис низкого качества предложили нам в Калинине, Гагарине и Солнечногорс ке . Волокита, п риписки , невнимание кзаказчику — вот издержки обслуживания на этих предприятиях. Теперь об абсолютных, так сказать, рекордах. Самым быстрыми благожелательным оказался сервис в Можайске. Наиболее комфортабельные условия для автотуристов созданы в Клину. Наибольш ую сумму украли из нашего кармана в Гагарине. Менее всего дорожат временем заказчикав Калинине. Бескультурье и бесхозяйственность ставят из ряда вон станциюв Солнечногорске, где деньг иоткрыто идут мимо государственной кассы. / В заключение от имени редакции жур ­ нала «За рулем» и автолюбителей хочется поздравить руководство «Мособлавтотехобслуживания», предприятия которого заняли первые места в неофициальном нашем конкурсе . Остается надеяться, что администрация и партком объединений автосервиса Калининскойи Смоленской областей ив особенности «АвтоВАЗтехобслуживания» наведут порядок на тех предприятиях, где побывала инкогни ­ то рейдовая бригада «За рулем». / Л. ЖМЫРЕВ, Н. РАЗИНЧЕВ, с пецкоры «За рулем»Москва — К алинин — Р жев — Г агарин — МоскваПосле выступления журналаТак называлась статья А. Кемеровского, опубликованная вжурнале «За рулем» (1979, № 3 и 4). В ней автор, рассматривая различные проблемы органи ­ зации автотуризма, высказывал критиче ­ с кие замечания по поводу дорожной ин ­ формации, в том числе в Черновицкой области. К ак сообщил нам начальник отдела ГАИ УВД Черновицкого облисполкома А. М арцынюк , статья обсуждена с ра-сЧтобы благо стало благом»ботинками Госавтоинспекции. Содержащиеся в ней критические замечания об имеющихся недостатках ворганизациидвижения , об отсутствии должной информации для водителей, а также об отклонениях от стандарта в разметке проезж ей части признаны справедливыми. Для их устранения проведено тщательное обследование улиц , заказано дополнительное количество указателей направлений движения , которые будут установлены на основных пересечениях дорог. Д орожнымикоммунальным организациям области даны указанияо соблюдении существующих норм и правил устан овкидорожныхзнаков , д ругих средств информации и регулирования, размеров проезжей части. Работники ГАИ взяли под контроль своевременность и правильность выполнения этих требований.Напервойстраницеобложки— фото А. Владимирова, В. Горлова, В. ШиршоваГлавный редактор И. И. АДАБАШЕВРедакционная коллегия: Л. Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М . АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, П. Ф . БАДЕНКОВ, И. М. ГОБЕРМАН, С. Н. ЗАЙЧИКОВ, Г. А. ЗИНГЕР, В. П. К ОЛОМНИКОВ , А. Е. КУНИЛОВ, Н. И. ЛЕТЧФОРД, Б. П. ЛОГИНОВ, В. В. ЛУКЬЯНОВ, Д . В. ЛЯЛИН, Б. Е. М АНДРУС (отв. секретарь), В. Л. МЕЛЬНИКОВ, В. И. НИКИТИН, В. В. Р ОГОЖИН , С. В. С АБОДАХО , М . Г. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора), А. М . ХЛЕБНИКОВ, К. Н. ХОДАРЕВ, Л. М . ШУГУРОВ, Л . А. ЯКОВЛЕВ Зав. отделом оформления Н. П. Бурлака. Художественный редактор В. П. Макаров Корректор М. И. Дунаевская Адрес редакции : 103092, Москва, К-92, Сретенка, 26/1. Телефоны: 207-19-42, 207-16-30 Сдано в произвол. 2.8.1979 г. Подписано в печать 28.8.1979 г. Т ираж3 200 000 Бум. 60x90'/», 2,25 бум. л. - 4,5 п. л. Цена 80 коп . Зак. 2656. Г-24540 3-я типография Воениздата Издательство ДОСААФ, Москва © «За рулем», 1979 г.