IПОЧЕМУ СТУЧИТ ДВИГАТЕЛЬИсправная работа мотоциклетного Двигателя всегда сопровождается ровным шумом, тон которого меняется" в зависимости от оборотов и нагрузки. Когда же появляются посторонние звуки, они, Тсак фальшивые ноты в оркестре, режут ухо н вызывают беспокойство. Водитель понимает: в двигателе что-то неладно, но что именно не всегда может правильно определить. Как же распознать причину, вызвавшую лишний звук, и как ее устранить? Попытаемся ответить на эти вопросы применительно к тяжелым мотоциклам. Первая й самая распространенная причина — неправильно установленный момент зажигания. Если искра на свече возникает слишком рано, возрастающее давление в цилиндре тормозит движение поршня, стремящегося к ВМТ, ударной полной передает через клапан дополнительные усилия на механизм газораспределения, Резко выбираются зазоры, слышны стуки в двигателе. Они пропадают после правильной установки зажигания. Пугающее дерганье двигателя после выключения зажигания, сопровождающееся глухими ударами, может возникнуть при перегреве деталей, вызванном слишком ранним зажиганием, уменьшенным зазором в свече, Применением слишком «горячих», не пригодных для данного двигателя свечей. Кроме правильной установки зажигания, следует обеспечить требуемый зазор между Электродами, (то что вы пользуетесь свечами, рекомендуемыми заводом-изготовителем, само собой разумеется). Однако калильное зажигание возникает не только в названных случаях, оно возможно и от раскаленных частиц нагара, покрывающих поршень и головку цилиндра. Звуки, вызываемые детонацией (взрывообразным сгоранием смеси), воспринимаются нами как Звонкие. Они хорошо слышны при резком увеличении «газа» или нагрузки и неразличимы на высоких оборотах, когда детонация особенно опасна. В итоге могут прогореть днища Поршней, разрушиться перегородки между кольцами, подшипники, детали Механизма газораспределения. Виновником детонации чаще всего является бензин, октановое число которого ниже требуемого, или перегрев двигателя. Хорошо различимые звуки у тяжелых мотоциклов издает газораспределительный Механизм. Увеличение зазора, возникающее в результате естественного износа трущихся поверхностей коромы­1 сел, распределительного вала, толкателей, надо вовремя устранять. Увеличенные зазоры опасны из-за скрытых последствий. Если мотор «с затянутыми клапанами» сразу дает знать о них тем, что плохо тянет, то в противоположном случае, вроде бы, все хорошо, если не принимать во внимание повышенный шум механизма газораспределения. Хорошо, но до поры до времени. Увеличенный зазор, кроме неприятного звука, вызывает дополнительные ударные нагрузки на все пары трения. Если Пи один уважающий себя владелец четырехтактной машины не будет стучать Молотком по кулачку распределительного вала, то в процессе работы такого двигателя он, образно говоря, стучит по распределительному валу при помощи рукоятки «газа». В результате разрушается шлифованная поверхность механизма, делая бесполезной последующую регулировку. Направляющие клапанов при этом тоже изнашиваются, что открывает путь маслу в камеру сгорания И двигатель начинает дымить. При уменьшенных зазорах очень быстро может обгореть кромка клапана, потому что в седло он практически не садится, а зависает и все время приоткрыт. Регулировку нужно проводить очень тщательно, пользуясь положенным по инструкции щупом, а не на глазок. Бывают случаи, когда вы установили зазоры при помощи щупа, точно по инструкции, пустили двигатель, а он опять начинает тарахтеть и звенеть. В чем же дело? Вероятно, неравномерно износилась одна и другая пары трения. Могут быть и сколы, трещины и выкрашивания на поверхности кулачков. Может быть износ шеек распределительного вала, поверхности кулачка. В таком случае надо внимательно осмотреть все детали механизма газораспределения и как можно скорее заменить неисправные. Перейдем к поршневой группе. Здесь в камере сгорания постепенно растет слой нагара уменьшающий ее объем. Нагар плохо проводит тепло, и камера перегревается, что вызывает детонацию. В этом случае на низких оборотах слышны глухие удары. Четко различимое легкое позвякивание может быть вызвано сильным износом поршневых колец. Подтверждением будут служить повышенный расход масла, дымление двигателя и низкая компрессия в цилиндрах. Стук поршневого пальца отличается резким металлическим тоном и исходит нз верхней части цилиндра. Он может быть следствием неправильной установки опережения зажигания (слишком раннее) и износом пары втулка шатуна — палец. Попробуйте более точно отрегулировать зажигание, а если это . не поможет, смените пару, пока ударные Нагрузки, вызванные износом, не сказались на других важных деталях. Теперь мы добрались до самой сложной и ответственной части двигателя — коленчатого вала. Он установлен в картере в двух опорных подшипниках, а на его шейках вращаются шатуны. При длительной работе двигателя увеличиваются вследствие износа зазоры между контактирующими поверхностями этих деталей, и Это проявляется характерными стуками. Изношенный подшипник нижней головки шатуна издает «тикающий» звук среднего тона, а опорный подшипник — более низкого. Оба прослушиваются в нижней части картера при малых оборотах вала и исчезают по мере их увеличения. Чрезмерный износ опорных подшипников сопровождается падением давления масла и заметным усилением дисбаланса двигателя — он сотрясается при малых оборотах. В заключение отметим, что правильно определить причину неисправности по звуку — дело весьма трудное. Для успеха требуется не только хороший Музыкальный слух, но и опыт, накапливаемый при последующих разборках двигателя, когда есть возможность убедиться в достоверности предварительного диагноза. Но во всех случаях появление нового, постороннего звука должно послужить мотоциклисту сигналом для повышения внимания к тому или иному инженерАВТОГОНКИ73 года прошлб с Тех Пор, как машина Марки «Рено» пришла первой к финишу гонок на Большой приз Франции. И вот на восьмом этапе чемпионата 1979 года в г. Дижоне — снова «Рено», на этот раз — с турбонаддувом (РС11). Это первый успех на кольцевых гонках автомобиля с двигателем такого типа. Как и во Франции, на девятом этапе в Англии соревнования привлекли 100 тысяч зрителей. Приятным сюрпризом для местных поклонников автоспорта явилась победа на кольцевой трассе «Сильверстон» гонщика на машине «Вильямс-ФВ07». Ее конструктор 34-летний П. Хид полагался на большие финансовые возможности фирмы-покровителя, авиакомпании Саудовской Аравии. В обмен за рекламу на борту «вильямсов» она взяла на себя расходы по постройке и уходу за гоночными машинами этой марки. Специалисты вновь отметили низкие результаты, показанные И. Лаудой на все еще «сыром» по конструкции «Брэбхэм-альфа-БТ48». Недостатки машины вынудили австрийского гонщика подписать на 1980 год контракт с фирмой «Мак-Ларен», новейшая модель которой «М-29» уже прошла боевое крещение на английском этапе. VIII этап (Франция): 1. Ж. Жабуиль (Франция), «Рено-РСЮ»; 2. Ж. Вильнев (Канада), «Феррари-312-Т4»; 3. Р. Арну (Франция), «Рено-РСЮ»; 4. А. Джонс (Австралия), «Вильямс-ФВ07»; 5. Ж. Жаррье (Франция), «Тиррел-009»; 6. К. Регаццони (Швейцария), «Вильямс-ФВ07». IX этап (Англия): 1. Регаццони; 2. Арну; 3. Жаррье; 4. Д. Уотсон (Англия), «МйкЛарен-М29»; 5. И. Шехтер (ЮАР), «Ферра§и-312-Т4»; 6. Ж. Иккс (Бельгия), «Лижье{СИ». Сумма очков после девяти этапов: Шехтер — 32, Вильнев — 26, Лаффит — 24, Депэлле — 20, Рейтеманн — 20, Регаццони — 16.МОТОКРОССНа первенстве мира в классе 125 см3 за два этапа до финиша определились новые чемпион и серебряный призер. Это бельгиец Гарри Эвертс и японец Акира Ватанабе, выступающие на японских «Сузуки», уникальных машинах, изготовленных только для гонщиков завода. VIII этап (Швейцария). 1-й заезд: 1. Г. Эвертс (Бельгия), «Сузуки»; 2. А. Ватанабе (Япония), «Сузуки»; 3. М. Миеле (Италия), КТМ; 4. Г. Райе (Бельгия), «Ямаха»; 5. Р. Грайш (Бельгия), «Пух»; 6. М. Ринальди (Италия), ТГМ... 8. В. Корнеев (СССР), 43. 2-й заезд: 1. Райе; 2. Миеле; 3. Грайш; 4. К. Маддии (Италия), «Априллиа»; 5. Корнеев; 6. М. Аутио (Финляндия), «Сузуки». IX этап (Франция). 1-й заезд: 1. Эвертс; 2. Ватанабе; 3. Райе; 4. Грайш; 5. Маддии; 6. Ю. Худяков (СССР), 43. 2-й заезд: 1. Эвертс; 2. Райе; 3. Грайш; 4. Ватанабе; 5. Аутио; б. Маддии... 9. Худяков. X этап (Ирландия). 1-й заезд: 1. Эвертс; 2. Ватанабе; 3. Райе; 4. Аутио; 5. Корнеев; 6. Маддии; 7. Худяков. 2-й заезд: 1. Эвертс; 2. Аутио; 3. Райе; 4. П. Гроневельд (Голландия), «Хонда»; 5. Корнеев; 6. Маддии. Сумма очков после десяти этапов: Эвертс — 274, Ватанабе — 206. Райе — 147, Аутио — 132, Миеле — 59, Гроневельд — 52. Наш Худяков с 35 очками находится на одиннадцатом, а Корнеев с 26 очками — на тринадцатом местах среди 33 участников, набравших очки з чемпионате. Следует отметить высокие результаты, показанные на последних этапах дебютантом чемпионата в этом классе В. Корнеевым.27