Притормаживали троллейбусы и автобусы. Пассажиры, водители с любопытством смотрели на площадь, где плотным кольцом стояли зрители. Там, в частоколе стоек с флажками, вертко сновал «Москвич» со стартовым номером на лобовом стекле. — Не может быть, чтобы за рулем был школьник, — засомневался мужчина, стоявший в толпе. — Сам шофер и кое-что понимаю: мастер едет! — Как это не может быть? — отвечал сосед. — Только что комментатор объявил, что машину ведет девятиклассник из Ленинграда. И лишь когда, четко выполнив последнее упражнение — остановку автомобиля на линии «Стоп», из кабины вышел хрупкий паренек; недоверчивый зритель сдался: — И впрямь пацан, — изумленно констатировал он. — Где же его так научили машину водить? . Этот нечаянно услышанный разговор происходил на Всесоюзных соревнованиях школьников-автомобилистов в Кишиневе. Да, юные водители заставили удивляться не только зрителей. Работники ГАИ, которых приглашают судить первый вид многоборья — проверку знания Правил дорожного движения, — с уважением поглядывали на мальчишек и девчонок, играючи решавших задачи из тех, Что были подготовлены для публикации в разделе «Экзамен на дому» нашего журнала. Особенно после того, как Михаил Гоголев из Ленинграда сумел правильно ответить на все пять вопросов, затратив всего 33 секунды. То же самое можно сказать о работниках стрелкового клуба, наблюдавших за стрельбой из малокалиберной винтовки: ребята точно посылали пули в «десятку» с 50-метровой дистанции. Нам же, представителям журнала, видеть все это было вдвойне приятно. И не только потому, что редакция «За рулем» инициатор и один из главных организаторов соревнований юных водителей. Задуманная 15 лет назад встреча школьников-автомобилистов превратилась в действительно массовые Всесоюзные состязания. Они в накой-то мере с соревновательной точки зрения подводят итог изучения автодела в школах, юношеских автоклубах, автосекциях и кружках во Дворцах пионеров и школьников, на станциях юных техников. Мы не раз писали об этом. Здесь же хотим подчеркнуть: автомобильному многоборью среди школьников придают все большее значение в системе министерств просвещения. Первенство Российской Федерации, например, оспаривало в нынешнем году 18 команд. Свои чемпионаты провели многие республики, Москва и Ленинград. В ходе подготовки этих состязаний, их организации устанавливаются хорошие деловые контакты органов просвещения с транспортными управлениями, комитетами и автошколами ДОСААФ, Госавтоинспекцией. И как итог — высокая автомобильная подготовка школьников. Результаты почти всех команд, которые выступали на минувших, одиннадцатых по счету Всесоюзных соревнованиях, значительно лучше прошлогодних. Саратовцы, ленинградцы, москвичи, представители Белоруссии, Латвии, Азербайджана, других республик набрали по итогам многоборья вдвое меньше штрафных очков, чем год назад. Мы это связываем также с некоторыми изменениями в системе зачета Всесоюзных соревнований, что, бесспорно, повысило ответственность наставников юных автомобилистов и обострило борьбу. В нынешнем году от Российской Федерации допускалась лишь одна, сильнейшая в республике команда. Ею оказались чемпионы РСФСР — представители Саратовской областной детской автомобильной дороги, пятикратные победители Всесоюзных соревнований. Другая особенность — создание двух лиг (высшей и первой), в которых все команды разместились в соответствии с местами, занятыми в прошлом году. Для победителей и призеров в той и другой лиге редакция учредила призы. ПоложеНа снимках : Нужен точный расчет, чтобы сходу проехать правыми колесами по узкой доске. На трассе соперники. Как они выступят, где у них можно будет отыграть секунды — все это волнует юных водителей из Эстонии. На огневом рубеже. Фото Ю. Зенина