12
13
„За рулем" на VII Спартакиаде народов СССРПо замыслу, «тот короткий отчет о «финальных соревнованиях VII Спартакиады народов СССР и лично-команд ном чемпионате СССР 1979 года по картингу», как они значатся в положении, должен был открывать другой снимок — чемпиона из чемпионов — победителя во II классе. Но «гранды» выступали во второй день, а Андреи Григорьев, единственный человек, который мог быстро сделать кадр, играл в духовом оркестре, обслуживавшем соревнования, и успел справиться с ролью фоторепортера только в первый, когда спор на трассе вели юноши. Вот такая маленькая трудность возникла со снимком. Но она, конечно, не в счет по сравнению с теми трудностями, которые легли на плечи советских и общественных организаций. и прежде всего горкома ДОСААФ небольшого латвийского города Резекне, которым были доверены подготовка и проведение такого ответственного соревнования, как финал Всесоюзной спартакиады, собравшего 17 команд, более 130 участников. Хорошо было продумано открытие соревнований. Организаторы, судьи, участники прошли колонной по городу и возложили цветы к монументу, хранящему память о воинах, 35 лет назад освободивших город от фашистских захватчиков, и к памятнику В. И. Ленину на центральной площади. А через два часа начались гонки. Честно говоря, как зритель, я ожидал от них только прелюдии к главным событиям, но очень скоро убедился, что был неправ. С первых же заездов 1216-летние мальчишки на 50-кубовых «пионерах», их 16—18-летние товарищи на «юниорах» повели борьбу так страстно и самоотверженно, что можно было простить им и технические ошибки и тактические просчеты. Это был настоящий спорт. Каждый из них мог дать команде .столько же очков, сколько и взрослый участник, и это поднимало достоинство ребят, ответственность и их самих, и всех членов команд, помогавших младшим, уделявших им столько же внимания, как и лидерам. И с первых же заездов выявилось очевидное превосходство Марго Кылара из Эстонии (класс «Юниор») и представителя Украины Анатолия Кальниченко («Пионер»). И тот и другой принесли своим командам максимальные 100 очков, уверенно лидируя в течение всех трех кругов каждой из гонок — результат определялся по лучшим местам в трех заездах из четырех. И вот перед вами портрет победителя финальных соревнований VII Спартакиады -народов СССР в классе «Пионер», как официально назвали его на церемонии награждения (титулы чемпионов разыгрывались только у взрослых), Анатолий Кальниченко. Ему 14 лет. Живет в Херсоне. С картом знаком пятый год. Занимается на городской станции юных техников под руководством отца, который для сына и механик, и педагог, и все что потребуется (он сам покинул трассу всего два года назад). Тренируется, по выражению Игоря Даниловича Кальниченко, «там, где не выгонят, чаще на набережной вокруг фонтана, так как в Херсоне нет картодрома». К Спартакиаде готовились со всем тщанием. А вообще думает о «формуле», ну это на будущее, когда вырастет. Так я узнал, с чем младший из побеителей приехал на финал Спартакиады. что он увезет из гостеприимного Резекне, кроме жетона и свидетельства Спорткомитета СССР? С чем уедут его сверстники, юные гонщики? Для многоопытных Рябчикова, Акопова, Мирзояна это пусть важный, но далеко не первый столь ответственный старт, а для мальчишек, у которых сейчас любимый спортЮноше,чуть ли не полжизни, — событие ни с чем не сравнимое, от впечатлений глаза разбегаются. Что запомнят они, как поймут, какие уроки извлекут? Ведь они восприимчивы ко всему, и к хорошему и подчас к дурному, хотя не способны четко сформулировать свое отношение. И думая прежде всего о них, вступающих в спортивную жизнь, вообще в жизнь, хотелось бы остановиться на некоторых эпизодах, которые могут преподнести юным урок, то ли со знаком плюс, то ли со знаком минус, но все равно урок. Гонки в Резекне были скоротечны: заезд у юношей — три круга, у взрослых — шесть (были здесь жаркие дебаты — мало или не так уж мало, успеют гонщики «разобраться» или не успеют, но это пусть теперь в спокойной обстановке проанализируют специалисты и решат на будущее). Место на старте, стало быть, стоило дорого. Оно определялось, как обычно на наших внутрисоюзных соревнованиях, в первом заезде контрольным временем, показанным на официальной тренировке, в каждом последующем — результатом предыдущего. Так что, плохо подготовлен мотор, зазевался — пеняй на себя. Тезка нашего юного героя спартаковец из Ленинграда Иванов, показавший в своем классе «Союзный» хорошее время, стартовал в первом ряду и сразу вышел вперед. А потом пропал из поля зрения и вдруг появился, приближающийся «на руках» к финишу. Досадный отказ — и пожалуйте в последний ряд. Но не сдался 48-летний ветеран. Мужественно и последовательно настигал лидеров и добился своего — стал чемпионом. Волю, хладнокровие, преданность делу, ответственность — качества, которые воспитывает спорт, он сумел в скоротечные полчаса воплотить в победные очки. Урок? Да. В самом престижном, международном классе II, где выступала вся наша нартинговая элита, сюжет складывался поиному. На победу практически претендовали только двое — москвичи мастера спорта международного класса Михаил Рябчиков и Петр Бушланов. А за ними в итоге четырех заездов выстроились, словно по ранжиру, другие члены и кандидаты сборной страны: Шлегелмилкс, Густешов, Ухов, Кроон, Акопов, Мирзоян. Первые двое явили для молодых пример техничной, стабильной езды и тщательной подготовки карта. И в то же время наводит на размышления разрыв в классе, не позволивший никому серьёзноаМЕРА ОТВЕТСТВЕН НОСТИШ0^Ык:Финальные соревнования Спартакиады народов СССР всегда праздник. И не только потому, что они венчают какой-то этап на долгом пути спортсмена, начинающемся с городских, районных стартов. Здесь каждый член сборной команды сознает особую ответственность перед республикой, которую представляет. Финал Спартакиады — смотр спортивных достижений за прошедшие годы, И эта ответственность, полная отдача сил, стремление добиться наилучших результатов всегда были характерными чертами таких соревнований. Кольцевые автомобильные гонки, состоявшиеся на киевской трассе «Чайка», как и все финалы VII летней Спартакиады народов СССР, собрали сильный состав участников из Москвы, Ленинграда и тринадцати союзных республик. Они оспаривали почетные награды в трех классах легковых машин: первом (до 1300 см3), втором (до 1600 см8) и третьем (до 2500 см3), К старту допускались спортсмены на автомобилях так называемой «полуторной» группы, то есть двигатели и трансмиссии которых были подготовлены в рамках технических требо-Шч&VI Хг&'-'£1чj4^Ш^)М 1\Д^ГОЯЬ jfe ^ B USU — .12ssw»«wp' обдумывающему спортивную жизньпопытаться вклиниться в их «стройные ряды». И что-то не видно резерва, который в ближайшее время смог бы пополнить сборную, главную в стране команду, да ив ней самой только двоих можно с уверенностью считать надежными. В общем, старты в Резекне еще раз подтвердили табель о рангах, которую без особого оптимизма сформулировал в бесед» со мной тренер сборной Ю. Ставровсиий и которая дает о себе знать в международных гонках Кубка дружбы. Селекционная работа, поиски наилучших методов тренировки и подготовки машин, безусловно, дело специалистов. Но нельзя добиться серьезных успехов бе* постоянного труда, целеустремленности, стремления постичь технические тонкости со стороны самих спортсменов. И привыкать к этому надо смолоду. Ведь уже через четыре-пять лет, а то и раньше (последний пример — тот же Шлегелмилке) Толя Кальниченко, его сверстники, если сильно постараются, смогут заглянуть в двери сборной. Особняком на Спартакиаде стоял класс I — спортсмены, выступавшие на нартах без коробки передач, они соревновались только в личном зачете. Своеобразное это зрелище: гонщики выстраиваются в две колонны, двигаясь по малому кругу в стартовой зоне, и, когда «подберутся», получают старт. Здесь нужен хороший, «гибкий» мотор и умение тонко чувствовать его. И то и другое продемонстрировал Эгилс Иле, как и его младший брат Марис, выступающий во II классе, представитель очень известной в Латвии спортивной семьи. А вот за последующие места шла острая борьба. Настолько острая, что завершилась несчастным случаем, из которого, на мой взгляд, надо извлечь урок. Шел последний заезд, который должен был окончательно расставить всех по своим местам. В течение трех кругов москвич Александр Зайцев упорно преследовал, но так и не вынудил ошибиться Анатолия Синегубова. И вот, когда дело шло к финишу и обоим нужно было обогнать отставшего на круг участника, Зайцев пошел ва-банк. Все трое приближались к повороту, за которым следовала послестартовая и потому широкая прямая, создающая соблазн войти в нее по внешней дуге, не теряя скорости. Из практики (это подтвердят и расчеты) известно, что такой маневр грозит опасностью не вписаться в границы трассы. Тем не менее опытный гонщик выбрал этот рискованный путь и был наказан, ударившись о столб, на котором был смонтирован стартовый светофор. Вместе с ним травму получил мальчик, находившийся с отцом в группе зрителей, неосмотрительно вылезших впритык к дорожке. К счастью, травмы оказались не опасными. Хорошо, если тренеры проанализируют этот случай со своими подопечными, и прежде всего юными картингистами, наглядно разъяснив, что такое опасная езда и какими последствиями она чревата. Нередко на карт смотрят почти как на безобидную игрушку. Заблуждение! Он все-таки весит с гонщиком больше 100 кг, и мотор его позволяет развивать свыше 100 км/ч. И не имеют права сбрасывать это со счетов ни тренеры с гонщиками, ни организаторы соревнований. К руководителям команд есть и другие претензии. Идет торжественное открытие соревнований. И вдруг приветственная речь заглушается треском — кто-то без стеснения пробует моторы. Что это? Невоспитанность, неуважение к ритуалу, традиционной, неотъемлемой части любых крупных соревнований, образец деляческого подхода к спорту. И, что печально, присутствующие при этом сорок юных гонщиков, которые через день разъедутся по своим республикам, могут принять за норму подобный пример антиэтики, поскольку мимо него прошли их наставники. В Резекне очень интересная, скоростная трасса. В отличие от, скажем, курской, где за две недели до этого проходил третий этап Кубка дружбы, она предоставляет гонщикам самые широкие возможности для тактической борьбы. Но у этих качеств есть и оборотная сторона. Такие трассы требуют особенно серьезного подхода к безопасности. Не случилось бы травм, если бы не разгуливали возле дорожки зрители, не торчал бы там неуместный с внешней стороны светофор, было продумано ограждение, а болельщикам помогали справиться с излишним азартом не два милиционера, а группа, сколоченная из дружинников, спортивных активистов, которые, уверен, найдутся везде. Но, увы... Сказалась недостаточная опытность местных организаторов и отсутствие должной настойчивости со стороны более компетентных представителей, присутствовавших на соревнованиях. «За рулем» читают не только спортсмены, но и просто любители технического спорта, которых немало среди рядовых водителей. Задумайтесь, товарищи, о том, как вести себя на гонках в роли зрителя, о том, чем вы сами можете помочь их четкому проведению. Ведь это в наших общих интересах. говоря об организации соревнований, имею в виду и их юных участников. Сейчас они начинают свою спортивную жизнь. Кто дольше будет выходить на трассу, кто раньше покинет ее, но многие останутся в активе, который и составляет душу спорта. И сами будут выступать в роли устроителей, судей, тренеров. Крепким многочисленным активом всегда славился автомобильный и мотоциклетный спорт в наших прибалтийских республиках. Вполне закономерна главная, командная победа картингистов Латвии, которых отличал сильный ровный состав во всех классах, тщательная подготовка техники, высокая стабильность, в основе которых массовость и новый подъем картинга в республике. Заслуженны третье и пятое места эстонских и литовских спортсменов. Этот пример дает основание оптимистично закончить отчет о финале Спартакиады по картингу, содержательном со спортивной точки зрения и поучительном во многих отношениях. Б. МАНДРУС, спецкор «За рулем» Латвийская ССР, г. Резекне Результаты соревнований Личный зачет. К ласс II (125 см8 международный): 1. М. Рябчиков; 2. П. Бушланов (оба — Москва); 3. В. Шлегелмилкс 3 (Латвийская ССР). К ласс1 (125 см без коробки передач): 1. Э. Иле (Латвийская ССР); 2. А. Синегубои (РСФСР); 3. В. Новиков (Литовская ССР). Класс «Союзный» (125 см8): 1. А. Иванов (Ленинград); 2. В. Сабатайтис (Литовская ССР); 3. А. Антонов (РСФСР). К ласс « П ионер » (60см3) — юноши от 12 до 16 лет: 1. А. Кальниченко (Украинская ССР); 2. М. Пурениньш; 3. Г. Холштромс (оба — Латвийская ССР). К ласс «Юниор» (125 см3) — юноши от 16 до 18 лет: 1. М. Кылар (Эстонская ССР); 2. А. Вудовскис (Латвийская ССР); 3. В. Лаздаускас (Литовская ССР). Командный зачет. Среди союзных республик (по одному участнику в классах II, «Союзный», «Пионер» и «Юниор»): 1. Латвийская ССР (В. Шлегелмилкс, Р. Гудрикис, М. Пурениньш, А. Вудовскис) — 330 очков; 2. Москва — 258; 3. Эстонская ССР — 251; 4. Украинская ССР — 213; 5. Литовская ССР — 203: 6. Грузинская ССР — 202.|вании группы I, а ходовая часть и ку[зов — группы 2. Начавшийся накануне дождь прекраI тился только во время торжественного открытия соревнований. Этот каприз природы внес незапланированные корj рективы: нарушилась регулировка двигателей — гонщикам прибавилась дополнительная работа, возникли сложности и для организаторов — в районе трассы началось «наводнение». Испугавшись дождя, многие зрители, которые в этот день могли бы быть на соревнованиях, предпочли остаться дома. И если финалисты страстно боролись за победу, то судейской коллегии пришлось затратить немало времени и энергии на решение, казалось бы, не столь I уж сложного вопроса — отвечает машина участника установленной ФАС СССР технической регламентации или нет. ! Увы, в отношений «полуторной» группы эта регламентация оказалась недоработанной и противоречивой, доставила немало неприятностей гонщикам, механикам, представителям команд и судьям. Видимо, в дальнейшем Федерация должна с большей ответственностью подойти к составлению столь серьезного документа.Но продолжим разговор об автомобилях. Даже их внешний вид красноречиво свидетельствовал о той тщательности и серьезности, с которыми спортсмены готовили технику к финальным соревнованиям. Радовали глаз «Жигули» Михаила Богатырева, «Волга» Вильяра Киверика, машины многих других гонщиков. Но были и исключения, например «Волга» украинского спортсмена Олега Звягина с плохо покрашенными и неаккуратно выправленными панелями кузова, «мятым» задним крылом. Среди 25 гонщиков, выступавших в классе II, лишь один — Л. Морозов из Ижевска — шел на «Москвиче», а точнее, на ИЖ—2125. Остальные стартовали на машинах ВАЗ—2103 и ВАЗ-2106. Как будто явление отрадное: многие клубы в состоянии обеспечить своих гонщиков «жигулями». Но не способствуем ли мы одновременно нынешней классификацией автомобилей изживанию из большого спорта «москвичей», которых немало в низовых спортивных коллективах? Последний заезд на автомобилях класса II проходил уже в обстановке, когда общая картина распределения мест для тренеров прояснилась. Это был последний шанс улучшить командный результат. И весь заезд прошел no-боевому, с частой переменой мест в десятке сильнейших. Отрадно отметить, что в ходе борьбы большинство финалистов сумело довольно точно соотнести высокую меру личной ответственности за командный результат со своими возможностями. И хотя заезды могли показаться на первый взгляд недостаточно острыми и напряженными, в них, безусловно, был внутренний накал, который особенно чувствовали представители и тренеры сборных команд. Л. МАЙОРОВ, главный тренер ЦК ДОСААФ СССР по авторалли г. Киев Результаты соревнованийЛичный зачет. Класс I: 1. В. Реуцкий (Украинская ССР); 2. Е. Молчанов (Москва); 3. Э. Срапионян (Армянская ССР). Класс II: 1. Й. Вахмуров (РСФСР); 2. В. Богатырев (РСФСР); 3. В. Анкуда (Белорусская ССР). Класс III: 1. Ю. Левченко (РСФСР); 2. Ю. Велмерс (Латвийская ССР); 3. В. Киверик (Эстонская ССР). Командный зачет: 1. РСФСР; 2. Латвийская ССР; 3. Белорусская ССР.13