СОВЕТСКИЕ БМВНа улицах наших городовв первые послевоенные годы часто встречались но ­ венькие черные автомобили сбело - г о ­ л убойэмблемой БМВ. Но на табличке подкапотому них значилось: «Советское акционерное общество «Автовело», г. Айзенах». М ашины эти называли репарационными , п оскольку их поставки из советской зоныоккупированной Германии шли в счет покрытияущерба , нанесенного нам во времявойны . Надо заметить, что, хотя буквыв наименовании фирмы расшифровываются «Баварские моторные заводы», а ее штаб-квартира находилась (да ипоныне находится) в Мюнхене , все автомобили БМВ, включая репарационные , вплоть до 1949 года изго ­ товляли вАйзенахе — вовсе не в Баварии, а в Тюрингии. Этот завод, ранее принадлежавшийфирме « Д икси » , 3 января 1929 года пере ­ шел вруки БМВ — ф ирмы , п роизво БМВ-321жМУЗЕЙБМВ-340.д ившей авиамоторы имотоциклы . С этогодняв ее производственнуюпрограмму вошли еще иавтомобили . П еред началом второй мировой войны, в 1938 году, БМВ выпустил в Айзенахе 8 465 машинсеми разных моделей . К ак раз в 1938-м там освоили модель - 3 21 , к оторая была дальнейшимразвитием БМВ-320. И менно БМВ-321 поступали в СССР по репарац иям , п оэтомукниму нас особый интерес. Понять, п очемувзаголовке статьи они названы советскими , п омогут малоизвестные до сих порфакты из истор ии завода вАйзенахе . С 1941 года БМВ прекратилпроиз ­ водство легковыхмашини развернул выпуск джипов (унифицированная коман ­ д ирскаямодель № 1), а рмейскихмото ­ циклов БМВ-Р75, танковых пушек , о ру ­ дийных лафетов идругой военной техн ики . А в сентябре 1944-го егокорпуса на 65 — 7 0 % превратились в развалины в результате налетов американской авиации. К огда закончилась война, в соответствии срешениямиПотсдамскойконфе ­ р енции айзенахский завод БМВ попалв список предприятии , к оторыеподле ­ жали демонтажу. О сенью 1945 года делегация рабочих завода, обследовав предприятие , о брати ­ лась к маршалу Г. Ж укову , главе советс кой военной администрации Германии (СВАГ), с предложением возобновить выпуск легковых автомобилей . П омимоне ­ к оторыхсооружений , в Айзенахе сохранился задел готовых деталей и запчастей, а на берлинском заводе «Ами-Будд», к оторый выпускал кузова для БМВ-321, уцелели штампы и сварочные кондукторы . СВАГ согласилась смотивамии 13 ок ­ т ября 1945 года издала приказ № 93 «Об организации производства автомобилей имотоциклов на бывшем заводе БМВ в Айзенахе». Речь шла о моделях БМВ-321 и BMB-R35. Первые 14 автомобилей собрали вноябре 1945-го. Завод получил некоторую часть оборудованияс «Ами-Будд» и дру ­ гих предприятий . Но для егобеспере ­ б ойной работы требовалось наладить нор ­ мальное снабжениесырьем , к омплектую ­ щ имиизделиями , обеспечить финансирование. С этой целью 13 августа 1946 года приказом СВАГ за № 390 бывший БМВ нар ядусбывшимзаводом «Симеон» ( м о ­ тоциклы марки АВО) и другими предп риятиямивключилив состав советскогоакционерного общества «Автовело». Его возглавляли представители советской адм инистрации , финансировала также наша сторона . П родукция «Автовело» шла в счет репарацийв Советский Союз . Вот почему сделанные в Германии автомобилиБМВ 321, а позжеи БМВ-340, а такжемото ­ ц иклы 6MB-R35 и АВО-425 можно рассматривать как продукциюсоветского ( п о действительной принадлежностии направленности сбыта) п редприятия . Надо отметить, что выпуск БМВ-321 по тем временам был немалым: 1947 год — 2035 штук, 1948 — 2398, 1949 — 2734. Это больше , чем выпустили -321-х за все предвоенныегоды . Построенные в Айзенахе автомобили имотоциклы несли традиционнуюфирмен ­ н уюбело - г олубуюэмблему БМВ. Головное предприятиевМюнхенес 1949 го ­ да тоже стало выпускать машиныпод этой маркой : сначала довоенноймодели , а с весны 1951 года — новой, БМВ-501. «Автовело» разработало своюновуюмодель БМВ-340 — м одернизированный , п режде всего по кузову , довоенный БМВ-326. С ерийный выпуск начали вок ­ т ябре 1949 года, а на следующийгод устаревший БМВ-321 сняли с производства. О дновременноАйзенах изготовлял с 1947 по 1953 годиспортивные автом обили БМВ-327/2, у нифицированныес БМВ-340, п ричемкузова для них ( т и ­ па «купе 2 + 2 » и «кабриолет») поставлял дрезденский завод (бывший «Глезер»). К тому времени головное предприятие БМВ вМюнхеневозбудило ходатайство о своих правах на использование традиционного ( б ело - г олубого ) товарн ого знака. В результате с 1950 года на автомобилях имотоциклах , изготовленных вАйзенахе , появилась очень похожая , но бело-красная эмблемаЭМВ («Эйзенахер моторен верке»). После того , как в 1949 году на терри ­ тории советскойоккупационнойзоны была провозглашена Германская Демократиче ­ ская Республика, «Автовело» 5 июня 1952 года передало свои заводы администрации нового государства. Завод стал называться « Н ароднымпредприятием АВЭ» ( « А утомобиль Верк Эйзенах»). Впоследствии он перешел на выпуск автомоби ­ лей спереднимиведущимиколесамиидвухтактными двигателями ( И ФА - Р 9 ,МУЗЕИ18 ЗА РУЛЕМ 12/93