Сварной шов проверяют на герметич ­ ность (иногда такие испытания называют « п робой на керосин»). Ш овиприлегаю ­ щие к нему поверхности натирают ме ­ л ом , а с обратной стороны наносят нес колько капель керосина (или тормознойжидкости БСК). П редположим , в шве есть поры или трещины . К еросин просочится по ним , и поверхность, покрытая мелом , потемнеет. Если испытания прошли успешно, то швы зачищают, при необходимости шлифуют, сверлят отверстия и т. п. С ложнее заваривать трещиныв чугуне и алюминиевых сплавах. Для сварки чугуна используют чугунные литые стержни или специальные электроды, реже — э лектроды из цветных металлов. Детали из алюминиевых сплавов такжеможно сваривать газовым пламенем и электрической дугой . И спользуют специальные алюминиевые электроды . Есть различные способы электросварк и легких сплавов, н апримерподфлюсом , в среде инертных газов. Гораздо проще трещину заклеить. О д ­ нако соединение часто получается менеепрочным , да и большие повреждения , т рещины , п роходящиечерез постели под ­ ш ипникови втулок, заклеить невозможно . Клеевое соединение не держит больших усилий, е гоприменяют для герметизацииповреждений . Зато такая технология до ­ ступна большинству автолюбителей. В последнее времявпродаже появились различные клеи, в том числе им ­ п ортные . К сожалению , опыта работы сни ­ м и пока нет, но как только он накопится, м ырасскажем об этом читателям. П ока предлагаем проверенный способ, к ото ­ р ымпользуются на предприятиях, р емон ­ т ирующих автомобили. Д ля заделки трещин применяютэпоксиднуюкомпозицию на основе смолы ЭД-16. На 100 массовых частей ( н апример , 100 граммов ) с молынеобходимо 15 частей отвердителя ( д и бутилфталата), 10 частей пластификатора (полиэтиленполиамина), а также 160 частей железногопорошка , если детали чугунные и стальные, или 25 частей алюминиевойпудры , если детали из алюминиевых сплавов. В случаях, к огда не удается получить указаннуюкомпозицию , придется воспользоваться бытовым эпоксидным клеем ( н апример , Э ДП ) . В него также добавляют железныйпорошокиалюминиевую пудру. Сразу предупреж ­ д аем , что высоких температур «эпоксидка» не выдержит , заклеить выхлопнуютрубу не удастся. Работать сэпоксиднымикомпозициями на улице можнотолько при температуре выше 18 °С, а если вы впомещении , т о позаботьтесь охорошей вентиляции. Хим ическиекомпоненты ядовиты, поэтому наденьте резиновыеперчатки , халат. Раб очее место покройтебумагой , к оторуюп отомсожгите . Нельзя курить и принимать пищу : не исключена опасность пожараи пищевого отравления. Х имикаты , п роли ­ тые на пол и верстак, засыпают опил ­ к ами , к оторыечерезнесколько часов со ­ бирают и сжигают. Теперь расскажемо технологии такогоремонта . На концах трещины нужно просверлить отверстия диаметромоколо3мм . (Предварительно слейте масло или охлаждающуюжидкость . ) Границы повр еждений легче определить спомощью лупы. Если стенка детали толще 1,5 мм , т рещину разделывают наждачнымкам ­ нем, зубилом или напильником так, чтобы образовалась канавка (фаска); угол наклона ее стенок к поверхности детали — о коло 30°. Глубина — 1 мм при тол ­ щ ине стенок 1,5—5,0 мми 2,0—3,0 мм при более толстых.места дваждыпромойтеацетоном . Теперь их нужно оберегать от пыли, вод ыи т. п. Нельзя даже прикасаться рукой. Поставьте банкусэпоксиднойсмолойвгорячую воду, п одождите , пока ее со ­ д ержимое нагреется до60 — 7 0 °С. Пользоваться открытым пламенем — опасно! О тмерьтенеобходимое количество ком ­ понентов и смешайте их. Готовая ком ­ п озициядолжна быть использована в течение 20 — 3 0 минут. О днако есть маленькая хитрость, п озволяющая продлить срокгодности смеси. Попросите помощниканепрерывно перемешивать композицию . Х имический процесс будет идти гораздомедленнее — смола дольше не застынет. « Э поксидку » нанесите на поверхности равномернымслоемпосредством шпателя. Наложите первую накладку, на нее — слой композиции , п отомвторую , а на нее — еще один слой. Ткань к поверхности картера нужно плотно прижать , желательно прикатать роликом . Д ляотверждения смеси при комнатнойтемпературе потребуется 72 часа. Не забудьте потом проверить качество ремон ­ та: накладки или композиция не долж ­ ны отслаиваться от детали. Если все нор ­ мально, зачистите подтекии наплывы напильником или шкуркой . При трещинах длиной свыше 150 ммикрупных пробоинах делают заплаты из стального листа. По егоконтурам сверлят отверстия диаметром8мм , а времон ­ т ируемой детали — 6, 8 ммподрезьбуМ8Х 1. О т краев заплаты отверстия долж ­ ны отстоять на 10 мм , расстояние между их центрами — 60—80 мм . Заранее запаситесь болтами . Их длина должна быть приблизительно равна сумме толщин заплаты и стенки картера. Эпоксидный состав наносят на поверхности детали и заплаты, резьбовые части болтов. С ледующий (третий) способ ремонтасамыйпростой , но обычнорекомендуетсяв качестве временноймеры . Н ужно сделать стальную заплату ипрокладку из маслобензостойкойрезины ( н апример , из автомобильной камеры ) . На концах трещи ­ ны просверлите отверстия, а проклад ­ к уи заплату прижмите болтами ( р азме ­ р ыуказаны выше). В заключениедадим две рекоменда ­ ц ии . После сверления, сварки ипр . в кар ­ т ер попадают стружка, куски шлака, капли затвердевшей смолы . О нимогутзаметно сократить срокслужбы шестерен иподшипников , засорить каналы. Поэтом у тщательно удалите мусорипромойте деталь. Советуем периодически контролировать состояние отремонтированного узла, ч тобы не остаться в пути без масла или охлаждающей жидкости. Если у читателей есть свои технологииремонтатрещинипробоин — поделитесь!Рис. 2. В конце трещины просверлено отверстие, в стрнке картера прорезана канавка, осталось ошкурить и обезжирить поверхности, потом можно заклеивать. Д ля заделки трещин длиной 20 — 150 ммпотребуются две накладки из стеклоткани или технической бязи (в край ­ н ем случае марли ) . Первая должна быть на 40 — 5 0мм длиннее трещины , вторая — на 60 — 8 0 . Ш ирина — 4 0 — 5 0мм . Если заклеиваем не трещину , а пробоину , то накладка должна быть шире ее такж е на 40 — 5 0мм . Используйте только чистую ткань, б ез следов масла игрязи , иначе она не приклеится. Желательно стеклоткань предварительно отжечь паяльной лампой или на газовой плите. Теперь наступает черед неприятной операции : поверхности детали и заплаты надо зачистить шкуркойдо металличес кого блеска. Следов коррозии , к раскиигрязи быть не должно . На больших поверхностях надо сделать засечки спо ­ м ощью зубила. Затем подготовленныеСПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАПочему сунком шина снесимметричнымри ­ (ЗР, 1993, № 11) протектора всекунду . Чем выше ирежерасположеныгрунтозацепы , т ем сильнее они стучат. Поэтому шины сзимнимрисункомпро ­ т ектора « п оют » на ходу довольно сильно. К рометого , о динаковые по размеругрун ­ тозацепы, в ибрируя , в озбуждают друг друга , как вкамертоне , вызывая на некоторыхрежимахдвижения сильные резонансы в шине, что, в общем , не спо ­ собствует ее долговечности. «Хаотичное» ж еразмещение на шине по ее окружности грунтозацепов разнойширины (как на рисунке ) сглаживает опи ­ санные явления — шина становится почти бесшумнойи антивибрационной. О днако , здесь, как у медали, есть оборотная стор она : п еременный шаг рисункапротекто ­ р а создает переменнуюжесткость по окружностишины , из-за чего она неодинак ово передает крутящиймоментраз ­ личными участками. Это усложняет условия работы трансмиссии — появляются пульсации крутящегомомента при дви ­ жении, возникают переменные нагрузки, у скоряющие износ деталей трансмиссии идаже самих шин . П оэтомукаждыйпро ­ изводитель автомобиля, выбирая для него шины, находит компромиссноерешение .издает меньшийшум , ч емссимметрич ­ ным! Представьте, что ваша обычная шина име ­ ет по окружности 100 одинаковых грунто зацепов (выступов) с одинаковым расстоянием междуними . Если она катится по асфальту, делая 15 оборотовв секунду (скорость около 100 км / ч ) , г рунтозацепы , ударяясь о* д орогу , станут издавать ясно слышимый шумс частотой 1500 колебаний 50 ЗА РУЛЕМ 12/93