телей экзотики припасено немало импорт ­ ных препаратов и составов. Н апример , аэрозоль, к оторый при нанесении на по ­ к рышку образует шершавую поверхность вроде шкуркии позволяет двигаться какое-то время по льду без буксования и заносов. К сожалению , большинство химических средств «оттуда» снабжены инструкциями только на иностранных язы ­ ках, а продавцы помимотого , что эти составы относятся кзимним , ничего сказать не могут . При покупке не стоит ориентироваться только по картинке на упаковке — желательно разобраться ив тексте. П одготовка автомобиля к эксплуатации зимой , понятно, не исчерпывается приоб ­ р етениемтакого рода «химии». На наших обильно посыпанных пескоми солью дорогахбыстрокорродируеткузов , поэтом у обязательной стала дополнительная обработкаегоантикоррозионными составами, но это — тема отдельного разго ­ вора.Н екоторые владельцы «запорожцев» и «москвичей» ло применяют касторовое маси довольны его рабов двигателяхт ой . М ожно ли использовать это масло в «жигулях»?ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬПродлит ли срокслужбы распределительного вала и рычагов в «жигулях» д о ­ полнительная смазка? П реждевременный износ распределительного вала и рычагов газораспределительного механизма в «жигулях» был масс овым бедствием несколько лет назад. Причиной явилась недостаточная твердость и износостойкость трущихся поверхностей этих деталей. В поисках мер , с ни ­ ж ающих износ, н екоторые автолюбители пытались подать больше масла к месту контакта кулачка и рычага, н апример , по специальным трубкам под давлением или припомощи маслосборников наподобие изображенного на рисунке .На заре автомобиле- и мотоцикло строения «касторка» для смазки двигателя использовалась широко , п озжеприменя ­ лась в основном на спортивных двухтактных мотоциклетных моторах, а в современных автомобилях присутствует тольк ов качестве компонентатормознойжид ­ кости БСК. Двигатели современных автомобилей отличаются от старых моделей большей механической и тепловой напряженностью и поэтому предъявляют более высокие требования к качеству масла. Удовлетворить этим требованиям удается, добавляя к маслам из нефти специальные вещества — присадки, каждая из которых улучшает одно или сразу несколько свойств масла. Так, противоизносные при ­ садки снижают износ трущихся деталей, м оющие — у меньшаютотложения «лака» на деталях и не допускают пригорания поршневых колец- и т. д. Очень важные присадки — з агущаю ­ щ ие , к оторые повышают индекс вязкости масла, иначе говоря, расширяют температурный интервал его применения, уменьшая зависимость кинематической вязкости от температуры . Касторовое же масло (кстати, растительное) хоть и обладает хорошими смаз ывающими свойствами, не содержитпри ­ садок и по своим характеристикам уступает обычномумоторному маслу. К рометого , невысока его стабильность, то есть способность противостоять окислениюиизменению состава в процессе эксплуатации. Все это, а также высокая стоимость касторового масла по сравнению с нефтян ымимоторными маслами предопреде ­ лило его замену последними. И применение «касторки» в современ ­ н ом двигателе, будь то « З апорожец » или «Жигули», допустимо лишь как выход из затруднения (на короткое время), но отнюдь не систематически. Читал и слышал, что колесо балансируется, если в шину хорошо залитьна большой, о коло 100, руль стал вибрировать и чуть дергаться из стороныв сторону. Приступили к опытам. В спущенное ко ­ лесо ручным накосом накачали полстакана воды (дело было летом и зря тратить «Тосол», обычно рекомендуемый «изобретателями», не хотелось) и довели давление воздуха в шине до нормы . Что показали заезды? Во-первых, звук сохранился, хотя стал глухим. Во-вторых, вибрации на руле тоже не исчезли. О щу ­ щения, к онечно , субъективные, но вибрация как бы смягчилась, и «баранка» дрожала чуть меньше. К рометого , п ри ­ знаки разбалансировки проявлялись не всегда, но их легкоможно было ощу ­ тить при смене режимовдвижения . Так, после кратковременной езды накатом руль задергался в руках уже на скорости 90 км / ч . М ы не ограничились этим и залили в многострадальную шину еще стакан воды : существенных изменений не произошло , колесо не сбалансировалось. Такой результат легко объясним. При быстром вращении колеса жидкость внутр и шины распределяется по внутренней поверхности беговой дорожки . П оскольку она неровная, то и вода распределяетсян емного воды, а лучше незамерзающейжидкости — глицерина, «Тосола» или тор ­ мозной (БСК). Почему этот способ не Распределение жидкости: во вращающемся колесе на стенде (а) и на дороге (б]. неравномерно, скапливаясь, по закону физ ики , в наиболее удаленных от оси ме ­ стах — впадинах (рис. а). Но нельзя утверждать, что именно это место у шины — самое легкое , так что вода не компен ­ сирует здесь меньшую массу. А значит, совсем необязательно, что дисбаланс ши ­ ны будет устранен. Это — на вывешенном колесе. При работе шины на дорогекарти ­ на усложняется (рис. б). В месте контакта сопорой ( г рунтом ) она проминается, и жидкость отсюда отбрасывается внутрь шины. С колько ее остается в этот момент на поверхности ив каких местах, зависит от массы и вязкости жидкости , а также от частоты вращения шины. Не исключено, что при каких-то режимах движения все совпадает таким благоприятным образом , что колесо сбалансируется. Но такие совпадения крайне редки . ЗА РУЛЕМ 12/93 47находит широкого применения?Дополнительная смазка кулачка каплями из маслосборника. К сожалению , эти меры заметного ре ­ зультата не дали, поскольку масляный тум ан , с оздающийся под крышкой , обеспечивал достаточную смазку деталей. Выправило положение повышение их износостойкости по новой технологии, освоенной заводом несколько лет назад. Ныне только двигатели со старыми валами и рычагами напоминают о былом дефекте.В редакцию не раз приходили письма сподобными вопросами или предложе ­ ниями опубликовать такуюрекоменда ­ ц ию . М ы обычно отвечали, что ни теоре ­ тически, ни практически этот способ ожи ­ д аемого эффекта дать не может . Но вот автор последнего письма, как говорится, достал нас, и мы решили провести испытания. В качестве подопытного послужил ВАЗ-2108 сбескамерными шинами. Колеса были недавно отбалансированы на СТО и нареканий не вызывали. Сняв грузикис левого переднего колеса (их масса — 20 и 60 гс внутренней инаружной сторон соответственно), отправились на контрольные заезды. Характерный бубнящий звук разбалансированного колеса послышался уже на скорости 40 км / ч , а