ГОДЕН - НЕГОДЕНО МЕДИЦИНСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ЗДОРОВЬЮ ВОДИТЕЛЯИметь автомобиль и управлять им мечтают очень многие. Но существует причина, которая, мягко говоря, может поставить на этом желании крест,— это состояние здоровья человека. Судя по почте журнала, данный вопрос волнует многих читателей. Они обращаются в редакцию в надежде, что медкомиссия, отказаз в выдаче разрешения, ошиблась или что-то не учитывает, ратуют за то, чтобы требования к здоровью водителей стали более демократичными. По этому поводу мы попросили дать разъяснения МАРГАРИТУ ЧЕРЕМИСИНУ — председателя медицинской водительской комиссии поликлиники МВД России.Чаще всего проблемы, связанные с получением разрешения на управление автом обилем возникают в кабинете окулиста. Порой здесь разыгрываются маленькие трагедии, в основе которых — незнание требований, предъявляемых кзрению водителя. А они строгие. Недопустимы хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением зре ­ ния, стойкие изменения век, а также хроническое, не поддающееся лечению воспаление слезного мешкас сильным слезотечением. Правда, в последнем случае после операции схорошим результатом можно получить допуск крулю . Преградой для получения «прав» является отсутствие зрения водном глазу или искусственный хрусталик. И еще — заболевание сетчатки, зрительного нерва,глаукома. В то же время сегодня уже не служит во многих случаях препятствие м для вождения нарушение в цветоощущении (дальтонизм), как и ношение оч ­ ков, если зрение в них не ниже допустимых показателей (шесть верхних строчек таблицы). Для сведения тех, у кого нарушено зрение : в озможнаякоррекция (в том числе контактными линзами) при близорукости и дальноз оркости допускается в пределах 8ОД , при астигматизме — 3 ОД . Разумеется, не одним только хорошимзрением ограничиваются требования к водителю. Существуют и другие, довольно многочисленные противопоказания и перечислять их пришлось бы очень долго. Назовем лишь основные. Это заболевания, вызывающие нарушение функций вестибулярного аппарата, хронические психические заболевания, алкогол изм , токсикомания, эпилепсия. К этому надо добавить доброкачественные новообразования, рубцы, зат рудняющие движения рук и ног и ограничивающие подвижность шеи, а еще неправильно сросшиеся перел омы , стойкие изменения в крупных суставах. Противопоказанием служит отсутствие одной руки или ноги (применительно к обычном у автомобилю, а не сруч ­ ным или ножным управлением), пальцев или их фаланг, а также неподвижность межфаланговых суставов. О собо следует сказать о сердечно-сосудистых заболеваниях. За руль не могут садиться люди , страдающие тяжелым пороком сердца, гипертонической болезнью 3-й степени идругие , у ко ­ торых резкое ухудшение самочувствия по причине бо ­ лезни сердца или сосудов может произойти в любой момент . Индивидуально вкаждомконкретном случае комиссия решает вопрос одопускек управлению машиной при имплантированн ом стимуляторе ритма сердца, заболеваниях легких икрови . Что касается слуха, то противопоказанием здесь служат хронические одно ­ стороннее или двустороннее воспаление среднего уха. При полной глухоте, глухонемоте вопрос одопускек управлению автомобилем может решаться индивидуально с переосвидетельствованием не реже чем через два года. Таковы в общих чертах медицинские ограничения к управлению транспортными средствами. Но хотелось бы отметить, что в последнее время требования к состоянию здоровья водителя претерпели изменения. Раньше, например, при заболевании сахарным диабетом меди ­ цинское разрешение не давалось вообще. Сегодня это решается индивидуально, и часто в пользу водителя, особенно если нет частых обострений. Смягчились и ограничения по возрасту. Недавно был у нас на приеме дедушка 1910 года рож ­ дения, кстати, абсолютноз доровый , — разрешили ез ­ дить. О бычнопроблемы возникают с гипертониками — о ни часто не согласны сре ­ шением комиссии. В этих случаях назначаем повторное обследование. Согласно действующему поныне приказу бывшего Ми ­ нистерства здравоохранения СССР № 555 от 29 сентября 1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», сегодня любая поликлиника, л юбое лечебнопрофилактическое учрежде ­ ние вправе решать вопрос о допуске к вождению. С кажем , м ожно обратиться в поликлинику по месту жи ­ тельства и пройти там за плату медицинскуюкомиссию , поскольку лечебные учреж ­ дения занимаются сегодня хозрасчетной деятельностью. Таким образом , удалось покончить сочередями , к ото ­ рые существовали раньше и вызывали справедливые нарекания тех, кто обращался за медицинской справкой на право вождения автомобиля. О днако это в ряде случаев сказалось на качестве обследования — оно стало поверхностным. К роме того, сегодня, когда почти все покупается и продается, среди объектов продажи оказалось и медицинское разрешение на вождение. Представьте себе, что такую справку получит больной. Приступ бронхиальной астмы, диабета или сердечнососудистой недостаточности вдороге , когда водителю не хватает воздуха, нарушается ориентация, теряется реакция — он просто не в состоянии справиться суп ­ равлением автомобилем... Результат — очередная авария, п оройс самым тяжелым исходом. Или гипертонический криз , с опровож ­ дающийся внезапным ухудшением зрения. Все «плывет» перед глазами. Где уж там следить за дорогой ! Врачи, работающие в «водительских комиссиях», должны осознавать свою колоссальную ответственность. Ведь мы все в той или иной мере участники дорожного движения.ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА42 ЗА РУЛЕМ 12/93