Только статистикаПРОИЗВОДСТВО ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИЕго объем сокращается с 1990 го ­ да. В минувшем году семь заводов выпустили 585 725 грузовиков , на 30 тысяч меньше, чем в 1991 году. Не лучше обстоят дела на пред ­ приятиях других государств, к оторыев недавнем прошлом входили в состав бывшего СССР. На всех отмечен спад производства. Выпуск распределился так:МПМС-93: ОТ СЕНСА1ШП IК ТРАДИЦИИРоссийская Федерация — 585 725, в том числе: Горьковский автомобильный завод — 228 027 Московский автомобильный им . И. Л ихачева — 148 128 КамАЗ — 85 747 «Ижмаш» — 60 803 Ульяновский автомобильный завод — 41 963 Уральский 20 613 автомобильный завод — Москва, 25—29 августа 1993 года. Экспозиционная площадь — 16 000 м Представлено 130 фирм из 23 стран. Количество посетителей — 150 000 Количество выставленных автомо билей: легковых — 109, джипов — 26 спортивных — 15, гоночных — 3, микроав тобусов и легких фургонов — 26, грузо виков — 39, автобусов — 18, других автомобилей — 3. Отдельные фирмы представили: «Дженерал моторе» [включая «Опель») — 28 автомобилей, «Рено» — 17, ФИАТ (включая ИВЕКО) — 15, «Волво», ГАЗ и «Форд» — по 14, «Пежо-Ситроен» — 13, ЗИЛ и «Крайслер» — по 10. рупнейший и наиболее представительный международный автосалон в России прошел с большим успехом. По проходу между заполненными публикой стендами (справа «Ниссан», слева «Рено») спешил г-н Дайнович, вицепрезидент «Дженерал Моторс Сервисиз». — Макс, будьте любезны, поделитесь вашей оценкой выставки. — Превосходно организована, на уровне лучших международных экспозиций. Только масштабы пока небольшие. Ну, да это дело наживное. Он говорил с оптимизмом, замруководителя заморской сети крупнейшей в мире автомобильной корпорации. И для оптимизма были основания. Здесь, на МИМС-93, «Дженерал моторе» представил машин больше всех: «кадиллаки», «шевроле», «понтиаки», «опели»... Да и другие фирмы (не говоря уж об организаторах) постарались придать своим экспозициям, а стало быть, и всей выставке подобающий событию блеск. Что ж, Оба этажа павильона заняли стенды с легковыми автомобилями и комплектующими изделиями. На стенде «Опеля» были джип «Фронтера» (ЗР, 1992, № 8) и новинка года — малолитражка «Корса» (ЗР, 1993, № 9). «Рено» (левый стенд на снимке) показал все модели — от «Клио» до «Шафран». интерес зарубежных компаний к русскому рынку очень велик, особенно на фоне падения сбыта в Европе. И гигант «Форд», и сравнительно небольшая фирма «Порше» хорошо знакомы со статистическим анализом и прогнозами развития рынка в нашей стране. Если в 1992 году импорт легковых автомобилей в России составил 22,2 тысячи машин, то в нынешнем году прогнозы специалистов обещают 29,6 тысячи, а 1994-й, возможно, поднимет планку до 45,4 тысячи. При условии, что вновь не возрастут налоги и пошлины. Много или мало — 22,2 тысячи? Мало, если соотнести с 966 тысячами легковых автомобилей, изготовленных российскими заводами в 1992 году. Мало, даже если учесть примерно в десять раз больший «серый» (неофициальный) импорт. Мало, если, несмотря на подорожание жизни, спрос на легковые машины, особенно дорогие, не упал, а даже возрос. «Помог» этому новый социальный слой — бизнесмены, нувориши, которые успели быстро заработать немалые деньги. По данным Министерства экономики России, на август наличной валюты у населения — около 300 миллионов долларов. Вот покупательский потенциал, который волнует, в частности, зарубежные автомобильные фирмы. Сами по себе суммы, которые они могут тут выручить, невелики и не составят счастья, например, «Рено», чей заводАвтомобильный завод им . Л енинскогокомсомола — 444У краина — 33 383, в том числе: К ременчугское объединение по производству большегрузных автомобилей—22218 Луцкий 11 165 автомобильный заводБелоруссия — 32 951 «БелавтоМАЗ» — 32 951, в том числе: Минский автомобильный завод — 28 423 Белорусский автомобильный завод — 4 388КАрмения — 3171. Ереванский автомобильный завод — 3 171Грузия — 650 Кутаисский автомобильный 650завод •Азербайджан — 402 Бакинский завод специализированных автомобилей — 402ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ4 ЗА РУЛЕМ 12/93 ВЫСТАВКИ, САЛОНЫгодовой доход от продажи автомобилей (за вычетом налогов) — 1100 миллионов долларов. Но и «Рено», и другие понимают, что сейчас важно застолбить свои участки в разных секторах российского рынка, заложить основы дилерской и сервисной сети в расчете на постепенное развитие бизнеса. «Дженерал моторе» пока располагает в СНГ двумя официальными дилерами, «Тойота» — девятью, «Форд» ж е — девятнадцатью. И все эти фирмы были активны как на Московской международной выставке — М ИМС , так и на других, рангом поменьше, рассматривая их как ворота на рынок страны, где неудовлетвоставке «Роллс-Ройс» и «Хёндэ», «Пежо» и «Ягуар», «Кенворт» и «Беркхоф». Мы впервые увидели такие разные машины, как «Вильяме-Рено» — герой гонок формулы 1, элегантный кабриолет «ЛЛД-Амадео», спортивные «Додж-Вайпер», «Порше-911-Каррера-2», гусеничный снегоболотоход ВАЗ-СХМ7 и победитель испанского ралли «Форд-Эскорт-Косворт». Но особенно важно, что посетители МИМС-93 смогли увидеть почти все новые массовые модели, появившиеся лишь весной и летом на рынках Европы. Уверен, они вскоре поступят в продажу через российских дилеров. Среди таких машин — «Ситроен-Ксантия», «Опельлюки в крыше стали доступны на любых моделях, даже самого малого класса. Очевиден переход к более мягким, округлым внешним формам кузова, подражающим живой природе, что, кстати, согласуется со стремлением к улучшению обтекаемости. Узкие, длинные блокфары, компактные двигатели, радиаторы с горизонтальным потоком жидкости позволили сделать носовую часть кузова более низкой и покатой. Отказ от водосточных желобов дал возможность поднять притолоку дверей и сделать удобней вход-выход. Представленные на выставке модели демонстрировали и прогресс в области безопасности: на многих одна надувная подушка (порой и две), защитные брусья, встроенные в двери, а также ремни с подтягиванием и регулировкой крепления по высоте. По-видимому, иностранные фирмы, комплектуя экспозиции на МИМС-93, рассчитывали, что неудержимое подорожание топлива в России подхлестнет интерес к дизельным модификациям: в их числе были «Джип-Чероки», «СитроенКсантия-VXS-TD», «Мерседес-Бенц-С220», «Ниссан-Примера-2,0ОХ», «ФИАТ-Крома2,5TD» и другие. Акцент на российские особенности эксплуатации проявился ив широкомВ числе «звезд» выставки были лауреаты традиционных конкурсов: легковой автомобиль 1993 года — «НиссанМикра-1300» (ЗР, 1993, № 4) и грузовик — «ИВЕКО-Евротех» (ЗР, 1993, № 5|. ренный спрос на легковые автомобили оценен чуть не в 10 миллионов машин. Отрадно, что на МИМС - 9 3 нашим автомобилистам впервые показано 67 новых моделей (около трети всех экспонировавшихся). Причем у двух иностранных (легковой «Волво-850-Т5» и грузовика «Сису-270-Футура») и одиннадцати отечественных это были, по сути, мировые премьеры. М ожно посетовать, что зарубежные фирмы представили немного полностью новых конструкций, но, думаю, их станет появляться больше по мере роста международного авторитета выставки. Зато стоит порадоваться обилию новых образцов, с которыми пришли на МИМС отечественные заводы. Тут хочется отметить предприимчивость ГАЗа, который привез и серийные образцы, доселе нам почти неизвестные (легковые ГАЗ-31029-люкс, ГАЗ-3102-12, грузовики ГАЗ-4301, ГАЗ-3306, ГАЗ-66-11), и прототипы (легковой ГАЗ-3105, семейство полуторки ГАЗ-3302, фургон «Бурлак» на шасси -31029). Подчеркну: в нынешнем году заметно прибавилось на МИМСе ведущих автомобильных фирм мира. Наряду с ГАЗом впервые официально участвовали в выКорса», «Ниссан-Серена», «Ниссан-Микра», «Форд-Мондео». Они подтвердили неизменность ориентира мирового автомобилестроения на переднеприводные модели с поперечно расположенным силовым агрегатом, независимой подвеской всех колес. Гидроусилители руля, автоматические трансмиссии, антиблокировочные системы в приводе тормозов, кондиционеры, фильтры воздуха в салоне, электрические стеклоподъемники иНа стенде «Форда» дебютанты 1993 года — «Мондео» (ЗР, 1993, № 7| и джип «Маверик». выборе джипов: 26 моделей и среди них такие новинки, как «Шевроле-Тракер», «Ниссан-Террано-И». Не меньше ассортимент микроавтобусов и унифицированных с ними фургонов, которых тоже набралось 26. Разумеется, владельцы небольших предприятий, магазинов, фермеры не прочь приобрести такие машины. Увы, для большинства из них импортные фургоны пока дороговаты. Зато это слово не услышишь возле легковых машин, которые у нас считаются престижными. Думаю, что выставленные «Ягуар-Соверен» за 57,5 тысячи долларов и даже двенадцатицилиндровый «Мерседес-Бенц-бООБЕЦ», который «Элит-Моторс» предлагала за 150,3 тысячи долларов, нашли здесь хозяев. Как нашел первого покупателя (из Екатеринбурга) «Роллс-Ройс-Сильвер-Спар-11» аж за 250 тысяч долларов! В высших ценовых эшелонах проблем нет, но там нет и отечественных автомобилей — иностранные просто заполняют вакуум. Возьмем тогда автомобилиЗА РУЛЕМ 12'93«Шевроле-Тракер» («девичья фамилия» — «Сузуки-Витара») — аналог нашей «Нивы». Дилер «Дженерал моторе* — «Тринити моторе» планирует продавать этот джип иу нас. Станет ли этот автомобиль конкурентом «Ниве», зависит от соотношения цен. 2' За рулем № 12 ВЫСТАВКИ, САЛОНЫВас не утомили рассуждения о конкуренции и ценах? Что ж , «выставки достижений» уходят в прошлое. М ИМС , как и подобные мероприятия в других странах, все больше становится зеркалом рынка. Это, разумеется, не умаляет познавательного интереса «Мотор-шоу», ее роМагнитом выставки наряду с английским «Роллс-Ройсом», американским «Вайпером» и русским «МАРТ — Экстремистом» был чемпионский автомобиль формулы 1 «ВнльямсFW14» с двигателем «PeHo-RS4».WlliamsREMAmTSggj^j? в классе УОРЩЦЯ! • 199239^SВслед за японскими фирмами проявили интерес к российскому рынку и южнокорейские. Их лидер «Хёндэ» выставил шесть моделей. Среди них «Скоуп», который с полуторалитровым 90-сильным двигателем разгоняется с места до «сотни» за 11,1 с. малого класса, вроде ВАЗ-21099. Заводская отпускная цена этой машины в августе была эквивалентна 8,3 тысячи долларов, у отдельных торговых фирм, например «Айбекс», она выше — 10,5 тысячи. А почем новейшие зарубежные аналоги? «ФИАТ-Темпра-S» (1600 см 3 ) — 12,5 тысячи; «PeHO-19RL» (1400 см 3 ) — 11 тысяч; «Опель-Астра» (1400 см 3 ) — 13,9 тысячи. Сдается, что дешевизна отечественной модели лишь плата за ее более низкий общий уровень — конструкция-то восьмилетней давности! • ли в развитии общей автомобильной культуры. Итак, «Мотор-шоу» состоялось во второй раз. Год назад сам факт — м ежду ­ народная автомобильная выставка в России! — был воспринят как сенсация. Теперь появилась уверенность, что МИМС станет проводиться регулярно. Пожелаем, чтобы эта традиция крепла. Л . ШУГУРОВ ВАЖНЕЙШИЕ МОДЕЛИ , ДЕБЮТИРОВАВШИЕ НА МИМС - 9 3 ( М — мировой дебют, Е — европейский, Р — российский]. Легковые: «Волво-85СЮ1_Е» (универсал) — Р; «Волво-850-Т5» — М ; ГАЗ-3105 — Р; «ЛЛД-Амадео» — М ; «Мазда-929-Сентия» — Р; «Ниссан-Микра» — Р; «ОпельКорса» — Р; «Опель-Вектра-У6» — Р «Пежо-106» — Р; «Пежо-306» — Р «Роллс-Ройс-Сильвер-Спар-И» — Р «Роллс-Ройс-Сильвер-Спар-TL» — Р; «Ситроен-Ксантия» — Р; «Субару-Импреза» — Р; «Форд-Мондео» — Р; «Хёндэ-Грандойр» — Е. Спортивные: «Додж-Вайnep-RT10» — Р; «Каллауэй-Корветт» — Р. Легковые полноприводные: «Ниссан-Террано-П» — Р; «Форд-Маверик» — Р; «Шевроле-Тракер» — Р. Пикапы: «Бурлак» ГАЗ-31029 — М ; «Шевроле-Si 0» — Р. Микроавтобусы и фургоны: ГАЗ-27051 — М ; ГАЗ-3221 — М ; ГАЗ-33022 — М ; «Ниссан-Серена:; — Р; «Шевроле-Субурбан» — Р. Автобусы: «Беркхоф-Скания» — Р; «Рено-GTS-FRI » — Р; «РосСкан-5263» — М . Грузовики: «Boneo-F12» — Р; «ВолBO-FL6» — Р; Д АФ - 8 5 — Р; ДАФ-75 — Р; ЗИЛ-4962 — М ; «ИВЕКО-ЕвростарLD440E52» — Р; «ИВЕКО-Евротех-440Е42» — Р; «Кенворт-Т800» — Р; «Кенворт-К400» — Р; Н ЗАС - З ИЛ - 1 31НЗ — М ; «Рено-В110» — Р; «Сису-270-Футура» — М . Гусеничные вездеходы: ВАЗ-СХМ7 — М .«Додж-Вайпер-RTIO» в США выпускается с января 1992 года, но его экстравагантность попрежнему притягивает: необычная форма, 10цилиндровый мотор в 400 сил и разгон до 100 км/ч за какие-то 4,4 секунды!«РосСкан-5263» — городской автобус, представляющий комбинацию кузова новой модели ЛиАЗ со шведским шасси «Скания-113»,— будет изготовлять один из заводов объединения «Мострансавто».6 ЗА РУЛЕМ 12/93