ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАРебенок в автомобиле беззащитен. Ремни безопасности для взрослых при столкновении его не спасут. Единственный путь к спасению — детское сиденье (широко, кстати, применяемые на Западе). Разработанное в Таллинне сиденье для детей 3—10 лет соответствует мировым стандартам — оно омологировано • испытательными центрами в Дании и, Швеции. Ну, а в какой мере все это относится к нам, в России? Ведь Эстония-то нынче — заграница. И вправду, приходилось слышать, что эстонцы теперь не хотят поставлять ремни, с ними трудно торговать... «К сожалению, в последнее время в России можно услышать такое,— сказал в разговоре со мной генеральный директор «Нормы» г-н Юри Кяо,— хотя всей своей деятельностью мы не давали к этому никакого повода. Наша главная цель и стратегия — обеспечить все потребности российского автомобильного рынка. И мы в состоянии это сделать сейчас, так же как делали это долгие годы. Согласитесь, длительное доброе партнерство сближает... Мы стараемся идти навстречу всем рос-Чтобы быть в числе лидеров, мало испытать ремень по всем мировым правилам, надо уметь делать эти ремни — каждый день, каждый час, а также разрабатывать современные конкурентоспособные конструкции.ЧТО СТАЛО НОРМОЙ ДЛЯЖурналисту, пишущему о безопасности движения, побывать там, где создают устройства, сохраняющие жизнь людей при аварии,— все равно что паломнику посетить святые места. И потому не было долгого раздумья над приглашением посетить эстонскую фирму «Норма», чьи ремни безопасности увидишь на всех российских авто.«НОРМЫ»Ремень — штука тонкая, и в переносном, и в прямом смысле, хотя и не рвется (по прочности на разрыв' он крепче стали). Чтобы ремень безопасности не подвел, при испытаниях его рвут, ломают, заставляют международные сертификаты о Немалый потенциал «Норработать в самых невообразимых соответствии Правилам № 16 мы» накоплен за два десятилетияусловиях. Вытянув лямку из ЕЭК ООН, выданные Исследова(самой фирме уже больше ста инерционной катушки сорок тытельским институтом транспортлет — основана она в 1891 году, сяч раз на специальном стенде, ных средств в Дельфте (Голлана нынешнее название носит с ремень отправляют на 50 часов дия) и Институтом транспорта 1931 года). Именно здесь был в соляной туман коррозионной в Праге. Неаттестованной просоздан и выпущен в 1973 году камеры, после которой, дав обдукции путь на западный рынок первый в бывшем Союзе ремень сохнуть, помещают в пылевую попросту заказан. безопасности для автомобиля. камеру, где порядком «пропесоНо сертификат — не пожиз«Крестный отец» этого гуманного чивают», постоянно втягивая-выненный титул, его нужно все устройства — талантливый интягивая. После пяти тысяч циклов время подтверждать. Чуть сплохоженер Леонид Тедер и поныне на стенде — износ такой же, как вал ремень на испытаниях в плодотворно трудится на «Норпосле десяти лет эксплуатации. названных двух институтах — ме». Не меньше достается и замку следует предупреждение с укаАЗЛК первым поддержал ремня. Но он выдерживает пятьзанием дефекта. Сразу же нуж«Норму», и «москвичи» стали пердесят тысяч циклов, а пружина но определять, в чем дело: выми отечественными автомобикатушки — все сто (если меньше, случайность или наметившаяся лями с ремнями безопасности. значит, ей доверять нельзя, может слабинка? Новый экземпляр ремПостепенно наладились и окрепподвести). Далее следуют дина- • ня «едет» снова на проверку ли связи с другими автозавомические и статические испытавместе с представителем фирмы. дами, были созданы ремни для ния. Такая система не позволяет всех тогдашних советских легНе только при создании нопочивать на лаврах. В Америке, ковых автомобилей. Благодаря вой модели ремня положены все кстати, если экспертиза устанотесному сотрудничеству накоплен описанные тесты — проверяют вит, что гибель или ранение и постоянно пополняется богатейкаждое пятитысячное изделие людей при аварии — результат ший банк данных по особенно«Нормы». Задача нелегкая, если непригодности ремня, то фирстям конструкций всех отечествыплачивает венных автомобилей. В то же учесть, что в этом году в Талма-производитель время не упускается из виду линне выпущено около четырех огромную компенсацию. миллионов ремней, а с 1973 гоОчень внимательно выбирают мировой уровень в области удерда — более ста. Но что подеремни для своей продукции и живающих устройств, постоянно лать, если гарантировать высокое автомобильные фирмы. Выигрыотслеживается весь массив научкачество и быть в нем уверенвают те изделия, запас прочноно-технической и патентной инным можно только таким образом. сти которых выше (естественно, формации. «Норма» связана со Качество, заметим, мирового это анализируется вкупе с другимногими зарубежными фирмами уровня — ремни «Нормы» имеют ми характеристиками и ценой). и испытательными центрами. 7 За рулем № 12Сейчас он сидит спокойно на своем «рабочем месте». Весит он столько же, сколько и человек, и устроен почти так же, но намного проще. «Работа» его — дергаться, повисая на ремнях, когда динамический стенд по всем правилам воспроизводит столкновение автомобиля. Его первая голова с огромной трещиной лежит в укромном месте, а кончик носа — уже от головы нынешней — неподалеку. Он готов страдать и дальше, лишь бы остались живы мы с вами. Если, конечно, пристегнем ремни безопасности, получившие на «Норме» путевку в жизнь с его помощью... сииским автозаводам, помочь решить их проблемы, предлагаем свои разработки как для выпускаемых, так и для перспективных моделей. Стараемся обойти реальные финансовые трудности, готовы найти общий язык с каждым клиентом». И это не пустые слова генерального. Скажем, расчеты идут по бартеру (автомобилями) или фирма получает рубли, на которые в .России закупает необходимые материалы, либо конвертирует их. Мало того, «Норма» готова взять на себя разработки новых конструкций ремней, не требуя от заводов предварительного финансирования,— нужна только уверенность в том, что выпущенная партия будет закуплена. Конечно, можно приобрести ремни ив дальней загранице, но... «нормовские»-то — при высоком качестве самые дешевые в Европе. Парадокс, но многие водители не хотят, садясь за руль, подумать о собственной безопасности, щелкнув перед поездкой на автомобиле замком ремня. «Норма» же изо дня в день думает о безопасности нашей жизни. Для нее это норма. г. Таллинн Н. ЩЕРБАКОВЗА РУЛЕМ 12/93 25