СУПЕРПРОЕКТВыражение «проект века» в последние годы приобрело устойчивый иронический оттенок, намекающий на неосуществимость либо на явную нецелесообразность той или иной грандиозной затеи. В автомобилестроении такой титул заслужил проект Елабужс кого «комплекса». Но он рождался, что называется, на гребне иной эпохи: перестройка, ускорение — еще пом ­ ните? В сегодняшнем лексиконе дру ­ гие слова: инфляция, дороговизна, кризис. Казалось бы, откуда здесь взяться новым проектам, на осуществление которых потребуются миллиарды — не рублей, долларов. Но в сентябре страна впервые услышала от президента АО «АвтоВАЗ» В. Каданникова: создается акционерное общество для строительства в Тольятти нового завода на 300 тысяч легковых автомобилей в год. А вскоре после регистрации общества на специальной пресс-конференции 19 октября 1993 года журна ­ листов посвятили в детали этого суперпроекта. Встреча запомнилась открытостью зачинателей нового дела, их готовностью предоставить информацию буквально обо всем: о кон ­ цепции и особенностях будущей машины и завода, о принципах финансирования строительства, о выгодах и гарантиях для акционеров, даже о вероятных стратегических партнерах из числа зарубежных фирм . Такая обстановка заметно отличала старт проекта от атмосферы засекреченности и обтекаемых формулировок , обычной в недавние годы (для той же Елабуги, например). Читателям, вероятно, ближе технические подробности. Важнейшая из них та, что перспективный автомобиль (его условный индекс ВАЗ-1116) будет иного класса, нежели выпускаемые сегодня, а именно — особо малого. Это означает, что он на 250 ммкороче нынешней «Лады-Спутника» (или «Самары», как ее все чаще называют). Однако база машины при этом длиннее, а значит, размеры салона почти такие же , как у «восьмой» и «девятой». Переднеприводную машину будут оснащать на выбор тремя двигателями: 1,1; 1,3 или 1,5 лв сочетании с пятиступенчатой механической ко ­ р обкой передач или — принципиальная новинка! — бесступенчатой автоматической трансмиссией. Не станем утомлять читателей перечислением обещанных конструкторами (точнее, закладываемых в проект -1116) технических решений: интересующиеся современной зарубежной техникой знают о них, например, из статей об «Опеле-Корса» (ЗР, 1993, № 9) или «ФИАТ-Пунто» (1993, № 1 2) — будущих одноклассниках ВАЗ-1116. (Зам етим , что в их числе и ставшая заграничной «Таврия».) Кстати, решение обосноваться с перспективной модельюв новом для ВАЗа классе имеет под собой веские основания. Такая машина благодаря меньшей материалоемкости будет дешевле для производства и для покупателя (ясно, что называть даже самую приблизительную цену в условиях высокой инфляции по меньшей меренекорректно ) . Она « д ружелюб ­ нее» к окружающей среде, поскольку объем вредных выбросов ив процессе производства, и при эксплуатации автомобиля меньше, чем умо ­ дели более высокого класса. Важно отметить еще одну особенность ВАЗ-1116: его задумывают как автомобиль, максимально приспособленный к условиям,... ошибаетесь, не зарубежного — нашего, российского рынка. Сочетать такие качества скон ­ курентоспособностью вне России трудно, но, как считают конструкторы ВАЗа, необходимо ивозможно . Более детальный разговор о машине, д умаем , впереди, а в этой кратк ой информации осталось представить «родителей» проекта. Для строительства нового сбороч ­ ного завода создано (об этом вы могли прочитать в интервью президента АО «АвтоВАЗ» В. Каданникова — ЗР, 1993, № 11) акционерное общество «Автомобильный Всероссийский Альянс». Общество открытого типа: его ценные бумаги (акции и облигации) поступят в свободную продажу — по выражению профессионалов, будут размещены как среди юридических (предприятия, о р ­ ганизации), так и среди физических лиц, то бишь нас с вами. Всего выпустят более 37 млн. ценных бумаг номиналом от 10 тысяч до 10 миллионов рублей (наиболее дорогие — это облигации, которые гарантируют их владельцу выигрыш автомобиля) в период 1993—1996 гг., то есть еще до ввода в строй нового завода — в качестве опережающих дивидендов. Но таких дорогих облигаций (впрочем, цена каждой примерно на 35 % ниже отпускной цены автомобиля) сравнительно немного — 300 тысяч. Основную же часть ценных бумаг составят миллионы акций номинальной стоимостью 10 тысяч рублей. Вы, очевидно, у же поняли, что именно так, путем эмиссии ценных бумаг, Альянс рассчитывает собрать средства для инвестирования в свой суперпроект — ни много ни мало 3 миллиарда долларов США ! Когда журнал придет к читателям, акции (точнее, заменяющие их владельцу свидетельства депонирования) у же поступят в продажу. Ведь деньги надо собрать быстро: в 1998 году первые машины должны сойти с конвейера суперсовременного завода, а проектной мощности (напомним, 300 000 автомобилей в год) рассчитывают до ­ стичь в 2001 году. Рука невольно запнулась на этих цифрах: вспомнились беззастенчивые обещания достичь автомобильного изобилия еще в 1991-м. Увы, словесные векселя, выданные тогда союз ­ ным правительством, оказались пустыми. Ценные бумаги Автомобильного Всероссийского Альянса обеспечены в отличие от них собственностью и надежной репутацией таких фирм , как сам ВАЗ, «ЛогоВАЗ», их партнеры из числа наиболее креп ­ ких предприятий в устойчиво работающих отраслях. Хочется верить, что эти-то бумаги не превратятся в бум ажки . Ведь новый проект, по существу, экзамен на зрелость пореф орменнойэкономики , проверка ее надежности. Что касается других особенностей проекта, связанного с расширение м производства автомобилей в Тольятти, о них мыпоговоримв след ующем номере. В. АРКУШААВТОМОБИЛЬ ПО-РОССИЙСКИ24 ЗА РУЛЕМ 12/93