34
35
л егко обходит редакционную «девяносто девятую» и быстро исчезает из нашего поля зрения. Ее скорость не ниже 120 км / ч . Время от временимы повторяем замеры иприходимк выводу, что ре ­ альная скорость вправом ряду 70 — 90 км / ч , в левом — 90—110 км / ч . П оток успокаивается, только приближаясь к постам ГАИ, где все держатжелезно шестьдесят, так как здесь почти всегда работают радары. Такой режим , м ожет , и был бы приемлем при идеальном состоянии по ­ крытия, но кМКАД это явно не отно ­ сится. Столько уже написано оплохомсо ­ стоянии ее проезжей части — выбоинах, ямах, буграх, обочинах со смер ­ тельным для шин мусором , что мы повторяться не будем . О тметимтолько : на кольцевой есть несколькои неплохихКОЛЬЦО В КОЛЬЦЕ ПРОБЛЕММосковскую кольцевую автомобильную дорогу смело можно заносить в книгу рекордов Гиннесса по количеству проблем, которые возникли в процессе эксплуатации. Они сплелись в тугой, неразрешимый узел: экономика, экология, безопасность движения, пропускная способность. Все это требует незамедлительных решений, тем более что МКАД — дорога не только московская. Ею беспрерывно пользуются российские водители, их коллеги из стран ближнего и дальнего зарубежья. Какова обстановка на Московской кольцевой сегодня — с таким редакционным заданием рейдовая бригада «За рулем» отправилась в путь. у же 506, число погибших и раненых соответственно в 1991 году — 209 и 410, а в 1992-м — 243 и 513. Согласно расчетам к 2000 году интенсивность движения на МКАД увеличится еще в два раза, а грузообороти пассажирские перевозки возрастут соответственно в4и 2,5 раза. Точка отсчета Наш рейд начался с точки отсчета километровМКАД , которая находится на пересечении кольцевой сГорьковской трассой. Повернули с шоссе Энтузиастов направо, и серая лента дорожной развязки вывела нас на нулевую отметку кольца. Интенсивность движения высокая. По правому ряду грузовики и автобусы идут непрерывной чередой и довольно резво. Пристраиваемся за одним из них. Скорость по спидометру 80 км / ч , хотя везде установлены знаки с цифр ой 60 км / ч . Берем левее, к раздел ительной , — здесь восновномлегковые автомобили и скорость, естественно, еще выше. Разгоняемся до 100 км / ч , через некоторое время появившаяся сзади ма ­ шина начинает «подпирать», затем нас обходит. Едем чуть быстрее, около 110 км / ч , но на мгновение мелькнув ­ шая в зеркале заднего вида иномарка Реконструированный участок МКАД.Монтаж разделительного бруса типа «НьюДжерси». участков. О дин из них находится перед Можайским шоссе, д ругой — на 106 — 109-м километрах, но все впечатление портит отсутствие разметки : предоставленные сами себе автомобили передви ­ гаются совершенно хаотично. Стоит ли говорить, как это увеличивает напряжение сидящих за рулем . Узкие места Беспорядочное, в ыборочное расширение участков проезжей части МКАДпро ­ ходило без реконструкцииразвязокимостов . В результате здесь образовались « з апрограммированныеузкие места». Наш автомобиль словно вгорлышко бутылки буквально протискивался подтрубопро ­ вод на 15-м километредороги . То жесамоепроисходило перед Ленинградским шоссе ипередмостом через Москву - р еку . Наиболее нетерпеливые и нахрапистые старались проскочить «узкое место», как всегда, б ез правил. Д ля этого использовались без всякого стеснения встречные полосы, п риемы слалома, порой простогрубое оттирание более робкихи дисциплинированных. Ни на одной из эстакад или на пут епроводемы не обнаружили вертикальной разметки . Ее спасительные чернобелые полосы отсутствовали начисто. Скупа МКАДи на информациюо на-Информация для размышления Построена кольцевая была в 19571962 годах, ее протяженность 109 км . Прошла она на расстоянии 12—18 км от центра -Москвы и связала все обще ­ г ородские радиальные магистрали. П ри ­ ч ем пересечения были выполнены в разных уровнях, что в ту пору было явным достижением . П роезжая часть пред ­ ставляла собой семиметровые бетонные полосы вкаждом направлении, разделенные зеленымгазоном . Развороты и левые повороты на перегонах МКАДбы ­ ли запрещены , а скорость ограничивалась 60 км / ч . Край проезжей части был выполнен по технологии «будильник», с зазубринами , что заставляло водителя снижать скорость при съезде на обочину. С ловом , по тем временам соо ружение было грандиозное . Не хватало только освещения. Сегодня пропускная способность на большинстве участков некогда достаточно свободной дороги полностью исчерпана, уровень загрузки достиг предельной величины — 100 тысяч машинв сутки (в обоих направлениях), что пре ­ вышает расчетные нормативы в шесть раз. Аварийность на одном километре кольцевой в четыре раза выше, чем в черте города . К аждый шестой из погиб ­ ших в столице в авариях находит смерть на МКАД . Число ДТП здесь из года вгод неу клонно растет: в 1991 г.— 441, в 1992 —34 ЗА РУЛЕМ 12/93РЕЙД «ЗА РУЛЕМ» РЕЙД «ЗА РУЛЕМ»правлениях движения . Трудно разобраться, г деможно свернуть на тот или иной радиус, д аже нам, достаточно поездивш импо кольцу. Запросто можнопроско ­ чить нужныйповорот , а ведь дорогой пользуются не только жители столицы, и скупойинформацииим явно не хватает. Пока наш фотокор снимал очереднойсюжет , к нам подошел водитель стоявш его буквально в двух шагах от Ленин ­ г радского шоссе автомобиля с петербургс кимномероми спросил, где оно находится. Уходил он от . н ас радостный и довольный, но не всегда всем так везет. Разделительная полоса Большинство аварий стяжелыми последствиями, к огда гибнут и получают увечья люди , а машины не подлежат восстановлению, происходят на МКАД из-за выезда автомобилей на встречн ую полосу. Последствия лобового столкновения известны: мало кому удается выжить после него. Причина многочис ­ ленных выездов на встречную полосу — стал причиной крупного ДТП. Погибли люди , пострадали три машинь'. Вечером встречные потоки подвергаются еще большей опасности. Освещения на дороге нет, и автомобили, д вижущиеся по внутреннему кольцу, слепят светом фар водителей, которые едут по внешнему. Отсутствие освещения и фактическая ликвидация обочин — одна из главных причин аварийности на МКАДвтем ­ ное время суток. Водители оставляют свои автомобили, чаще всего грузови ­ к и , п рямо на бывшей обочине (куда денешься), а их в сумерках разгляд етьтрудно . В результате — гибель лю ­ д ей , разбитый транспорт. Не доезжаядо пересечения МКАДсКиевским шоссе, на 42-м километре , м ы увидели «мину замедленногодей ­ ствия». На внешнем кольце в правом крайнем ряду стоял брошенный экскаватор. О кнаего кабины были закрыты ржавымижелезными листами. И, к онеч ­ но, н икакой сигнализации. Через нескольк окилометров показался пост ГАИ. Инс пектор лейтенант Золотых обещал при ­ нять меры , но у нас не было уверенности, что «мина» не взорвется. Импровизированная АЗС на обочине. правления. Немаловажная деталь — высота отбойного бруса около 85 см , что исключает ослепление водителей легко ­ вых автомобилей фарами встречного тран ­ спорта. И это еще не все. У же издалека мы увидели стройный рядсеребри ­ стых мачт освещения, вмонтированных непосредственно вограждения . Все продуманои делается надолго. Р еконструкцию проводит объединение «Центрдорстрой». Параллельно со строи ­ телями идут электромонтажники , п одклю ­ чая светильники. Реконструировано пока всего 6 километров, но как жеспокойноможно ехать, когда слева от тебя не несутся встречные автомобили, а надежное бетонное о'граждение. На многих участках на разделительной полосе появились столбики со световозвращателями. Правда, д о установки отб ойного бруса разворачиваться между ними еще кто-то попытается, но главное, что они правильно смогут ориентировать водителя в пути. Обольщаться увиденным мы , о днако , не стали. Делаются лишь самые пер ­ вые шаги. Единого замысла вреконструкциимы как-то не ощутили. Рано или поздно встанет вопрос о переделке мостов и путепроводов, о нанесении разметки , о бОчередной нарушитель разворачивается через разделительную полосу. полное отсутствие надежного разделения потоков встречного транспорта. Еще в 70-е годы кольцевая начала ощущать перегрузку . Н еобходимо было расширять проезжую часть, а для этого, н едолгодумая , решили убрать газон, к оторый худо-бедно, но все же разделял встречные потоки . А втомобилив наиболее скоростных крайних левых рядах встречных направлений оказались в опасной близости. Малейшая ошибкашофера — и катастрофа. Среди автомобилистов в 80-х годах даже ходила байка, хоть как-то оправды ­ вавшая непродуманный шаг тогдашних московских властей. По ней выходило, что убирают газон и обочины для того , чтобы на проезжую часть в экстренных случаях могли приземляться стратегические бомбардировщикии истребители. Пожалуй, другим пренебрежение к безопасности водителей на МКАД не' объяснишь. Отсутствие газона — стимул кмного ­ численным и опасным нарушениям — р азворотам на перегонах МКАД . Сегодня это вообще стало чуть ли не нор ­ м ой . Проехав по кольцу, м ы стали свидетелями семи таких лихих разворотов. О том , что это опасно, говорить излишне. В свое время нам пришлось присутствовать на судебном разбирательстве, п одобный маневр грузовикас «фурой» Гигантское скопление грузовиков у таможни перед Минским шоссе.Реконструкция началась И все же одно радует: на МКАД началась долгожданнаяреконструкция . На участке со 106-го по 109-й километр полным ходом идет укладка бетонного разделительного бруса типа « Н ью - Д жер ­ си». О н имеет особый профиль, к ото ­ рый не допускает автомобиль на полосу встречного движения — он будет отброшен на проезжую часть своего на-установке дорожных указателей, о приведении впорядокдорожного полотна. П охоже , что все еще делается по прин ­ ципу: нос вытащишь, хвост увязнет. Пока же по завершении рейда на вопрос, как поедемвредакцию — через Москву или по МКАД , мы все единодушно выбрали первый вариант. Ф. ИЛЮХИН, Б. ИВАНОВ Фото В. Князева- аай*!3 eiiV ЗА РУЛЕМ '2/93 35