м аркив те недавние времена еще не имели широкого распространения. Выбор был среди «большой четверки» советских автопроизводителей, из коих меньший брат презрительно именовался «мыльницей» и «тарахтелкой», п рестижное горьк овское изделие не бралось в расчет ввиду малой доступности, а про оставшиеся два автомобиля я слышал следую ­ щ ее : «Бывает машина, а бывает «Москвич». Объективность этого суждения отстаивать не берусь. «Таврия» и очаровательная малышка «Ока» явно не отвечают запро ­ сам автора, как грибникаи любителя рыбной ловли. Итак, ВАЗ. Переднеприводная машина была сразу отброшена ввиду заведомо более высокой цены иполного отсутствия убудущего хозяина опыта общенияс этой новомоднойтехникой . А опыт этот был бы явно нелишним при покупке ненового автомобиля стемнымпрошлым . К огда вопрос «что покупать?» в общих чертах был решен , всплыл следующий — «где покупать?». К роме классической толк учкииорганизованного «комка», в наше бурное время существует еще одна формарынка — заочная. М ногиепериодические издания публикуют частные объявления. Появились целые газеты бесплатных объявлений. Самый крупный из заочных авторынков — в московской газете «Из руквруки » . С нее-то яи начал. Целая страница рубрики , посвященной продаже автомобилей, отведена ВАЗам . Сразу отбрасываю все, что начинается словом «новый». Пусть ис приставкой « н едорого » , но средств все равно не хватит. О бычно «недорого» — это средний уровень коммерческих цен. Д ешевлебы ­ вает редко . Н иже уровня в тысячу дол ­ ларов (цены на машины ВАЗа теперь тольковтвердой валюте) обычно предлагаются «первая» и «одиннадцатая» м оде ­ ли 1972—1978 годов выпуска. Возраст явно преклонный , если не запредельный. При ближайшем знакомстве техника эта выглядела не очень браво. Часто гнилая, не один раз перекрашенная, с разболтанной ходовой частью. Двигатель, п ожирающий масло перед скоройкончи ­ ной, «лысая» резина, потертый, грязный салон — характерная картина. Н ередко продавцы рассказывают, что раздолбанный агрегат, носящий на своих лонжеронах следы бурной (и далекой) ю ности , прошел всего 30 тысяч км , а нещадно дымящий двигатель — два месяца как из «капиталки». Убедить торговцев в чем-либо сложно , поэтому пустой разго ­ вор проще прекратить. Такая покупка потребует огромныхвложений сил, врем ении средств. Н екоторые владельцы более или менеедостоверно пересказывают биографию своего автомобиля. Поступок, конечно, д жентльменский , но чаще всего не стимулирующий покупку. В газете объявлений наиболее ярко проявляется антагонизм между продавц омипокупателем : один хочет подо ­ р оже продать, д ругой — подешевле купить. Желания, в общем , понятные, если бы не крайние формы их проявления. П орой приходится читать следующее: « К уплю ВАЗ, негнилой, небитый, на ходу за 100 тыс. руб.», то есть по цене спор ­ тивного велосипеда. Или такой шедевр: «Продам новый ЗАЗ за две тысячи долларов». Максимальная цена последнего весной была 1200 (сейчас « З апорожец » сильно подорожал ) . у 4* На старой добройтолкучке ( р ынке автомагазина) такого не увидишь.Продавцы не хотят обрекать себя на неудачу, заломив несусветную цену. Первое, что бросается в глаза при посещении рынка , — обилие иномарок . Д об ­ рая половина продаваемых машин — з арубежного производства. Родное отечественное автомобилестроение на рынке представляют милые сердцу «жигули», «волг» и «москвичей» мало, почти все сильно подержанные. «Зап орожцы » только новые, и их можно пересчитать по пальцам одной руки . «Жигулей» ж е великое разнообразие. Всех цветов, возрастов и цен. Чтобы приобрести «Жигули» в приличн ом состоянии и привести их впорядок , на сегоднянеобходимо как минимум две тысячи долларов. П окупка очень дешевой машины приведет к катастрофическим затратам на ремонт . Приобретение же автомобиля за максимумимеющихся средств увеличивает риск оказаться «без колес» при первомжесерьезном отказе, от которого старая техника совсем не га ­ рантирована. Наверно, приведенные выше рассуждения несвойственны человеку сбольшими средствами или стабильно выс окимдоходом . У меня же ни того, ни другого — и выбирать приходится осторожно. Рынок посещался неоднократноидо ­ вольно регулярно, все более или менее интересное заносилось вблокнотик . В качестве примера приведу цены на недоро ­ гие подержанные «жигули» на рынкев Текстильщиках в один из дней июня. Самый дешевый из «жигулей» — ВАЗ-21011 1978 года выпуска, гнилой, в безобразном состоянии оценивается в 980 долларов. Белая «ноль третья», чуть лучшего вида, зато куда более старая ( г од выпуска 1975-й) стоила 1200. Интересным вариантом показалась «двойка» из Финляндии 1981 года, с прекраснымкузовоми очень недорогая — 1150. О днако грохот, д ругого слова не подо ­ брать, силового агрегата идымок из выхлопной трубы заставили отказаться от дальнейшего осмотра. Та же история с «двойкой» из Бельгии. Отличный кузов и чувствительно гремящий двигатель. Неплохим вариантом были «пятая» и «шестая» м одели 1984 года выпуска. Невысокая цена (1400 долларов) была в обоих случаях подпорчена многочислен ­ ными очагами коррозии на кузове. Ш икарная красная «шестерка» 1985 года подслоем отлично положеннойсвежей краски скрывала следы мощного удара. Цена — «всего» 2200. М ашины на рынкеможносколькоугодно разглядывать, вам с удовольствием откроют капот или багажник , поднимут коврики , м ожнодаже попробовать автомобиль на ходу. Здесь продавец заинтересован побыстрее и повыгодней продать товар. Это не телефонные переговоры по газетным объявлениям, к оторыепорой ведутся неделями, а в результате, п ри ­ ехав на встречу, н ужного человека не застаешь. Потом приходится выслушивать объяснение типа: «Извини, брат, я забыл». И еще о газетах. Попытка дать объявление « К уплю автомобиль» вызвала до ­ вольно живой отклик. Было сказано четк о , что мне требуется, но предлагали все — от уазика до телевизора и холодильника. В результате я понял, что «Жигули» пока не по карману, и решил отложить покупкудо лучших времен . А вобщем - т о купить машину вМоскве просто. Если есть деньги. И. ТВЕРДУНОВКРАЖИ И УГОНЫ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИВ первом полугодии 1993 года в России было украдено 21 163 автомобиля, а найдено и возвращено владельцам всего 12,5 % похищенных. Вот как обстоят дела скражамимашинирозыском их в наиболее неблагоприятных с этой точки зрения районах Федерации . - РЕГИОНЧИСЛОкраж 4051 1183 1132 815 329 241 190 185 176 56 56 48 45 44 41 31 30 30Раскрыто (в проц.) 4,4 8,7 8,9 2,6 7,6 32,2 7,7 29,3 6,1 35,8 30,6 8,7 9,7 28,2 6,5 28,0 29,0 35,7Москва Приморский край Самарская область Санкт-Петербург Республика Дагестан Новосибирская область Кабардино-Балкарская Республика Республика Башкорто ­ стан Северная Осетия Новгородская область Белгородская область Амурская область Курская область Курганская область Магаданская область Брянская область Республика Марий Эл Орловская областьД ругой , не менее распространенный вид преступлений — так называемые уго ­ ны транспортных средств, к огдамаши ­ ну похищают вродебы не для корыст ­ ных целей. П риопределеннойсхоже ­ сти есть немалые различия в этих преступлениях, в том числе и количественные. С января по июль в России было совершено 28 228 угонов транспортных средств, из них раскрыто 61 , 8 % , то есть намного больше, ч емкраж . РЕГИОН Число угонов 7413 1799 1186 586 460 380 291 220 204 198 Г89 162 145 130 119 79 61 32 Возвращено (в проц.) 25,8 28,3 50,4 50,2 81,4 53,0 78,7 31,0 84,1 83,0 77,8 82,5 47,3 85,8 94,0 43,8 33,9 84,4Москва Санкт-Петербург Тюменская область Ростовская область Самарская область Читинская область Оренбургская область Республика Дагестан Владимирская область Рязанская область Калужская область Тамбовская область Псковская область Орловская область Пензенская область Республика Тува Республика КарачаевоЧеркесия Еврейская автономная областьК роме этого, в России за первое полугодиев отношении водителей былосовершено 402 грабежа (более 25 % раскрыто) и 683 разбойных нападения ( р аскрыты 41,2 % ) . С. ЯБЛОЧКИН, сотрудник ГУ ГАИ МВД России ЗА РУЛЕМ 12/J3 15