58
59
СПОРТРАЛЛИ-96ГRAC-ралли (читается Ар-Эй-Си) - заключительный, четырнадцатый этап Чемпионата мира по ралли 1996 года. Состязание проводится с 1932 года под эгидой Королевского автомобильного клуба (Royal Automobile Club) Великобритании, откуда и получило название. Протяженность нынешнего, 52-го по счету, составила 1800 километров по дорогам Северной Англии, Шотландии и Уэльса, из которых 410 пришлось на 27 скоростных спецучастков. ке, удерживал его в течение всего дня. За ним - японец Macao Камиока на "СубаруИмпреза". А вот на третье место неожиданно вырвался ветеран автоспорта, пятидесятилетний Стиг Бломквист на гораздо менее мощной (160 л.с. против 290 л.с. у 'Тойоты") и к тому же неполноприводной "Шкоде-Фелиция". Он же оказался и лидером в "двухлитровом" классе. Второй день гонки, стартовавший в Лидсе, неожиданностей не принес. Восемь допов и 473 километра мокрого асфальта вперемежку с грязью и снегом лидеры шли в неизменном порядке. Отлично ехал чех Павел Шибера на "Шкоде" - он стал четвертым в "абсолюте". Третий день также был скуп на неожиданности: победителем в абсолютном зачете стал Армии Шварц, за ним - Камиока и Бломквист. Заметим, что на итоговую таблицу чемпионата мира по ралли 1996 года это не повлияло - первую строчку в ней досрочно, еще в сентябре занял не участвовавший в RAC-ралли финн Томи Мякинен на "Мицубиси-Лансер". Думаю, каждый, кто хоть немного "болен" автоспортом, мечтал оказаться на месте одного из "профи", испытать те же ощущения. Побыть водителем мне, конечно, не удалось, но впечатление от езды на суперкаре все-таки получил. За пару дней до гонДо старта два дня. Между тренировочными заездами - настройка автомобилей.Выбираясь с ипподрома, где происходило шоу-представление команд, наш "Форд-Транзит" забуксовал на мокрой траве. Вдруг к нему подошли два человека и, упершись в борта, стали толкать. "Господи, это же Ари Ватанен, знаменитый чемпион мира", - узнал я ближнего. Вот так просто, без тени зазнайства, вытаскивать под дождем чужую машину - невероятно... В следующий раз я увидел аса сутки спустя - на старте гонки. Северная Англия, Честер, семь часов утра. Первой на трассу уходит "Тойота-Селика" четырехкратного чемпиона мира Юхи Канккунена, затем "Форд-Эскорт" Ярмо Китолехто, "Тойота" Яна Дункана, "Форд" Ари Ватанена... И так - четыре часа подряд. Для участия в ралли были заявлены 199 экипажей, причем первые три десятка - профессионалы, члены фирменных команд, проехавшие большую часть этапов года. Остальные - любители, самостоятельно подготовившие автомобили в меру увлеченности спортом и толщины своего кошелька и выступающие обычно в "домашних" гонках. Так, нынче англичан было абсолютное большинство -153 экипажа. Автомобили в чемпионате мира поделены на восемь классов по рабочему объему двигателя: до 1300, от 1301 до 1600, от 1601 до 2000 и свыше 2000 кубических сан58 ЗА РУЛЕМ 1/97На трассе скоростного допа - 'Тойота-Селика-GT".тиметров. Применение турбонаддува автоматически переводит машину в следующий, более мощный класс. Первые четыре класса - это группа N (стандартные автомобили), вторые - группа А (специально подготовленные). В группе N недавно появилась и неплохо выступает новая марка - малазийский "Протон". Команда "Тойота", одна из лучших в группе А, дисквалифицирована на весь сезон 1996 года и не получает очков в чемпионате. Кроме того, в группе А выделен "двухлитровый" класс машин с приводом только на одну ось, в который входят и так называемые "кит-кары". Он становится все более популярным: здесь "сражаются" "СЕАТ-Ивиса", "Шкода-Фелиция", "Рено-Меган", "Фольксваген-Гольф", "Форд-Эскорт" и другие популярные модели. Впереди у гонщиков девять спецучастков и 745 километров трассы. Буквально через час, после первого допа узнаем: Ари Ватанен повредил переднюю подвеску. Чуть позже начинает барахлить двигатель у Юхи Канккунена. ломается машина Ярмо Китолехто, сходит Ян Дункан. Армии Шварц на 'Тойоте-Селика", захвативший лидерство на первом спецучаст ки мне, благодаря любезности руководства команды Тойота-Кастроль", удалось прокатиться с Армином Шварцем на его "боевой" "Селике" - полноприводной, с турбонаддувом - по тренировочной трассе. Расписавшись в том, что добровольно иду на это ив случае чего не буду иметь никаких претензий к команде, надеваю шлем и втискиваюсь в ковш анатомического сиденья штурмана. Механик заботливо пристегивает и добросовестно затягивает ремни. По-моему, даже слишком добросовестно. Затем подсоединяет провода к шлему, и в ушах раздается спокойный, мягкий голос сидящего слева Шварца: "Хай!" "Привет!". Мобилизовав запас английскойАрмии Шварц - чемпион Европы 1996 года и победитель RAC-ралли.лексики, отвечаю на приветствие и поздравляю его с уже завоеванным титулом чемпиона Европы (RAC-ралли в европейский чемпионат не входит). В такой непринужденной, светской беседе мы выруливаем из боксов команды и, проехав через спортивный бивак, оказываемся у ворот трассы. Выждав десяток-другой секунд, судьястартер дает отмашку. Рявкнув двигателем. 'Тойота" буквально прыгает вперед впечатление, будто в хвост нам въехал зазевавшийся грузовик. Дорога сразу уходит влево. Пилот коротко качнул рулем вправо - как бы "замах", затем влево - машина "нацеливается" носом внутрь поворота и, разбрасывая грязь и гравий всеми четырьмя колесами, боком несется по дуге. На выходе опять качок руля вправо - и тут же пинок, и еще один - это переключаются передачи. Рев двигателя, дикая тряска и удары со всех сторон - подвеске нет пощады на раллийном допе. Спасибо механику за "слишком" туго затянутые ремни, а то болтался бы я тут. как... Перед нами крутой, на девяносто градусов, правый поворот. Скорость - хорошо за "сотню", но разгон продолжается. Побелевшими пальцами цепляюсь за что попалоОдин из основных претендентов на победу - четырехкратный чемпион мира Юха Канккунен сошел в первый же день.и прикидываю, сколько кувырков мы сейчас сделаем. За какой-то десяток метров до поворота Армии "бьет" по тормозам - я повисаю на ремнях. Пара толчков по рычагу коробки - включена первая передача, тут же "замах" руля, скольжение боком, выход - опять разгон, толчки - вторая, третья. И следующий поворот... По окончании тренировок задаю Шварцу вопрос: "Армии, что для тебя гонки?" "Вся жизнь". "Но не всю же жизнь быть гонщиком?" - "Еще, пожалуй, лет семь-восемь поезжу, потом придут другие. Но из автоспорта не уйду, здесь работы хватит". Подарив Армину Шварцу журнал "За рулем", я искренне пожелал ему победы в предстоящем ралли. Видно, Бог меня услышал... Юрий НЕЧЕТОВ Фото автора и команды "Тойота-Кастроль" Редакция благодарит российское представительство компании "Кастроль" за помощь в подготовке материала.Лучшие результаты RAC-ралли в абсолютном зачете ив "двухлитровом" классе № абс. 1 2345 Ms Пилот/штурман - марка 2л 123 Группа/ класс Время ОтставаниеАрмии Шварц/Динис Джирдет - Тойота* А/8 Macao Камиока/Кевин Гомлей - "Субару" А/8 Стиг Бломквист/Бенни Миланд - "Шкода" А/6 Марк Хитине/Филип Майлз - "Ниссан" А/7 Грегори Де Мивис/Джин Марк Фортин - "Рено" А/74 ч 46 мин 50 с4ч 54 мин 42 с5ч 02 мин 02 с5ч 09 мин 11 с5ч 11 мин 20 с7 мин 52 с 15 мин 12 с 22 мин 21 с 24 мин 30 с59ЗА РУЛЕМ 1/97