АВТОЗАРУБЕЖЬЕО мытарствах иностранных автотуристов в Румынии довелось слышать немало. Поэтому я долго откладывал свою поездку в Болгарию, кратчайший путь в которую ведет по румынским дорогам. Коллеги-журналисты рекомендовали мне два маршрута в обход Румынии. От первого через Венгрию и Сербию - я отказался, потому что он удлинил бы мой путь почти на 700 км. Второй - на пароме "Ильичевск-Варна" - после раздумий тоже был отвергнут: Черное море часто неспокойконтролю. Здесь это стоит 5 долларов. "Но с меня уже взяли 10 при въезде в вашу страну!" - "Не имеет значения..." Выложив еще 8 долларов за проезд по мосту на тот берег Дуная, я оказался, наконец, в Болгарии. Возвращался через другой автомобильный переход - "Силистра". Настроение заранее было испорчено в ожидании поборов и беспардонного обращения, но о чудо! - персонал этого КПП вел себя корректно и даже умел объясняться по-ХОРОША СТРАНА БОЛГАРИЯ.,,но, а не все мои пассажиры хорошо переносят качку. В итоге я все-таки выбрал румынский вариант - теоретически самый дешевый и удобный. На пограничный переход "Порубное" в 45 километрах за Черновцами я приехал утром и "завис" на полтора часа: румыны на КПП "Сирет" не принимали. Когда, наконец, прошел их пограничный и таможенный контропь, тут же меня остановили люди в штатском, назвавшиеся экологаМощный портовый кран переносит машину с коми, и потребовали 10 долларов за отраврабля на берег - и начинается ее новая жизнь в ление окружающей среды. "Извините, России. говорю, - но моя "Тойота" с нейтрализатоиз Артема (пригород Владивостока), люром выхлопных газов соответствует всем безно согласился поведать о некоторых европейским экологическим нормам - можете проверить!" Но "экологи" ничего не тонкостях своего бизнеса. Обычно в ассортименте этого молохотели слышать. Взяли деньги и, преддого предприниматепя 10-15 машин. На ставьте, выдали квитанцию. рынок он пригоняет пару-тройку. ОстальПримерно через километр останавлиные разбросаны по стоянкам. По мере вают военные с автоматами. "За экологию продажи автомобилей прикупает новые. В платили?" - "Платил". - "Покажите квисреднем за месяц реапизует пять машин, танцию!" И положили ее себе в карман. что после уплаты всех "налогов" местной Подумалось: то-то она такая потертая, ви"крыше" приносит семь-восемь тысяч долдимо, обернулась уже много раз... ларов. Но случаются порой и непредвиНу, да ладно - все мысли должны денные траты. быть о том, как до темноты пересечь РуНаибольшие опасности подстерегают бизнесмена при покупке машин для его, так сказать, торгового фонда. В Находке, например, пару месяцев назад Владимир лишился пяти тысяч долларов и рад еще, что живым оттуда выбрался... Такой уж нынче контингент в этой сфере бизнеса. Если еще сравнительно недавно большинство машин были с "безупречной репутацией", то сейчас (по словам перекупщика) большая часть - угнанные. Так это или нет - судить не беремся. Одно очевидно: в портах Владивостока и Находки ежедневно выгружают автомобили, прибывающие с заморских заводов и свалок, а цены на иномарки, положа руку на сердце, пока остаются приемлемыми. Так что автомобилизация Дальнего Востока в обозримом будущем будет идти "по японскому" пути. Михаил ЗУБОВ Фото Валерия Утца мынию. 550 км вроде бы немного, но дороги здесь очень узкие (хорошо хоть ровные. без выбоин). Обгонять неимоверно трудно. Часто приходится пару десятков километров тащиться на третьей или даже второй передаче, потому что где-то за горизонтом, во главе пробки, едет трактор... К ночи все же добрались до румыноболгарского автомобильного перехода "Джурдже". Попукилометровая очередь не обрадована. Но сразу подошел добродетель, запросивший 10 долларов, чтобы провести автомобиль без очереди в "накопитель", или 20 - за полный переход границы в другом месте. Соглашаюсь на первый вариант, так как рисковать среди ночи не хочется. В "накопителе" вновь попадаю в лапы экологического инспектора, сообщившего, что без квитанции об уплате за "отравление атмосферы" меня не допустят к пограничному и таможенномуно ехать в нее на автомобиле лучше мореманглийски и по-немецки. Все, что с меня здесь взяли, - 2 доллара за паромную переправу. Мелькнула мысль, что произошли большие хорошие перемены. Но не тут-то было! При выезде из Румынии на до боли знакомом переходе "Сирет" - длиннющая очередь. "Пересменка" тянется уже больше трех часов. Плачет львовянка с больным ребенком на руках ее машина восьмой час стоит перед шлагбаумом... Тем временем полицейские активно формируют на левой стороне дороги отдельную колонну из коммерческих автомобилей с товаром. Вот-вот ей дадут "зеленую улицу". Из разговоров с водителями узнаю, что попавшие в эту колонну "счастливцы" заплатили по 100 долларов. Наконец, на ночь глядя, шлагбаум открыли и для нас. За дело сразу же взялись "экологи": отобрали у водителей технические паспорта, за возвращение которых снова взяли по 10 долларов. Это сколько ж румынского воздуха я "отравил"! "Назовите вашу фамилию!" - требую у светловолосой инспекторши. "Клеопатра!" - отвечает она с издевательской ухмылочкой. А чуть дальше таможенники сдирают с меня $36 за бензин в баке автомобиля. "Но я вообще не заправлялся в Румынии!" - "Ничего не знаем, таков закон". - "Покажите мне его!" - "Обращайтесь у себя дома в наше посольство..." Стоит отметить, что на румынских функционеров никакого впечатления не производит удостоверение Международной федерации журналистов, к которому с уважением относятся во всех цивилизованных странах. ...На обратном пути по Румынии меня не оставляло чувство, будто чего-то вокруг не хватает. Потом осенило: автомобилей с западноевропейскими номерами! В Болгарии в это время ими буквально кишели все дороги, Румынию же европейские автотуристы объезжают стороной. И я теперь хорошо их понимаю. Степан РОДИЧ, президент Автомобильного клуба журналистов УкраиныЗА РУЛЕМ 1/97 85