86
87
88
Торговля и транспорт - они неразрывно связаны друг с другом. Рекомендации начинающим бизнесменам по транспортному обеспечению торговли дает Антон УТКИН, познакомившийся с этим, что называется, изнутри.Допустим, вы начали свое дело, арендовав торговую точку. Поначалу транспорт для вас - дело десятое. Но вот вы немножко раскрутились, и дело пошло веселей. Возросшие объемы продаж потребовали более интенсивного снабжения. Каким путем пойти? Купить и содержать грузовик не каждый решится, особенно когда дело только наладилось. Остается одно - арендовать машину с водителем. Расценки на транспортные услуги сильно зависят от региона - там, где уровень жизни выше и товар раскупается хорошо, они высоки (например, в Москве от 50 до 100 тыс. руб. в час) - и наоборот, где объемы продаж невелики, а работа дефицитная, машина обходится гораздо дешевле. Какую машину арендовать? Марку. модель, тип кузова вы можете выбрать сами, купив газету объявлений. Первой ступенькой после легковых автомобилей будет "каблучок" - ИЖ-2715. Тот. кто до этого грузил упаковки товара в личную "четверку" или "сорок первый", сразу почувствует основное преимущество грузовика, пусть и сделанного на легковой базе, - возможность принимать, подавать и укладывать груз, стоя в машине. Арендовать "каблучок" целесообразно при небольших объемах перевозок (до 400 кг груза за один рейс) и когда маневренность при подаче на погрузку или разгруз86 ЗРЛМ 19 АУЕ /7 ку имеет решающее значение. В иных случаях разумнее заказать машину покрупнее - почасовой тариф почти такой же. Микроавтобус РАФ (0,9 т) удобен тем, что юридически не относится к грузовикам и может свободно ездить там, где их движение запрещено. Правда, в некоторых областях ГАИ в порядке местной инициативы запрещает перевозить на "рафиках" грузы и даже устанавливает предельно допустимый габарит перевозимых вещей. "Уазик" (0,8 т) - пока самый массовый у нас малотоннажный грузовик, хорошо переносит перегрузку, но, если не брать в расчет проходимость, во многом уступает одноклассникам ("Газели", иномаркам), поэтому интенсивно ими вытесняется. В "Газели" (1,5 т) по сравнению с УАЗом тихо, мягко, тепло и удобно. Кроме того, по ряду конструктивных причин (компоновка кабины, ширина колеи, колеса, тормоза) ездить на ней гораздо безопасней. Звание "коммерческого грузовика № 1 в России" и соответствующая ему популярность "Газели" среди предпринимателей способствуют удержанию самых высоких расценок на ее аренду в данном классе грузовиков. Если на машину установлен запирающийся кузов-фургон, аренда обойдется еще дороже, что не всегда оправданно. (И закрытый на замок кузов тоже нельзя оставлять без присмотра, если в нем дорогой товар.) Иномарка, например, распространенный у нас "Форд-Транзит" или "Фольксваген-Транспортер", вам наверняка понравится, тем более что стоимость ее аренды может оказаться даже ниже, чем "Газели". (Цену определяет спрос - мало кто будет заказывать "Форд", а что такое "Газель", знают все.) Более крупную технику (ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ) начинающие коммерсанты нередко обходят своим вниманием, полагая, что с их объемами перевозок ее использовать невыгодно. И напрасно - ведь аренда, скажем, ЗИЛ-4314 обойдется не дороже, чем "Газели", а ГАЗ-3307 - даже дешевле. Важное преимущество больших грузовиков - стандартная погрузочная высота. И вот по-- штабель коробок, стянутый пластиковой лентой и стоящий на стандартном европоддоне. Палету легко и быстро перемещают по территории склада с помощью авто- и электрокаров (или просто гидротележек), которые заезжают прямо в машину по листу металла, уложенному на стык кузова и эстакады. Загрузить две палеты по 700-1000 кг в большой грузовик - дело двух минут. Чтобы этот же товар погрузить в "Газель", приходится ставить палеты на край эстакады, разрезать ленту и вручную укладывать коробки в кузов. "Каблучок" или "рафик" здесь загружать еще труднее - приходится каждую коробку ставить на край эстакады, а затем снимать вниз и носить в машину. Еще один нюанс. Если ваше предприятие имеет несколько торговых точек или вы занимаетесь торговлей с доставкой, решающим параметром при выборе машины для вас может оказаться площадь ее кузова. Товар нескольких наименований, зачастую в совершенно одинаковых коробках, должен быть так распределен по всей поверхности кузова, чтобы, разгружаясь в каждой точке, можно было, идя по кузову, быстро набирать нужный ассортимент. Поэтому приходится заказы--TWhчему. Большинство фирм оптовой торговли арендуют склады, терминалы, построенные задолго до появления развозных грузовиков типа "Газели" с ее погрузочной высотой 1000 мм. Высота погрузочных эстакадпытаться вытолкнуть вручную - заменить мощный тягач может разве что взвод солдат. Высокое расположение центра тяжести фургона нередко способствует внезапной разгрузке одного из ведущих колес (например, при попадании другого колеса в яму на скользкой дороге) и его пробуксовке. Жесткие "грузовые" шины с давлением 4-7 атмосфер и крупными гладкими шашками протектора беспомощны на обледенелой дороге, особенно с поперечным уклоном, - машина просто сползает в кювет там, где легковушки проходят без всяких затруднений. Наконец, вы вряд ли решитесь оставить на ночь в чистом поле застрявший грузовик, в котором товару на десятки миллионов рублей, даже если бензин на исходе, а мороз крепчает... Вот почему, заказывая машину, сразу предупредите водителя о предстоящих трудных участках дорог. В противном случае возможны конфликтные ситуации, когда, например, водитель "Газели" наотрез откажется съезжать с асфальта, даже если до места разгрузки осталась сотнядругая метров. И будет прав, поскольку эта машина абсолютно не способна двигаться по мягкому грунту и застревает буквально на ровном месте, где свободно проходят "Жигули". Избежать приключений можно, заказав полноприводный грузовик. Такие машины обычно не используют для коммерческих перевозок, разве что в областях, где дороги, как правило, без покрытия. Прожорливые и сложные в ремонте, они редкость на предприятиях, где считают свои деньги.ГАЗ-66. ^ . на таких объектах - обычно в пределах 1350-1450 мм, то есть рассчитана на крупно- и среднетоннажные грузовики. Поэтому, если вы берете товар именно с такого склада, имеет смысл заказать ГАЗ (4 т) или ЗИЛ (6 т), даже если вам надо вывезти всего тонну-полторы груза. Дело в том, что в оптовой торговле товарной единицей служит так называемая палета:;.'--• Ц'-'•:>.'•• ^ Другое дело - частные извозчики на списанных армейских машинах. Коммерсанты не особенно балуют их заказами (ведь ездит такая техника медленно, а в кабине шумно и тряско), поэтому аренда, например, наиболее массового из полноприводных грузовиков - ГАЗ-66 обойдется дешевле, чем "Газели", несмотря на то, что расход топлива у него вдвое больше. ВоЗ РЛМ 19 АУЕ /7 87вать "Газель" вместо "каблука", нагружая в нее килограммов триста, или ГАЗ-3307 вместо "Газели", когда надо везти тонну. Перечисленные рекомендации по выбору машины придется несколько скорректировать, если условия перевозки усложняются (распутица в межсезонье, сильный мороз или, наоборот, жара). Например, застрявший грузовик беспопезно дителю все равно выгодно - сама машина была куплена так дешево, что окупила себя уже за первые два месяца работы. Если грузоподъемности ГАЗ-66 (2 т) вам маловато, то можно выбрать машину покрупнее: ЗИЛ-131 (3,75 т); "Урал-4320" (5 т); КамАЗ-43101 (6 т); КрАЗ-260 (9,5 т) (приведена грузоподъемность при движении по грунту). Обратите внимание - в перечне отсутствуют модификации "Газели" с колесной формулой 4x4, распространенная у нас чешская "Татра" (6x6) и вездесущие УАЗы. Несмотря на попный привод, этиИ в заключение о главном - о человеке, то есть водителе машины, которую вы арендуете. Есть три группы водителей коммерческих грузовиков. Первая - водители автопредприятий, предлагающих транспортные услуги. Это низшая каста парии шоферского мира и, как ни парадоксально, наиболее квалифицированные представители своей профессии. Из тех денег, которые вы перечислите за аренду машины (или внесете в кассу автобазы), до водителя дойдет лишь мизерная часть, и то месяца через три. Поэтому, чтобы сохранить уважение к самому себе, поста-отрываются по своим делам, хуже всего. Они вечно спешат, дергаются, объезжают за три квартала посты ГАИ и т. д. "Халтурщик вольный" - это тот. чей мудрый начальник, понимая, что не может платить водителю нормальные деньги, "разнуздывает" его, отпуская "на подножный корм". У "вольного", как правило, и в путевке написано: "Машина находится в распоряжении водителя", и времени гораздо больше. И третья, высшая группа - частные извозчики на собственных грузовиках. У большинства из них - лицензии, ухоженные машины. Такой водитель полностью распо-машины ненамного превосходят по проходимости свои заднеприводные аналоги, отличаясь от них только уверенной ездой по обледенелым, заснеженным дорогам, плотному песку и слегка размытой поверхности грунтовых дорог. Выбирая модель грузовика, надо учитывать, что не любой из них выдерживает жесткие погодные условия. Например, если на завтра обещают жару свыше 30°, то заказывать "Газель" - не лучшее решение. Поскольку ее система охлаждения не рассчитана на такие режимы работы, водитель обычно вынужден включать "печку" на полную мощность, подвергая себя и пассажиров опасности теплового удара. Не говоря уже о том, что поездка может несколько раз прерываться вынужденными остановками. Лучше заказать "уазик" или ГАЗ-3307, чьи системы охлаждения с хорошим запасом. Зимой - другие проблемы. Пока мороз несильный. "Газель" лучше УАЗа - в ней теплей. Но если прогноз на завтра минус 25 еи ниже, то заказывать "Газель", если она стоит на улице, не стоит: водитель просто не сможет быстро пустить мотор. Для УАЗа такой срыв менее вероятен. Пролив через рубашку блока горячую воду и предварительно провернув коленвал несколько раз пусковой рукояткой, можно "завестись" и при -30°С . (На "Газели" применение воды и пусковой рукоятки искпючено, а стартер, в отличие от уазовского, низкооборотный.)раитесь часть суммы уплатить водителю. Например, вам надо везти товар в Рязань (200 км). Оплачиваем заказ до Коломны, не опасаясь, что при подаче машины будет конфликт с водителем. Наоборот, вы увидите, как просветлеет его лицо после ваших слов: "Шеф, вместо Коломны идем до Рязани. "Пол-лимона" доплачиваю "налом". И вам тоже будет приятно, что ваши деньги дошли точно по назначению. Вторая группа - "халтурщики", использующие служебный грузовик не только для нужд родного предприятия, но и работая "на себя". Как правило, они обслуживают только тех клиентов, у которых необходимость в транспорте возникает спонтанно, вынуждая выбегать на дорогу и голосовать. "Халтурщики", в свою очередь, бывают "ворующие" и "вольные". Ездить с первыми, которые без ведома начальстваряжается своим временем, и предприниматель, довольный обслуживанием, обычно стремится заполучить его на постоянную работу на взаимовыгодных условиях: водитель делает солидную скидку со своего почасового тарифа, а наниматель обеспечивает стабильную работу четыре-шесть дней в неделю. А вот предлагая ему месячный оклад, вы рискуете его отпугнуть вряд ли человек, уже глотнувший свободы, захочет "пахать" целый месяц, гадая, заплатят или нет. Поэтому выбор у вас невелик: либо оплата по факту каждый вечер, либо ваш удел - каждый день новый, угрюмый "водила" с автобазы, с тенью укоризны и классовой неприязни в глазах. В общем, не бойтесь сегодня переплатить человеку за работу, возможно, уже завтра он вернет вам ваши деньги как покупатель.Желаю удачи!88ЗА РУЛЕМ 1/97