65
66
67
"Мондьяль дё л'отомобиль" "Всемирный автомобильный", как с недавних пор (точнее - с 1988 года) официально именуют Парижский автосалон - это не только огромная витрина новейших моделей, вызывающих восхищение публики, не только открытый подиум для демонстрации концепт-каров, отмеченных смелыми футуристическими идеями. Сегодня это еще и обращение к истории.ОН ПРИНЕС ЖИЗНЬ...Под сводами грандиозного выставочного комплекса у Версальских ворот в Париже осенью прошлого года 880 фирм автомобильного профиля представляли свои новинки, воплотившие все мыслимые и немыслимые достижения техники конца нашего столетия. Нашлось здесь место и для выставки, отсылавшей на полвека назад. Она так и называлась "Автосалон 1946". И хотя экспозиция была частью "Мондьяль дё л'отомобиль", здесь не было сверкающих, искусно оформленных стендов, утопающих в цветах и огнях зеркальных подиумов, не было ни шумной толпы, ни суеты, зато во всем, даже в воздухе, ощущалось что-то значительное, основательное, напоминавшее о вечности. В этом тихом уголке (площадью, однако, более 1000 квадратных метров) разместились предки нынешнего автомобильного племени - как ныне здравствующих и процветающих марок, так и сошедших с круга, но навсегда оставшихся в более чем вековой истории автомобиля. вдруг... автосалон. Какой-то нонсенс? Не будем спешить с выводом. Парижский автосалон, который через два года отметит свое столетие, не просто огромная выставка - это предмет национальной гордости. Французы всегда считали и считают свою страну колыбелью автомобилестроения. В этом мнении им помогал укрепиться тот факт, что и первая международная автомобильная выставка проходила именно во Франции в сердце Парижа у террас дворца Тюильри. Тогда, почти сто лет назад, 232 автомобиля (подумать только!), прежде чем занять свое место на выставочной площадке, прошли "тест" - пробег Париж-Версаль-Париж и вызвали не просто огромный интерес, а восторженный прием 140 тысяч посетителей.Парижский салон можно по праву назвать стартовой площадкой, откуда начался бег автомобильных фирм наперегонки. Два года спустя у популярнейшей тогда французской машины "Де Дион" Но прежде чем подойти к экспонатам мощность мотора подскочила с 1,75 до 3и рассмотреть их поближе, вспомним, калошадиных сил - и это не осталось незамеченным, а в автосалоне 1902 года уже кое время они представляли. Разрушенная войной Франция, тольполучили признание четырехцилиндровые ко-только сбросившая иго фашистской окдвигатели, отметили и первые амортизакупации - трудное, тяжелое время. И торы. Здесь теплый прием ждал итальянский ФИАТ, немецкий "Бенц", английский Спустя год после войны на восстановленном "Непир", американский "Локомобиль". О заводе "Пежо" уже выпускали длинный ряд момасштабах этого салона почти столетней делей на базе "Пежо-202". Сверху вниз: седан (на переднем плане), кабриолет, так называедавности говорит число посетителей мый "канадиен" с деревянной обшивкой и вари230 тысяч! Примерно столько же собирает ант базовой модели с открытой крышей.ЗА РУЛЕМ 147 Один из трех"ситроенов" сорок шестого года - удлиненный."Делаж-06" - автомобиль послевоенной мечты.ныне Московская международная автомобильная выставка - МИМС. Слава Парижского салона росла, он переселился в одно из самых красивых и престижных зданий французской столицы - Гран Пале - Большой Дворец, где накануне первой мировой войны был показан первый собранный на конвейере автомобиль - американский "Форд-Т", положивший начало новой эре в автомобилестроении. А после окончания той войны, в далеком девятнадцатом, Андре Ситроен выставляет в "Автомобильном салоне" (кстати, именно тогда получил он это официальное название, продержавшееся почти полвека) свой "Тип А" - первый, как его тогда называли во Франции, "автомобиль для каждого", своего рода предшественник "Фольксвагена" (народного автомобиля). С конвейера завода ежедневно сходило по 100 таких машин. И, как бы повторяя историю, после окончания второй мировой войны, в сорок шестом - снова Гран Пале, снова "Автомобильный салон". Вот что вспоминал его генеральный комиссар г-н Мойти. "В день открытия, подъезжая к Дворцу, я увидел у входа огромнейшую очередь, которая спускалась до самой Сены. Люди изголодались по автомобилю, и салон должен был как-то утолить этот голод. Он, наконец, снова принес жизнь в Париж". 809 000 посетителей! Надо представить себе эту цифру не вообще, а в условиях первого послевоенного года, чтобы понять, что есть автомобиль в двадцатом веке. Без малого миллион жителей Парижа и его пригородов пришли в Большой Дворец, чтобы увидеть такие премьеры, как "Панар-Дина" или "Рено-4СУ" ("Качево"), которому суждено было стать символом экономического подъема и массовой моторизации послевоенной Франции. \66 ЗА РУЛЕМ 1/97...Мы входим в павильон, где в оригинальном оформлении того времени разместилась часть экспонатов "Автосалона-46". Прямо перед нами самый большой стенд - автомобили "Пежо", все популярной до войны, но уже модернизированной модели 202 с верхнеклапанным 30-сильным двигателем (1133 см3), независимой подвеской и типичными для "Пежо" тех лет, высоко и близко друг к другу расположенными фарами. Но сколько же их здесь? Базовая модель, кабриолет нескольких видов, лимузин, развозные грузовички, санитарная машина... И все это - не образцы, не штучные изделия. Каждый день восстановленный после бомбежек из руин завод "Пежо" близ швейцарской границы выпускает по 100 автомобилей. Такой впечатляющий модельный ряд! Наши заводы, увы, и сегодня, полвека спустя, не в состоянии похвастать этим. На стенде "Ситроена" - три матовочерных (фирменная окраска тех лет) "Траксьона" - продолжение знаменитого с тридцатых годов переднеприводного "Авана" с несущим кузовом и независимой подвеской: в обычном исполнении, удлиненный и 15CV с шестицилиндровым 77-сильным двигателем (2867 см3), развивающий 132 км/ч, за что и получил имя "Короля дорог". К сожалению, не все модели, вызвавшие сенсацию на том салоне, мы смогли увидеть здесь, но воссоздать его картину помогли материалы, предоставленные прессе. У "Рено" рядом с популярным до войны рамным "Ювакватре-BFK" с 25сильным мотором (1003 см3) стоял дебютант - совершенно необычный 4CV с"Динамик" - из плеяды знаменитых в свое время "Панар-Левассоров".Гоночный "Бугатти-59 Монопляс" с двигателем в 400 л. с. У этого изящного кабриолета то же имя, что иу военных грузовиков "Студебеккер".несущим кузовом и мотором (760 см 3 , 19 л. с ) , расположенным... сзади. Этот автомобиль вызвал много толков, кого-то поначалу разочаровал, но вскоре прочно занял одно из лидирующих мест среди массовых европейских моделей. По воспоминаниям очевидцев, толпы зрителей собирала еще одна новинка - "Панар-Дина" - детище старейшей французской фирмы "Панар-Левассор", просуществовавшей без малого 80 лет, до 1967 года. Ее переднеприводная "Дина", оснащенная 24-сильным мотором, обладала необычайно легким для четырехдверного пятиместного автомобиля кузовом - весом всего 550 кг.Стенд французского "Форда".ним автомобиль достигал скорости 170 км/ч. Для всех этих престижных моделей типичной была централизованная система Разумеется, не только доступные по смазки шасси. Мы не могли не задержаться у гоночцене автомобили "на каждый" день привлекли внимание посетителей "Салона- ного "Бугатти". Эта французская марка 46". Среди 138 моделей, демонстрироваперед войной котировалась почти как вшихся в нем, большой успех достался так "Роллс-Ройс", а ее спортивные успехи называемым люксусмоделям - "автомобибыли более чем впечатляющими. Гоноч"Мати-333" ("3 колеса, 3 места, Зл.тОО км") ос3 лям мечты", производство которых возобный 59/50В, представленный в 1946 году. тался лишь прототипом. Двигатель - 707 см , 15 л.с, масса-380 кг. новили сразу после войны очень известстал победителем, наверно, первой во ные во Франции фирмы "Делайе" и "Таль- Франции послевоенной гонки, проведенбо", прославившиеся, в частности, громкиной по дорогам Булонского леса, ми успехами на гоночных трассах. Их мо"Кубка узников" в честь участников дели в "Салоне-96" занимали центральную Сопротивления, оказавшихся в часть выставки и пользовались, наверно, гитлеровских концне меньшим успехом, чем 50 лет назад. лагерях. Еще Роскошные "Делаж" и "Делайе" с рамными кузовами обладали мощными по тем временам моторами (3 и 3,5 л; 82 и 95 л. с.) и развивали соответственно 135 и 145 км/ч. Но еще более впечатлял впервые представленный публике "Тальбо-Лаго-Рекорд" со 170-сильным двигателем (4,5 л), имевшим новую головку цилиндров - содним, правда, косвенным напоминанием о войне стал "Студебеккер". Любуясь этим необычным для Европы по стилистике элегантным автомобилем с по-американски сильным мотором, французы не могли не думать о студебеккеровских грузовиках, которые вместе с войсками союзников высадились в Нормандии в августе 1944-го. В списке экспонатов сорок шестого были и "Меркьюри-Линкольн", и "Бюик", и "Кадиллак", и другие машины известных иностранных фирм. Многие из демонстрировавшихся здесь в прошлом году моделей несли на себе таблички FFVE или FIVA - французской и международной федераций старинных автомобилей - организаций, объединяющих поклонников автомобильной старины, бережно сохраняющих для истории, для потомства автомобили разных времен и народов. Журнал "Франс Иллюстрасьон" писал 5 октября 1946 года 06 автосалоне в Париже, что он дает стимул для будущего, для преодоления пассивности и безынициативности, порожденных тяжелым временем, и продемонстрирует нашу волю к жизни. Через 50 лет "Автосалон-46" вновь напомнил (и не только французам) о месте автомобиля в жизни человека, о его роли в развитии общества, цивилизации. И за это хочется поклониться организаторам такой интересной во всех отношениях и очень поучительной выставки. Марк ТИЛЕВИЧ Фото Сергея Иванова^