120
прикладываем к корпусу свечи или к "массе с небольшим усилием, чтобы кончик слегка "утоп". Теперь нажимаем на клавишу и по вспыхиванию лампочки-индикатора и характерным щелчкам разрядов определяем, что свеча работает (на вывернутой свече будут видны слабые искорки между электродами). Отсутствие вспышек лампочки иEСЛИ HE "БИБИКАЕГ...ляется искрение, еще больше повреждающее контакт... Итак, при нажатии на кнопку, клавишу никакого звука не слышно, даже щелчков. С чего начинать поиск неисправности? Прежде всего вспомним, что цепь звуковых сигналов защищена предохранителем, который очень часто "обслуживаеГ и другие цепи. Например, на ВАЗ-2106 это еще цепи плафона внутреннего освещения салона, штепсельной розетки "переноски", прикуривателя, ламп стоп-сигнала, часов и сигнализации открытых передних дверей. Ясно, что одновременный отказ всего этого "хозяйства" возможен лишь в одном случае - когда цепь прервана в самом предохранителе. Обычно из-за того, что он перегорел или нарушен его контакт с зажимами. Если же, например, часы работают, плафоны включаются, прикуриватель в порядке, а сигнала нет - неисправность именно в его цепях. Если предохранитель все же сгорел, положено перед его заменой (так утверждают авторы всех пособий по ремонту!) найти причину. Действительно, если где-то в цепи случилось короткое замыкание и оно сохраняется, - без этого не обойтись, ибо всякая попытка поставить новый предохранитель будет оборачиваться его перегоранием. Пусть он недорог, а все-таки его жалко, поэтому при таких поисках лучше использовать традиционный "жучок". Например, медная проволочка толщиной 0,18 мм выдерживает ток не более 6 А. Но более разумно при поиске "козы" (как шутники называют короткое замыкание) вместо предохранителя включить небольшую 12-вольтовую лампочку с припаянными к ней проводами и "крокодилами" на их концах. В этом случае, пока вы, внимательно исследуя цепь, не найдете и не устраните замыкание, лампочка будет гореть (см. рис. 1, а). Только устранив неполадку, можно поставить штатный предохранитель. Впрочем, любой электрик знает, что такие 'устойчивые" замыкания устранять легко. Хуже те, которые возникают мгновенно и самопроизвольно исчезают. Вы заменили предохранитель новым и поехали, решив, что машина исправна, а предохранитель сгорел "сам". Так не бывает: рано или поздно дефект обязательно повторится. Это мо-Поддержание приборов сигнализации в полной исправности прежде всего в ваших интересах. Между тем случаются и их отказы. О звуковом сигнале рассказывает Росс ТВЕГ.От наивного, начинающего автолюбителя пришлось услышать, что звуковой сигнал - не самая важная штука, тем более что в городе он под запретом... Вы, с вашим опытом, конечно, улыбаетесь: пусть "клиент' почаще ездит в час пик мимо вещевых рынков с их толчеей и бестолковостью - тут он поймет, что без сигнала как без рук и до аварии без него один шаг... Сам по себе прибор обычно служит весьма долго - у иных коллекционеров можно обнаружить "бибики" со следами многих десятилетий, явно снятые еще с трофейных германских автомобилей... И работают! Но система в целом - от кнопки, клавиши и так далее на руле до собственно сигнала - может страдать болезнями. Их в общем две. Сигнал не звучит, когда нужно, или подает голос самопроизвольно, без вашей команды. Что хуже - зависит от обстоятельств. Вспомним одну из причин многих отказов в электрических цепях автомобилей это довольно низкое напряжение (12 вольт). Если при напряжении 25 тысяч вольт на свечах зажигания случайно возникший воздушный зазор до нескольких миллиметров порой почти не сказывается на работе мотора, то в низковольтных звеньях электрической цепи уже тонкий слой окислов в каком-нибудь соединении может стать помехой. К тому же звуковой сигнал - довольно мощный потребитель: величина тока в нем, как правило, не меньше 4 А. Чтобы пропустить такой ток при напряжении всего 12 В (или чуть выше 14 В при работающем двигателе), контакты в любом месте цепи должны быть в безупречном состоянии, иначе, нажав клаксон, вы слышите неуверенный звук или сигнал вообще промолчит. Окисление электрических соединений ускоряется еще и тем, что металлический корпус автомобиля выполняет роль минусового провода, а посему все плюсовые провода усиленно притягивают к себе ионы ки ­ слорода. Кстати, в этом легко убеждался каждый, кому случалось вскрывать провода долго работавшего зарядного устройства сильно окислен именно плюсовой. Отказам электрики немало способствуют вибрации при работе автомобиля - соединения постепенно разбалтываются, контакт ухудшается, а при включении системы (например, все того же сигнала) здесь появИндикатор "Поиск-Г: а - гнездо для свечного провода, б место крепления наконечника свечи.треска разрядов сообщит вам, что свеча вышла из строя. Обратите внимание, что свечу можно тестировать, не вывертывая ее из двигателя (рис. 2, б). Это очень существенно, так как условия для возникновения искры в цилиндре значительно более "суровые", чем на открытом воздухе. Иными словами, проверив вывернутую свечу и убедившись, что искра есть, вы можете обнаружить, что мотор с этой свечой начинает "троить". 'Тест-М" пригоден для испытания любых свечей, в том числе на неавтомобильных двигателях внутреннего сгорания (мотоциклы, мотоблоки, бензопилы, лодочные моторы и др.). Область применения индикатора "Поиск-Г (на фото), наоборот, ограничена только автомобилями, причем лишь с "классической" контактной системой зажигания. Зато его стрелочный индикатор (при работающем двигателе) подскажет, что зазор между электродами свечи недопустимо велик (стрелка в зеленом секторе); впрочем, это нетрудно определить, просто вывернув свечу. Это же касается и слоя нагара (когда стрелка индикатора находится в красной зоне шкалы). Главное - оба крайних положения стрелки косвенно свидетельствуют о том, что условия для возникновения искры в данном цилиндре - весьма неблагоприятные. Итак, в пути вам больше пригодится индикатор типа брелока, изображенного на рис. 1, тем более что он не занимает много места. "Тест-М" и "Поиск-Г лучше иметь в гараже или дома, а в дорогу вместо них брать комплект новых или проверенных свечей.120ЗА РУЛЕМ 1.97