Первая поломка у меня случилась как раз накануне 8 Марта. На проселочной дороге на скорости 40 км/ч развалилась на две части поперечная рулевая тяга. Машина потеряла управление, и я сумела ее остановить, лишь въехав в приготовленную дачниками навозную кучу. Включив аварийку и не успев выбраться на дорогу, увидела несколько легковых автомобилей и один мотоцикл. Множество мужчин предлагали мне свою помощь. Увы, все их попытки вытащить мой "Запорожец" на тросе не привели к успеху - и им пришлось залезть в эту кучу и вытаскивать машину вручную. Потом, взяв "Запорожец" на трос, мы стали продвигаться со скоростью бегущего пешехода, а два мои "спасителя" бежали рядом и били ногой по разъезжавшимся передним колесам все пять километров до гаража! Как только я заменила рулевую тягу, забарахлил карбюратор. "Знающие" люди сказали, что засорился и его необходимо продуть, что яи сделала. Эта процедура растянулась на два дня. Представьте себе мое состояние, когда я поняла, что после тщательной чистки карбюратора ничего не изменилось и машина по-прежнему постоянно глохнет. Позже я узнала, что на самом деле требовалось всего лишь отрегулировать поплавок... Поломки следовали одна за другой и пропорционально им уменьшалось количество моих знакомых, желающих помочь. Кроме рулевой тяги и чистки карбюратора (кстати, все это я делала своими руками), пришлось заменить диафрагму бензонасоса, аккумулятор, прокачать тормоза, отрегулировать рулевое управление и заменить предохранитель. Только после этого я поняла, что хотя "Запорожец" и называется автомобилем и даже может служить средством передвижения, но получать удовольствие от езды на нем невозможно. А это значит - все сначала! И я уже начала копить деньги на следующий автомобиль. Наталья МАЛЫШЕВА, студентка МАДИНовый год начался - уроки в "Женском клубе" продолжаются. Тем, кто присоединился к нам в наступившем 1997-м, объясняем: в этой рубрике автогонщик со стажем Михаил ГОРБАЧЕВ растолковывает нашей сестре премудрости управления автомобилем. Наша цель - научиться водить машину не хуже представителей сильного пола и наглядно доказать им: все шутки, издевки и анекдоты на тему "женщина за рулем" несостоятельны. Поэтому, милые дамы, за парту!НЕ БОГИ ЗАНОС ПОБЕЖДАЮТ>ок девятый У водителей, так и не научившихся правильно управлять автомобилем (среди которых, чего греха таить, много женщин), бытует мнение, что последствия заноса фатальны. Действительно, если автомобиль "занесет" беды зачастую не миновать, особенно неопытному автомобилисту, склонному впадать в панику. Но аварии избежать можно и нужно. Как? Только одним способом: овладеть техникой контролируемого заноса. Другого не дано. Кто-то скажет: "Ну-у-у! Контролируемый занос для женщины... Это невозможно". Не верьте! Если вы по-настоящему захотите, этот прием можно освоить. циями учебников по вождению автомобиля, где черным по белому сказано: "на скользком покрытии никаких резких движений". Резких действий - рулем, газом, тормозом - действительно надо избегать, пока вы едете по скользкому покрытию, чтобы не спровоцировать занос. Но если он уже начался, надо повернуть руль энергично, четко и быстро.Запомните: чем резче вы повернете передние колеса, тем быстрее автомобиль "выдаст" обратную реакцию, а вам в критической ситуации дорога каждая секунда. При этом не бойтесь повернуть руль на больший угол, чем надо, потому что здесь важно не фиксировать Для начала разберемся, что такое занос. руль в этом положении и ждать ответной реакЭто начальная стадия вращения автомобиля ции автомобиля, а опять резко повернуть его вокруг вертикальной оси. Управлять этим двиобратно, в положение, когда колеса стоят пряжением и, если надо, быстро остановить его мо. Определить это положение вам поможет на деле не сверхсложно. Автогонщики часто полоска из цветной изоленты, наклеенная поиспользуют контролируемый занос на скользсредине рулевого колеса. Тут вы почувствуете кой дороге, что позволяет вести автомобиль с ответную реакцию автомобиля - он начнет выогромной скоростью и не терять контроль над равниваться. Не давайте ему полностью сделать это - снова резко поверните руль в стороуправлением. ну заноса и, если потребуется, прибавьте газ. Недостаточно опытный водитель располаПоворачивайте руль теперь на меньший угол, гает только одним приемом против возникновы уже почувствуете его! Продолжая резко и вения заноса - значительным снижением скоэнергично работать рулем, делая короткие, но рости. Вы, конечно, не автогонщики, но и неточные вращения влево-вправо, старайтесь опытными оставаться как-то обидно. Поэтому, вести автомобиль дальше по окружности, сомилые дамы, не поленитесь - выберите время храняя заднюю ось в заносе, подыгрывая себе и выезжайте на площадку подходящих размепедалью газа. Насколько нужно поворачивать ров, покрытую утрамбованным снегом. Разуруль и когда возвращать его, в какой момент меется, на ней не должно быть ни пешеходов, прибавлять или убавлять газ, вы очень скоро ни транспорта. Сразу оговорюсь, что приемы почувствуете сами. Для этого вы и выехали на вождения переднеприводных машин и "классиимпровизированную "тренировку". Если вам ков" с задним приводом сильно различаются. удастся сделать несколько кругов с заносом Поэтому, прежде чем приступать к тренировзадней оси в одну сторону, то попробуйте то ке, внимательно прочитайте урок и убедитесь, же самое в обратном направлении. что поняли все правильно. Сегодня - об автомобилях с задним приводом. Конечно, для женских, более нежных рук Двигаясь по окружности диаметром около 12 метров, постепенно прибавим газ. Возрастающая скорость увеличит центробежную силу и когда та превысит сцепление колес с дорогой, ваш автомобиль покинет желаемую траекторию движения. Таким образом, мы с вами "смоделировали" возникновение заноса и не вписались в воображаемый поворот. Теперь повторим все сначала, но с той лишь разницей, что вызовем занос умышленно, чтобы встретить его во всеоружии. Для этого надо резко прибавить газ. Заднюю ось начнет заносить. Немедленно среагируйте резким поворотом руля в сторону заноса. Я не оговорился, именно резким движением. Это идет вразрез с рекомендаэто большая нагрузка. Особенно на машинах без гидроусилителя руля. Тем более, что тренироваться на площадке вам придется не один раз и, кроме того, повторять свои "уроки" на разных покрытиях. Но, поверьте, игра стоит свеч. Ведь освоив это и другие упражнения, вы смело можете ездить зимой: овладев техникой контролируемого заноса задней оси, больше не опасаться льда и снега. Правда, для этого нужно узнать и отработать еще немало приемов. Например, как быть, если в повороте все четыре колеса "сорвет" и автомобиль начнет смещаться на встречную полосу. Или... Впрочем, об этом и многом другом - в наших следующих уроках. ЗА РЛМ 19 УЕ /7 69