109
йоимийлами• 1£АК МЫ ВПРЫСК 14 ПОЧИНИЛИПолучая для редакции на ВАЗе "восьмерку", оснащенную системой распределенного впрыска топлива (ЗР, 1995, № 10), мы не забыли прихватить парочку ксерокопий "Руководства по техническому обслуживанию и ремонту системы распределенного впрыска топлива". Издание, к сожалению, редчайшее, поскольку предназначено исключительно для специалистов вазовских автоцентров, и то - за рубежом (считается, что раз впрыск предназначен для экспорта, ф то подробные сведения о нем у нас в стране никому, кроме заводчан, не нужны). Правда, отдельные выдержки из Руководства, в виде брошюры, встречаются в продаже; есть и целые книги, очень похожие на заводское издание, но напечатанные далеко от берегов Волги и скромно умалчивающие об авторах. В них пугают возможные ошибки, за последствия которых безымянные "писатели" и издатели, конечно, ответственности не понесут. Чтобы завершить это пространное, но необходимое отступление, упомянем, что положение с литературой, похоже, выправляется - надеемся, в ближайшее время Ру, ководство вазовских специалистов будет напечатано достаточным тиражом (не исключено, что издательством "За рулем"). Нам самим за год эксплуатации ВАЗ21083-20 воспользоваться Руководством не пришлось. Там доходчиво изложены алгоритмы диагностирования и устранения неисправностей - всех, кроме той, что встретилась на нашем автомобиле. К сожалению, неполадки в "мозгах" системы, сбой в ее программе никакая книжка не опишет здесь нужны специальное оборудование и, конечно, знания и опыт. И мы почти убедиНе секрет, что почти все "впрысковые" автомобили ВАЗ, идущие только на экспорт, рано или поздно оказываются на своей родине. Как не является тайной и то, что обслужить и, тем паче, отремонтировать систему управления двигателем такой машины - бо-о-ольшая проблема. Специалистов, как говорится, днем с огнем... Но всегда ли они нужны? Вот случай из практики наших редакторов Вячеслава СУББОТИНА и Антона ЧУЙКИНА.^Колодка диагностики. Замыкать надо выводы. указанные стрелками.ли себя, что самим в систему впрыска соваться не стоит. Развеял наше убеждение один настырный (в лучшем смысле) читатель. Его купленная полгода назад в Минске "восьмерка" с впрыском - как наша, но с нейтрализатором, лямбда-зондом и соответствующей программой под экологические нормы Европы - захандрила. Время от времени загоралась контрольная лампа "Check engine" ("Проверьте двигатель") на центральной консоли, двигатель не держал 1 "холостых", под нагрузкой работал - тЗ нечетко. Из посок датчику бий у хозяина кислорода только краткий пе- „ o p o™ u TeS0 ««.« К к.шпан\ ресказ Руководстадсорбера ва. Собственно, с целью посмотреть полный вариант книги он и позвонил нам, а затем - и приехал в редакцию на той самой "Самаре". Чтобы помочь читателю, благо время позволяло, мы вооружились кое-каким нехитрым инструментом и отправились к машине. Первым делом, гласило Руководство, "Продиагностируйте... систему диагностики". Удалили переднюю декоративную панель на "журнальной" полке, где установлен контроллер - голова всей системы управления двигателем. Включили зажигание, замкнули вы ­ воды "А" и "В" (см. фото) обыкновенной канцелярской скрепкой - и контрольная лампа просигнализировала нам об исправности системыдиагностики, три раза показав код "12" - то бишь выдав серии из одного - пауза - двух морганий. А дальше пошел уже код неисправности - "34". Повторив его трижды, контроллер вновь приступил к "самопроверке". Уже легче - хоть неполадка всего одна (если несколько - код повторяется дважды, затем -Схема электроцепи датчика массового расхода воздуха: 1 - предохранитель (тот самый!): 2 - датчик массового расхода воздуха: 3 - контроллер (электронный блок управления). следующий и т. д., до кода "12"). Оказалось, что-то не так с датчиком массового расхода воздуха - его код и повторял контроллер. Из прочитанной нам на ВАЗе "лекции" вспомнилось, что основа датчика - перекрещенные металлические нити, а на них - едва заметные элементы, нагреваемые током до определенной температуры; через датчик, установленный за воздушным фильтром, проходит, в зависимости от режима работы мотора, разное количество воздуха. О его количестве можно судить по силе тока, поддерживающего заданную температуру. Отказ этого датчика парируется, то есть без него двигатель пусть хуже, но работать будет. И еще осталось в памяти, что многие неисправности в системе впрыска возникают из-за плохих контактов - в штекерах, разъемах, соединениях внешней проводки. С проверки контактов и начали - пошевелили. расстыковали и вернули на место оказавшийся совершенно чистым разъем ЗА РЛМ 197 109 УЕ