МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОНПредложение коллег попробовать в действии автомобильный звуковой процессор АСП-05, сделанный новосибирским концерном "Энтоникс", поначалу энтузиазма не вызвало. Смущала высокая стоимость устройства (170 долларов США), да и жизненный опыт подсказывал, что, вероятнее всего, снова предстоит иметь дело с бесполезной безделушкой. Но близкое знакомство с процессором не разочаровало, а, наоборот, вызвало желание его приобрести.ИЛЙРМОНИЯф Рассуждать о неважной акустике любого автомобиля и методах ее улучшения путем закупки самых прогрессивных и "продвинутых'" электронных компонентов можно бесконечно долго. Однако в большинстве случаев эти беседы интересны лишь меломанам, к тому же состоятельным. Большинство устраивает компромисс - получить приличное звучание в салоне машины, не растранжирив ради сей благой цели весь семейный бюджет. Музыкальный процессор как раз для них. О том, что он способен сделать, расскажем на конкретном примере. Допустим, в автомобиле ВАЗ-2108 уже смонтирован минимальный набор аудиоаппаратуры. В нашем случае - подделка под магнитолу "Пионер" неизвестного происхождения и врезанные в обивку дверей широкополосные динамики "Аудиовокс" диаметром 10 сантиметров. В народе подобные сочетания называют "хрипунками". Причем наш вариант , далеко не самый худший - магнитола сносно ловит УКВ-радиостанции, стереофония без обмана, громкость почти достаточная, частотные характеристики комплекта откровенного разочарования не вызывают. Но хочется существенно улучшить звучание. Полностью поменять всю аппаратуру - дорого, да и старую продать почти невозможно - остаточная стоимость "хрилунка" смехотворно мала. Выбираем иной путь - за миллион с небольшим (цена недорогой, действительно фирменной магнитолы без акустических систем) приобретаем новосибирский звуковой процессор и пару хороших динамиков ("Сони". "Пионер", "Филипс" и т. д.). Устанавливаем их в штатные места в районе задней полки, соединяем со звуковым процессором, а тот. в свою очередь, стыкуем с "хрипунком". Одно из достоинств АСП-05 в том, что он совместим практически с любой магнитолой - как стерео, так и моно. Можно присоединиться прямо к выводам для передних динамиков, можно снять сигнал через линейный выход предварительных усилителей кабелем с RCA-разъемами - конструкторы предусмотрели пять вариантов монтажа на все случаи жизни. Как видим, никаких революционных действий мы вроде не совершили, однако, хоть раз включив полученный комплекс, уже не захочется слушать музыку в исполнении обычной стереосистемы. Дело в том. что процессор специальным образом обрабатывает сигнал магнитолы, превращая обычную стерео- или монофонограмму в объемную. Фантастическое удовольствие! Создается ощущение, будто тесный салон автомобиля расширили до невероятных размеров. Со стандартным оборудованием по-НАдобный эффект в ограниченном пространстве внутри машины недостижим. Вполне возможно, что аналогичного звучания не добиться даже на стационарной домашней стереоустановке. Мы же для примера всего лишь оживили недорогой "хрилунок". Уверяю, подобная операция с аппаратом классом повыше даст выдающийся результат. Итак, суть звукового процессора - цифровое преобразование исходного сигнала магнитолы и его воспроизведение встроенным двухканальным усилителем мощностью 2x25 Вт. Теперь расскажем о сервисных функциях. По желанию владельца можно задавать режимы обработки сигнала, а следовательно, имитировать звучание в разных помещениях. Предусмотрено 12 градаций: по три варианта "комната" и "зал", по одному "кафе", "туннель", "концертный зал", "церковь", "стадион", "каньон". Описать эффекты словами достаточно трудно, отмечу лишь, что иллюзия, создаваемая процессором, очень близка к реальности. Например, после слова "песня", произнесенного диктором радиостанции, при включенном режиме "каньон" в салоне автомобиля еще долго витает гулкое горное эхо - "...хня. эсня, зсня...". Кроме того, есть несколько дополнительных регулировок, позволяющих менять степень акустической обработки и уровень громкости необработанного звукового сигнала в тыловых динамиках. Человеческое ухо воспринимает их как возможность расширить стереобазу и увеличить действие спецэффектов. То есть в случае с каньоном мы вольны как бы варьировать его размер, а также громкость и продолжительность эха. Прослушать обычную стереофонограмму тоже не проблема - электронный синтез легко прерывается, при этом процессор служит простым усилителем мощности. Можно вообще отключить звук задних колонок, оставив только исходное сочетание - магнитолу и передние динамики. Всеми перечисленными функциями АСП-05 управляют с помощью дистанционного пульта на ИКлучах, словно домашним телевизором. Основной блок устройства при монтаже прячут в незаметном месте, а снаружи - скажем, на панели приборов - оставляют лишь небольшой фотоприемник команд, поступающих с пульта. Дистанционный способ очень удобен и. что немаловажно, безопасен. В случае необходимости бразды правления музыкой водитель передает пассажиру (в том числе сидящему сзади), а сам внимательно следит за дорожной обстановкой. Оригинально выполнена индикация режимов звукового процессора. Смена состояний сопровождается голосовым сообщением - его формирует синтезатор речи, скрытый в недрах АСП-05. В базовой комплектации прибор "разговаривает" на английском. но на заказ можно запрограммировать и другие языки. Нет смысла подробно рассказывать о всех возможностях новосибирского изделия. Поверьте на слово - достоинств у него много, а технический уровень высок. Помимо АСП-05, поступают в продажу и модификации. Одна из них - АСП-07с особенно актуальна для наших автомобилистов, поскольку снабжена встроенной противоугонной системой. Что касается высокой цены, то это как посмотреть. До прослушивания многие считали ее несколько задранной, а после - вполне нормальной или даже низкой. Таково магическое действие музыкального процессора, покорившего сердца экспертов. Присоединюсь к мнению коллег с одной оговоркой. АСП-05 действительно стоит своих денег. если, помимо богатых функциональных возможностей, обладает еще и достаточной надежностью. Но ее проверка требует длительных испытаний. которые мы непременно проведем, а о результатах расскажем читателям. А пока хотелось бы пожелать новой отечественной разработке счастливой судьбы. Процессор АСП-05 создан для тех, кого интересует качество звука, кто действительно любит слушать музыку, а не только любоваться видом престижной аудиоаппаратуры на панели своего автомобиля. Вадим КРЮЧКОВ Техническая характеристика автомобильного звукового процессора "Энтоникс АСП-05" Максимальная выходная мощность 2x25 Вт; диапазон частот - 20-20000 Гц; отношение сигнал/шум - не хуже 82 дБ; интегральное время задержки - 20-1250 мс; напряжение питания -13,8 В; ток потребления - 4 А; габарит - 180x35x130 мм; масса основного блока - 0,7 кг.ЗА РУЛЕМ 1/9779