181
182
183
184
БЕЗ КУВАЛДЫСОДЕРЖБЕЗ КУВАЛДЫ Устанавливаем форкамерную головку на "Волгу" ГАЗ-24-10 РЕМОНТ Перебираем рулевое управление на "Самаре" Передняя подвеска "Жигулей"iУСТАНАВЛИВАЕМ ФОРКАМЕРНУЮ ГОЛОВКУ НА "ВОЛГУ" ГАЗ-24-103Вадим ПИСКУНОВ. Технический центр ЗР "Можайский" "Волга" ГАЗ-3102 отличается от приемистость при меньшем расходе своих "родственников" не только из ­ топлива. мененной внешностью, но и завидной Камера сгорания в головке блока резвостью. Причем последнее - не разделена на две части (рис. 1): основследствие увеличения рабочего объеную 7и дополнительную 5 - форкамеру ма двигателя и расхода топлива. Тех(отсюда название). Они соединены межнические характеристики двигателей ду собой двумя каналами 6. В основную 3M3-4022J0 (ГАЗ-3102) и ЗМЗ-40210 камеру подается бедная топливно-воз(ГАЗ-24-10) отличаются незначительдушная смесь через впускной клапан 2. но. Но откуда тогда ощущение "более Одновременно в форкамеру из дополсильного мотора" у "тридцать первой"? нительной (форкамерной) секции карСекрет в иной организации рабочего бюратора через клапан 3 поступает бо ­ процесса двигателя. Особенность кон ­ гатая смесь, которая легко воспламеняструкции ЗМЗ-402210 - форкамерно- ется искрой свечи 4. В форкамере нарафакельное зажигание, снижающее стает давление. По сопловым каналам 6 расход топлива и токсичность отрабов основную камеру с большой скоростью тавших газов, а также улучшающее выбрасываются факелы горящих, а такприемистость двигателя. же еще не сгоревших, но нагретых часНемного теории. Для полного сго ­ тиц топлива. Они перемешивают и восрания топлива в цилиндре двигателя пламеняют бедную смесь в основной ка ­ необходимо выдерживать определенмере. В остальном работа этого двигатеную пропорцию межля протекает как ду топливом и воздуобычно, по четыреххом в рабочей смеси. тактному циклу. На один килограмм ГАЗ-3102 постабензина требуется влялись в свое время примерно 14,8 кг только в номенклавоздуха. Если пос ­ турные структуры ив леднего больше, то спецорганы, причем смесь бедная, меньдля последних проше - богатая. Для ходили так называеуменьшения токсичмый "наркомовский" ности выхлопных га ­ контроль при сборке, зов и большей эко ­ поэтому качество их номичности двигатебыло значительно ля предпочтительна выше. В руки частниобедненная смесь. Рис. 1. Устройство форкамерной головков "тридцать перНо она хуже восплаки: 1 - выпускной клапан; 2 - впускной вые" попадали из меняется от искры и клапан; 3 - клапан форкамеры; 4 - свеча госгаражей, уже не медленнее горит, зажигания; 5 - дополнительная камера первой свежести, с поэтому максималь(форкамера); 6 - сопловые каналы; 7 пробегом около 200 ной мощности не по ­ камера сгорания. тыс. км. Порой плалучишь. Богатая чевное состояние смесь, наоборот, хорошо воспламенядвигателей таких автомобилей не позется и горит, но полностью не сгорает - воляло ощутить их достоинства. Больне хватает кислорода. Форкамерно- шинство владельцев, не зная, с какой факельный процесс объединяет эти стороны подойти к необычному мотору, противоположности и обеспечивает заменяли форкамерные головки на эффективное сгорание в двигателе привычные от ЗМЗ-402. Но те, кто ез ­ бедных смесей, причем быстрее, чем дил на исправном ГАЗ-3102, уже не от ­ горят богатые. Следствие - лучшая кажутся от реализованных в нем реше-7 12"BonbBO-244DL": снимаем коробку передач 19 Регуляторы давления "Опель-Омега": меняем амортизаторы и тормозные колодки МАЛЯРКА Все колеры "Штандокса" СНАРЯЖЕНИЕ Не "Мустангом" единым... А МЫ ДЕЛАЕМ ТАК Вынимается легко ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ34401016 18 21СХЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ "Шкоды-Фелиции LX" 22 ПРИСПОСОБЛЕНИЯ О сухариках летучих РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ Разбираем карбюратор К-151 "ЗАВОДСКИЕ ПРОФИ" ВАЗ-2110: дефекты отопителя ОБОРУДОВАНИЕ Верчу, как хочу СОВЕТЫ МАСТЕРА Успокоим "нивовский" вибратор 33 ГЛАЗА БОЯТСЯ, РУКИ ДЕЛАЮТ Клеим блоки ИНСТРУМЕНТ Отверни потихоньку шурупчик252630 3237383СвоимиСдламиЗР 8/98181 ний и будут искать способы продления ее "жизни" Владельцы же обыкновенных "волг" могут с минимальными за ­ тратами переоборудовать свои двигатели. Для этого потребуются от "тридцать первой" "Волги": головка блока цилиндров в сборе с коллекторами и клапанным механизмом; укороченные до 276 мм штанги; крышка головки блока; карбюратор К-156; воздушный фильтр; блок электромагнитных клапанов; вакуумный выключатель (датчик) 453710; электронный блок 373761; распределитель зажигания Р-147Б спри ­ водом (как доработать штатный при ­ вод, мы расскажем в следующем номере); коммутатор 3734 (ТК-102); д о ­ полнительный резистор СЭ-107; к а ­ тушка зажигания Б-114Б. Рассмотрим переоборудование на примере ГАЗ-24-10. Прежде всего проведем ревизию форкамерной головки, которую удалось достать. Новую купить сложно, но те, что были в употреблении, как правило, вполне поддаются ремонту.Широкой отверткой раскачиваем корпус клапана... Кию >м "на 13" отворачиваем две гайки......и снимаем коробку термостата. Если нужно, очи- ...и вынимаем его из гнезда. Не пользуйтесь мощаек ее от накипи. лотком - изделие из чугуна может расколоться. Блок дополнительного (форкамерКлючом "на 17" отворачиваем десять гаек крепленого) клапана - самостоятельный узел и снимается с головки блока в сборе. ния впускного и выпускного коллекторов.Сняв толстостенные шайбы со шпилек, отделяем верхнюю часть блока коллекторов, а затем - нижнюю. Ключом "на 17" отворачиваем гайку крепления...Для рассухаривания основных клапанов можно использовать любое из приспособлений. Рабочим столом с рычагом-оправкой удобнее пользоваться вдвоем (слева). Струбцина со специальной оправкой позволяет работать одному (справа).Ключом "на 12" отворачиваем четыре болта......и снимаем фигурную шайбу. СвоимиСилами 4182ЗР 8/98 Если внутренний диаметр ремонтных втулок меньше 8,7 мм, рассверливаем их на токарном станке.Сжимая пружину, освобождаем и вынимаем сухари (показаны два способа).Снимаем опорную шайбу, предохраняющую от износа место контакта головки с пружинами. Она же их центрует. Новые втулки запрессовываем через оправку (рис. 2) прессом или струбциной: впускные - до упора в стопорное кольцо, выпускные - до выступания их над головкой на 21 мм.Снимаем тарелку..Проверяем плоскостность головки и, если необходимо, притираем ее круговыми движениями на шлифовальном круге. Если зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой превышает 0,25 мм (или заметен эллипс отверстия), то втулки заменяем новыми. Для этого очищаем камеры сгорания, каналы и втулки от нагара.Разверткой 9 мм доводим внутренний диаметр до номинала. После замены втулок обязательна шлифовка седел клапанов (независимо от их состояния) с центровкой по отверстию в направляющей. Эту операцию выполняем на специальном станке или вручную твердосплавными зенкерами (шарошками)....внутреннюю и наружную пружины. J17BJI1ш^кШЧерез оправку (рис. 2) выбиваем направляющие со стороны седел клапанов.-ы-014-f^^ Очистив от смолистых отложений верхнюю часть стержней, вынимаем клапаны.1:Набор для ручной обработки седел клапанов включает в себя по три зенкера (верхние - для выпускных, нижние - для впускных) с конусами 90; 60; 120° (углы обработки 45; 30; 60° соответственно).о соРис. 2. Оправка для втулок клапанов.t1iF01JL,,Снимаем маслосъемные колпачки. Повторно они не используются из-за старения резины. СвоимиСилами08JL1о11•Придаем фаскам седел угол 45°. > ЗР 8/98183 притирке существует несколько спосо бов подготовки клапанов.Шарошкой 60° (конус 120°) доводим наружный диаметр рабочей фаски до размера на 0,5-1 мм меньше диаметра тарелки клапана.Когда карандашные штрихи, нанесенные на фасседла, при повороте клапана стираются, притирк(Слева направо). Припаивается шплинт, расплав- кончена ленным битумом крепится оправка, фрезой выбиФоркамерным клапанам тоже не ­ рается паз или используется резиновая муфта, обходима реставрация. проворачивающая клапан силой трения о тарелку.Зенкером 30° (конус 60°) обрабатываем внутренний диаметр седел до получения ширины рабочей фаски впускных клапанов 1,8-2,3 мм и 2,3-2$ мм выпускных. седла. Для извлечения клапана из корпуса отделяем стопорную шайбу.Наносим притирочную пасту на рабочую фаскуСнимаем маслоотражатепьный колпачок. Допустимо повторное использование старых клапанов после обработки их фаски на угловомВставляем в направляющую клапан с пружиной, шлифстанке (можно в токарном) под углом 45°удерживающей его в приоткрытом состоянии. (до получения гладкого пояска).Осаживаем тарелку пружины.щИзменяя направление вращения через каждые 314 оборота по часовой стрелке (вперед) и 1/2 оборота В дело пойдут только те клапаны, у которых назад, периодически прижимаем клапан к седлу. остаточная толщина края тарелки не менее 0,5 мм. В При изменении характера звука противном случае велика вероятность прогорания притираемого клапана притирочную края клапана из-за перегрева тонкой стенки. пасту нужно заменить. Для этого вы ­ Герметичность клапанов достигается притиркой с пастой, состоящей из одной части абразивного порошка М20 и двух частей моторного масла. Для закрепления инструмента при ручной нимаем клапан, насухо вытираем об ­ рабатываемые поверхности и наносим свежую пасту. Притирку ведем до об ­ разования на фаске седла сплошного матового пояска. СвоимиСилами О Окончание в следующем номере. Сжав пружину пальцами, вынимаем сухари.184ЗР 8/98