132
133
РАЛЛИsv?om\mСерьезные ралли беспроблемными не бывают. Лишний раз убедились в этом наши пилоты, выступающие на чемпионате Европы.А ндрей КЛЕЩЕВ. Фото автораДве жирные черные полосы на асфальте ралли "Хеброс", сметенный с обочины гравий, покосившиеся от удара металлические отбойники и несколько поваленных молодых елок. "Вот "чайники"! подумал я. - Наверное, в первый день ралли кто-то из хозяев трассы "приложил" в этом безобидном повороте свою "пятерку" или "восьмерку". Однако увидев в следующую секунду следы серебристой краски, заигравшие на отбойнике под выглянувшим солнцем, оторопел: такая раскраска боевого автомобиля на этой гонке только у одного экипажа - "Форда" москвичей Александра Потапова и Евгения Живоглазова из "Газпром ралли тим"! Мы расстались с нашими пилотами, выступающими в чемпионате Европы по ралли, после итальянского "Пьянкавалло", где Потапов занял пятнадцатое место, а Сергей Балдыков из "Александров-ралли" сошел из-за поломки трансмиссии. Но на следующую гонку с наивысшим коэффициентом сложности (20) - болгарскую "Албену" - наши пилоты вышли не робкими гостями. Новенькая "Субару-Импреза WRC" "из-под" Колина Мак-Рея, полученная накануне старта, помогла Балдыкову выиграть два из первых четырех спецучастков ралли. А как только на отроги Балкан обрушился дождь с туманом, свое веское слово сказал Потапов. Наука езды по мокрому асфальту, блестяще усвоенная им на тяжелейшей трассе "Пьянкавалло", дала отличные результаты. На своем "ФордеЭскорт" Потапов помчал так, что ничего не смогли противопоставить на скользком покрытии ни вице-чемпион мира 1989 года итальянец Алессандро Фьорио, ни серебряный призер чемпионата Европы-97 Джанмарино Дзенере, ни восходящая звезда финского ралли Тони Гардемейстер. Эх, если бы не "вылет" с трассы на самом "убойном" допе "Албены" - "Варбице", быть бы Потапову лидером после первой секции ралли. К счастью, автомобиль почти не пострадал, а болгарские зрители быстро вернули газпромовский "Форд" на путь истинный. Каково же было удивление наших ребят, когда они услышали, что показали на "Варбице" шестое время, проиграв победителю, Фьорио, каких-то 18 секунд! Только тогда, признался Потапов, он поверил в то, что действительно может выиграть "Албену". Поверил - и бросился наверстывать упущенное. Следующий доп экипаж "Газпрома" ехал с отказавшим переговорным устройством, но тем не менее показал лучшее время! К старту очередного, десятого спецучастка не подоспела техничка, из-за чего Потапов почти двадцать километров вынужден был заниматься экономией топлива и все же умудрился показать второй результат вслед за Балдыковым. Одиннадцатый доп - "Карандилу" Потапов вновь проехал быстрее Фьорио и сократил отставание от итальянца до мизерных четырех секунд. Но, видно, не судьба! Уже после финиша этого спецучастка, на спуске к городу Сливен, где у пилотов был запланирован перерыв, на "Форде" Потапова срезало маховик двигателя. И вместо четырехсот очков за первое место Александр получил жирную "баранку"... Единственной отрадой для россиян стало в Болгарии третье место Балдыкова, всю гонку искавшего общий язык с "мировым раллийным автомобилем" и уступившего на финише победителю, Фьорио, чуть меньше трех минут. А потом был "Рейд Польский" с сотней экипажей и семью пилотами из так называемых листов приоритета ФИА на старте. Добавим еще неважную организацию гонки и явные симпатии польских судей к своим гонщикам. Но все это не помешало нашим пилотам вновь заявить о себе. Пропустив вперед только "Субару-Импреза WRC" чемпиона Европы Кшиштофа Холовчика и "Тойоту-Королла WRC" фирменного пилота "Тойоты-Кастроль" Роберта Грычынски, наши гонщики устроили на польском асфальте красивейшую дуэль за третье место. За четыре допа до финиша трехдневного ралли Потапов оторвался от Балдыкова почти на сорок секунд, и ижевчанин уже поздравил москвича с победой, когда на автомобиле Александра сначала вышел из строя привод колеса, а затем сломался рычаг подвески. Две с половиной минуты штрафа за опоздание на пункт контроля времени - Потапов лишь шестой... Следующая попытка поймать птицуудачу состоялась через неделю на следуШ ющем этапе европейского первенства болгарском "Хебросе". Уж на этой-то гонке, где "Газпром" выделил Александру "Форд-Эскорт WRC" "из-под" выступающего в чемпионате мира тольяттинца Никоненко, казалось, Потапов просто "разорвет" немногочисленных соперников. Но (опять это "но")... "Хорошая "восьмерка" поедет лучше этой кучи блестящего серебристого железа! - нерадостно констатировал он, попробовав новый автомобиль. - У этой машины от настоящего "ФордаЭскорт WRC" только название!" * Компьютер в блоке управления двигателем, настроенный под грунтовую трассу, на твердом покрытии оказался бессилен в прямом смысле слова - мотору не хватало мощности. А без достаточной тя-•аявавСергей Балдыков. Впервые за всю карьеру ему выпал шанс отличиться в чемпионате Европы.бильно "привозить" Потапову по нескольку секунд на каждом допе. Правда, никто другой на второе место, кроме него, посягнуть не смог, да ив ходе первого дня гонки Александр проиграл Ясену всего пять секунд. "Сегодня мы нашли просто замечательные настройки задней подвес-Чемпионат Положение после ралли "Хеброс"—Европы1. А. Даллавилла (Италия, "Субару-Импреза") - 640 очков; 2. Дж. Кунико (Италия. "Форд-Эскорт WRC") - 560; 3. А. Наварра (Италия. "Субару-Импреза") - 550; 4. П. Лонги (Италия, "Тойота-Селика") - 484; 5. С. Балдыков (Россия. "Субару-Импреза WRC") - 480; 6. Я. Попов (Болгария. "Форд-Эскорт WRC") - 440: ...17. А. Потапов (Россия. "Форд-Эскорт WRC") - 270.ги на колесах, как известно, не Ф бывает ни приемлемого разгона, ни торможения, уверенного управления автомобилем в поворотах. "Раскручиваешь на старте турбину бросаешь с цеп ление, а маши на, вместо того чтобы сорвать колеса в букс, чуть ли не глохнет..." - в отчаял нии хватался за голову По тапов. Так и пришлось стартовать на полумертвой машине, у которой к тому же возникли какието необъяснимые проблемы с тормозами... Разве не обидно - по классу на порядок превосходить соперников и быть обреченным на поражение?.. Конечно, Александр немного лукавил, ставя динамические характеристики своего "WRC" на один уровень с показателями "восьмерки". Но то, что серебристый автомобиль "Газпрома" на W асфальте далек от победных кондиций, стало ясно уже на первых спецучастках, когда лидер болгарских раллистов Ясен Попов, чей "Форд-Эскорт WRC" наши ребята легко обгоняли в Польше, начал ста-бе силы улыбнуться москвич на пресс-конференции. Но двенадцатый спецучасток "Хеброса" - "Святой Константин", крутым серпантином падающий с вершин Родоп к озеру Батак, лишил Потапова последних остатков оптимизма. Еще накануне после этого допа механикам "Газпрома" пришлось менять забарахлившую коробку передач. А сейчас на спуске перед крутым правым поворотом, где пилоту необходимо мгновенно осадить машину со 120 до 70 километров в час, Потапов не смог "воткнуть" ни четвертую, ни третью, ни вторую передачу. А на оставшейся первой машина с заблокированными колесами, развернувшись вокруг своей оси, влетела в тот самый злополучный отбойник... Нет, Потапов не сошел - повреждения для "Форда" не смертельные, но последующие восемь спецучастков превратились в сплошное мучение. "Мертвый" мотор, "ватные" тормоза, "больные" третья и четвертая передачи - удивительно, что москвич вообще добрался до финиша. Проиграв Попову меньше минуты, Александр все же заработал причитающиеся ему за второе место 150 очков... В свое время Потапову, не отвергающему всяческого рода прорицания, было предсказано много трудиться в этом году, но не рассчитывать на блестящий конечный результат. Зато в следующем сезоне... Сбудется ли это пророчество или Александр сможет перебороть судьбу и обстоятельства, покажут гонки в Германии, Греции и на Кипре. P. S. Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что вторая надежда россиян в чемпионате Европы Сергей Балдыков слег с тяжелым двусторонним воспалением легких и лишился реальной возможности возглавить промежуточную классификацию чемпионата после ралли "Дойчланд", на которое команда "Александров-ралли" возлагала немало надежд...ки, при которых автомобиль держит асфальт, как приклеенный. Так что, не имея мотора и тормозов, попробуем бороться с Поповым за счет подвески!" - нашел в сеЗР 8/98133