52
53
54
55
Мало того, как правило, чешские автомобили. ввезенные в нашу страну, - новые! Это вам не массовый перегон "секонд-хэнда", а цивилизованные официальные поставки. Успех "Шкоды" закономерен - умеренные цены, европейское качество, развитая дилерская сеть, доступные запасные части. Так что внимание к ней тех, кто ищет альтернативу отечественной и азиатской технике, вполне объяснимо. Давайте же познакомимся с теми машинами "шкодовской" гаммы, которые предлагают в России. Автозавод в чешском городе МладаБолеслав выпускает две базовые модели "Октавию" среднего класса (и среднего ценового уровня) и малолитражку "Фелицию"."ОКТАВИЯ" В ТРЕХ ВАРИАНТАХ... Нынешняя "Октавия" родилась всего два года назад. Это современный переднеприводный автомобиль с поперечным расположением двигателя. На нем может стоять один из пяти моторов концерна "Фольксваген". механическая или автоматическая коробка передач. В зависимости от отделки салона, дополнительного оборудования и ряда узлов предлагаются три варианта комплектации: LX - стандартная. GLX - комфортабельная и SLX - оснащение "люкс". Наш покупатель пока не слишком жалует модификации с дизелями или автоматическими коробками передач. Ему больше по душе те, что с бензиновыми моторами и механическими коробками - они и пользуются устойчивым спросом. Причем охотно"Шкода" - одна из самых популярных у нас машин зарубежного производства.Вадим КРЮЧКОВ, Владимир ОЛЕЙНИКОВ. Фото Сергея Иванова"Октавия" - добротный автомобиль среднего клв< берут как дорогую "Октавию-SLX" с полным набором дополнительного оборудования, четырехцилиндровым 20-клапанным (по пять на цилиндр) двигателем рабочим объемом 1800 см 3и мощностью 125 л. с , так и относительно дешевую LX с заслуженным, но очень тяговитым силовым агрегатом 1,6 литра мощностью 75 л. с. Совсем недавно в Россию стали поступать машины с двигателем нового поколения, тоже 1,6-литровым. У него полностью алюминиевый блок, по два клапана на цилиндр и впускной коллектор с изменяемой геометрией трубопровода. МощностьНу а что же потребительские качества? Они тоже новые - завод, много лет выпускавший дешевые малолитражки, успешно осилил производство комфортабельного автомобиля среднего класса. Наших покупателей наверняка порадовал объем багажника - 528 л. Со сложенными задними сиденьями он увеличивается до 1328 л. Причем (спасибо рациональной компоновке) ширина багажника в районе опор задних амортизаторов превышает один метр. Салон просторный, по-немецки жесткие передние и задние сиденья весьма удобны, рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по длине. Панель приборов из темно-серого пластика в солнечную погоду не отбрасывает бликов на ветровое стекло. Ее оформление хоть и не назовешь богатым, но все приборы, рычажки и тумблеры расположены удобно, а на ходу никаких скрипов она не издает. Даже в самой дешевой стандартной комплектации автомобиль оснащают бамперами, окрашенными в цвет кузова, гидроусилителем рулевого управления, регулируемым по высоте сиденьем водителя. Список дополнительного оборудования внушительный. В него входят четырехконтурная антиблокировочная тормозная система и задниеПанельприборов"Октавии"весьмаТабпица 1 Сравнительные характеристики автомобилей "Шкода-Октавия" ~ ' Параметр _ ^ Модель _^_^ 'ОктавияSLX1.8 20V" ХжтавияGLX1.6' "ОктавияLX1.6'Емкость багажника "Октавии" 528 литров.скромная, но функциональная.- 101 л. с , крутящий момент - 145 Нм при 3800 об/мин. Все три названных двигателя с каталитическим нейтрализатором и требуют неэтилированного бензина АИ-95. Допускается кратковременное использование АИ91, но опять-таки неэтилированного. Сравнительные характеристики и цены "октавий" в базовой комплектации вы найдете в табл.1. Чехи окрестили "Октавию" "Шкодой" с новым лицом. Это действительно так ив прямом, и в переносном смысле. Внешний облик автомобиля ничем не напоминает предшественников. В его дизайне явные немецкие мотивы - этакая солидность, основательность. Чему удивляться: "Шкода", как известно, дочернее предприятие "Фольксвагена", значит, так должно и быть. Приближение к семейству благородных немецких машин ощущается в оформлении передка: сложной формы капот, большие блок-фары, декоративная решетка радиатора в хромированной рамке с эмблемой "Шкоды". В общем "лицо" вполне фирменное и узнаваемое, как у "Дуди" или БМВ, и теперь новые стилевые решения будут продолжены в последующих моделях "Шкоды".Общие данные: число мест снаряженная масса кг полная масса, кг максимальная скорость км ч время разгона с места до 100 кмч . с разгон 60-100 км ч (IV передача), с разгон 80-120 км'ч (V передача), с расход топлива при 90 кмч . л 100 км Размеры, мм: длина ширина высота база колея спередисзади Двигатель: рабочий объем, с м3 диаметр цилиндра х ход поршня мм степень с * а тия число цилиндров число клапанов на цилиндр мощность. кВт (л. с.) обмин максимальный крутящий момент. H мобмин Трансмиссия: коробка передач механическая. передаточные числа 1 II III IV V 3-Х. главная передача Тормоза: спереди сзади Размер шин Цена в базовой комплектации, у. е. вентилируемые дисковые дисковые 19565R15 21400 I барабанные I барабанные 19565R15 18 000 17580RU 16 500 3.300 1.944 1.308 1.029 0.837 3.060 4.235 3.455 1.944 1.370 1.032 0.850 3.167 4.250 3.455 1.944 1.370 1.032 0 850 3.167 4.250 1734100 145-3800 1352800-3600 1781 81x86 4 10.3 45 92Г25.6003 1595 31x77 4 10.3 42 74 1101)5800 1598 76.5x86.9 9.8 42 55 (75)'4800 4511 1731 1429 2512 1516/1492 1265 1775 201 10.9 99 13.9 6.1 5 1190 1700 187 12.4 12.4 17.9 55 1160 1670 170 14.6 12.9 19.6 5.2дисковые тормоза, 15-дюймовые колеса из легкого сплава с покрышками 195/65R15, подушки безопасности для водителя и пассажира, в том числе защищающие от бокового удара, кондиционер, аудиосистема, окрашенные в цвет кузова зеркала, полный электропакет и т. д. В зависимости от модификации (LX, GLX. SLX) часть оборудования уже установлена на автомобиле, остальное покупатель заказывает за дополнительную плату. Как видим, флагман "Шкоды" вполне способен конкурировать с продукцией куда более именитых фирм. А учитывая чешские цены на автомобиль немецкого качества, можно простить ему пару недостатков, среди которых отметим ограниченное пространство для коленей задних пассажиров при полностью отодвинутых передних сиденьях. ...А "ФЕЛИЦИЯ" - В ЧЕТЫРЕХ "Фелиция" - прямой конкурент переднеприводным машинам ВАЗа и самая привлекательная по цене новая иномарка. Она потомок малолитражек "Фаворит" и "Форман", появившихся на свет еще в далеком 1987 году. Старая "Фелиция" образца 1994 года до деталей знакома нашим авто-ЗР 8/9853 N. л.сN «ВтМкр HwN лс N *1360 100кВтМкр. Мм"пс^кВтW KpНм8|l22.4 90 во 70 601108.8 95.2 816У!,751150 125 100•N 200 |§1224 5 108.890 80s 122.4 g108.81360IS O 80 Мкр 160 1 140 5" 120 100 8068.0 -SO 54.4 •40 40.8 -30 27.2 136 20/т >ч vPit/ / /lOOO 2000 3000 4000 5000 6000 вала п. обминf200 |952 - 70 81.6 60м ^ /X^4В175 1С 150 125 10095.2 -70 816 68.0 60 5068.0 - 50 544 40.8 27.2 40 30 20s\// /</ ////л40 8 27.230 20*ю- 0136 - 10 0- 0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 исло оборотов коленчатого вала п об мин13.6 - 10 0- 0 1000 2000 30Э0 4000 5000 6000 *.исло оборотов коленчатого вала п обмин"—*Самый 3мощный двигатель для "Октавии" 1800 см , пять клапанов на цилиндр, 125 л. с. мобилистам (ЗР, 1995, № 6; 1996, № 7; 1997, № 1: 1998, № 6), поэтому подробно описывать ее нет смысла. Но сейчас в Россию поступает обновленный вариант. И хэтчбек, и универсал облачены в модернизированный кузов, отличающийся от предшественника передней частью, выполненной ...в стиле Октавии". Теперь все "шкоды", образно говоря, на одно лицо. Изменены капот, облицовка радиатора, основные и противотуманные фары, передний бампер. Даже таблички на двери багажника с надписью "Фелиция" выполнены тем же шрифтом, что иу "Октавии". Габаритные размеры автомобиля остались прежними, но несколько увеличилась длина - на 28 мм у хэтчбека и на 32 мм у универсала. "Фелиция", бесспорно, прибавила в солидности, но салон, подвеска, трансмиссия. гамма двигателей остались теми же, что и прежде. Моторов предлагается четыре. Два родных "шкодовских" объемом 1.3 литра с карбюратором (58 л. с.) или распределенным впрыском (68 л. с.) и два "фольксвагенов-Мотор с алюминиевым блоком цилиндров. Рабочий объем -1600 см3, мощность -101 л. с. ских" - бензиновый 1,6 литра мощностью 75 л. с. и дизельный 1.9 литра 64 л. с. Из них самый популярный - карбюраторный. Оснащенный им автомобиль дешевле других. К тому же он не имеет нейтрализатора и его можно эксплуатировать на этилированном бензине. Главное, чтобы октановое число топлива было бы не ниже 91. Куда реже покупают "фелиции" с двигателем объемом 1,6 литра, а дизель и "шкодовский" мотор с системой впрыска топлива в России массовым спросом не пользуются. Автомобиль предлагают в двух вариантах оснащения: LX - стандартное, GLX - комплектация "люкс". Сравнительные характеристики модификаций "Шкоды-Фелиция" вы найдете в табл. 2.Двигатель "Фольксваген" мощи под капотом "Октавии". Такой же устанавливают ив богато оснащенные "срелиции". двигатель объемом 1,3 литра по-прежнему хорошо тянет на низких оборотах, поэтому, оказавшись за рулем "Фелиции", кто-то может вспомнить вождение отечественной "Волги". Вполне допустимо переключать передачи "внатяг" на оборотах 2-2,5 тысячи. А самая "рабочая" передача - третья можешь ехать со скоростью от тридцати до ста километров в час, не испытывая дискомфорта. И только стрелка тахометра напоминает, что ты выпадаешь из "зеленой зоны" 3-4,5 тысячи оборотов в минуту.Единственный случай, когда мотору не хватает мощности - быстрый разгон со ста километров в час. Нужно переходить с пятой передачи на четвертую и давить газ в пол. Кстати, на высоких скоростях заметны различия между моделями. Короткий хэтчбек, если не загружен, набрав СОПОСТАВИМ НА ХОДУ Начнем с "Фелиции". Оставшийся в на120 км/ч, начинает скакать по неровноследство от "социалистического прошлого" стям дороги, и все время приходится "подруливать". Совсем по-другому ведет себя универсал. При одинаковой с хэтчбеком "Фелиция" с новым "лицом" прибавила в солидбазе, но достаточно длинном заднем свености. се, он более плавный на ходу. И, что удивительно, практически не уступает своему меньшему собрату в разгонной динамике. Теперь сравним в деле "октавии" с двигателями 1,6 литра. Казалось бы, 101 против 75 л. с. - разница довольно существенная, но... Субъективно, по разгонной динамике они почти равны, вот только после 120 км/ч "Октавия-GLX 1,6" отрывается от своего собрата. В городе же, где основная борьба за "место под солнцем" идет в диапазоне скоростей от нуля до ше- стидесяти километров в час, разница в 26 л. с. не так уж существенна. Тем более, что старый "фольксвагеновский" силовой агрегат очень тяговит и уверенно разгоняет даже полностью груженную машину. Венец модельного ряда - "Октавия" с мотором объемом 1,8 литра. С ним машина существенно "злее". Причем этому способствует не только "табун под капотом", но и коробка передач с измененными передаточными числами и главной парой. А в общем, независимо от объема и мощности двигателя, "Шкода-Октавия" оставляет очень хорошее впечатление: комфортабельная подвеска, тишина в салоне. Гидроусилитель руля с переменной производительностью не лишает чувства дороги: при парковке вкрадчиво, без назойливости, помогает поворачивать колеса, а на высоких скоростях обладает точной обратной связью. Хороши и тормоза, причем независимо от того, дисковые они сзади или барабанные. ПОДВЕДЕМ ЧЕРТУ Итак, "Октавия" - хороший автомобиль для людей с достатком выше среднего, предпочитающих европейские машины японским и корейским. Выбор модификации - дело вкуса и финансовых возможностей. Отметим лишь, что "Октавия-LX" с 75сильным двигателем - наиболее практичная покупка. Во всяком случае, от своих более мощных и богато оснащенных сестер она отстает ненамного. А вот выигрыш в цене существенный. Имидж "Фелиции" уже сложился. Для одних - это первая иномарка после отечественного автомобиля, для других - вторая машина в семье. Предпочтение отдают дешевым модификациям, поскольку те, кто скопил на "Фелицию" "по максимуму" (около 14 тысяч долларов), вероятно, найдут средства и на "Октавию" "по минимуму". "Фелиция" с кузовом хэтчбек подходит для городских поездок - юркая, экономичная, достаточно шустрая. Часто за ее рулем можно увидеть женщину - видно, слабому полу простая, но уютная "Шкода" пришлась по душе. "Фелиция-Комби" - хороший семейный автомобиль с большим багажником, пригодный, помимо повседневной эксплуатации, для поездок в отпуск и на дачу. А ТЕПЕРЬ - ПОЛИЦЕЙСКАЯ "ШКОДА" В автомобильном мире "тюнингуют" все, что движется, - от "Фольксвагена-Жук" до "Ламборгини-Дьябло". При этом делают основной упор не на внешность, а на настройку подвески и доводку двигателя. А можно ли улучшить ставшую популярной в России "Шкоду-Фелицию"? Оказывается, да. Перед нами полицейский вариант "Шкода-Фелиция 1,6 спешл". Если не обращать внимания на мигалки, отбойник перед передним бампером да надписи "ГАИ", то с виду обычная машина. Но вот внутри... Салон несколько изменился, рядом со стандартным перчаточным боксом появился "бардачок" и полочки для документов. Центральная консоль дополнена специальным оборудованием: рация, управление сиренами, ну и, конечно же, громкоговорящее устройство. Чехлы на заднем сиденье из легко моющегося серенького кожзаменителя. Под сиденьем находим типично милицейский аксессуар - в середине подушки петля из меТаблица 2электронного оборудования. Ну и, конечно, поисковые фары и переносные прожекторы. Теперь заглянем под капот. Двигатель стандартный объемом 1,6 литра мощностью 75 л. с. Механическая часть осталась без изменений. А вот управляющий впрыском топлива электронный блок заменен на новый, обеспечивающий больший крутящий момент и позволяющий "раскручивать" мотор до 6,5 тысячи оборотов в минуту. Под днищем установлена стальная защита двигателя, а трубки топливопровода убраны в специальную нишу. Но главные изменения - в подвеске. Усиленные шаровые опоры, подшипники ступиц и нестандартные сайлент-блоки рассчитаны на экстремальные условия эксплуатации. Стойки и амортизаторы взяты от дизельной (1,9-литровой) модификации "Шкоды", пружины новые, а на задних стойках - еще и дополнительные. Итог переделок - отличная управляемость и плавность хода. По сравнению со стандартной модификацией - небо и земля. Колдобины теперь не страшны - энергоемкость подвески вызывает восхищение. Конечно, "Шкода" не догонит "ФордКраун Виктория" с 4,9-литровым двигателем, сумасшедшим набором скорости и прожорливостью грузовика. Зато этот простой, неприхотливый и очень функциональный патрульный автомобиль может свободнее маневрировать в городской толчее и влезать в узкие дворики старых кварталов. А уж про достоинства переднего привода и говорить не приходится. Теперь о ценах на такой автомобиль.Сравнительные характеристики автомобилей "Шкода-Фелиция"Параметр Общие данные. число мест снаряженная масса, кг полная масса, кг максимальная скорость, км/ч время разгона с места до 100 км/ч с расход топлива при 90 км/ч. л/100 км Размеры, мм: длина ширина высота 3883 1415 4237 1635 1420 | 2450 1420/1380 1415 | 1420 3883 4237 Модель ^___^ "ФелицияLX1.3' "ФелицияКомби LX 1,3' ФелицияLX1.6"ФелицияКомби 1Х1 . Г59201370980141(11040 14501080 1490145 17 5.7140 18 5.81М 12 5.8160 14 5.8Вамколея спередисзади объем багажника, л Двигатель: рабочий объем.см степень сжатия число цилиндров число клапанов на цилиндр мощность, кВт (л. с.)/ об мин максимальный крутящий момент H м/об/мин Тормоза: спереди сзади Размер шин Цена в базовой комплектации, у. е 9600 10500 94/300032721289 75.5x72447272|4471£9876.5x86.9диаметр цилиндра х ход поршня, мм8.8 4448 (58)/50009.8 4255 (751/4800 135/2800-3600 дисковые барабанные 165/70R13 [ 12500 | 13300таллического тросика. К ней можно пристегнуть преступника наручниками. В багажнике - резиновое корытце с высотой борта 12 см, две специально оборудованные ниши для монтажа радиостанции и прочегоДля ГАИ - $10 200, а полностью растаможенный - $15 800. Впрочем, за вычетом стоимости спецоборудования - мигалок и прочего - переплата получается не слишком значительной. Редакция благодарит фирму "Ааурин и Ко" за предоставленные на тест автомобили.ЗР 8/9855