234
ЗАЖИШ^гШpO'\oij\OB'r\MОткуда взялось столько коммутаторов систем зажигания? Почему они, как правило, невзаимозаменяемы? Можно ли прикрутить к "Волге" коммутатор от ЗИЛа?Михаил КОЛОДОЧКИН трансформатор. Со школы мы знаем, что трансформаторы работают только в сетях переменного тока. Так как напряжение бортовой сети автомобиля постоянное, нужен прерыватель. Замыкая-размыкая цепь первичной обмотки катушки, он фактически превращает постоянный ток в переменный. При этом резкое изменение первичного тока приводит к возникновению бросков напряжения в обеих обмотках катушки. Кстати, монтажники противоугонных систем часто блокируют работу системы зажигания именно тем, что подключают параллельно первичной обмотке диод, "съедающий" броски, - в результате все цепи целы, а система не работает. Вторичная обмотка - повышающая. Вырабатываемое ею напряжение подается на свечи зажигания. Энергия, необходимая для воспламенения рабочей смеси, накапливается в катушке при замкнутых контактах прерыватепя. Величина этой энергии пропорциональна квадрату протекающего по катушке тока. Отсюда понятно стремление создателей экономичных и экологически чистых двигателей увеличить этот ток. Появились катушки с малым сопротивлением первичной обмотки. Но именно на этом этапе и заупрямипась некогда безотказная "механика"... "закрыт". Ток катушки при этом проходит через полупроводниковый элемент - транзистор, для которого 6-8 ампер - нормальный режим работы. Очевидно, что контакты прерывателя в такой системе зажигания работают в облегченном режиме. А поскольку транзистор по сравнению с контактами переключается довольно быстро, то и вторичное напряжение катушки при прочих равных условиях тоже вырастает. • сли контактная группа того же ЗИЛа жизненно нуждалась в коммутаторе, то на первых "жигулях" такой проблемы не было. Их контакты периодически изнашивались, загрязнялись и требовали регулировки, но при всем том пятьдесят тысяч пробега выдерживали спокойно. Однако желание получить лучшее взамен хорошего привело к созданию целого поколения контактных электронных систем зажигания, предназначенных для работы с родной "жигулевской" катушкой. А поскольку закон Ома не позволял увеличить протекающий по ней ток, ф пришлось применить кардинально иное техническое решение. Речь идет о системах с накоплением энергии в конденсаторе. Работает подобная система так. Накопительный конденсатор заряжают через специальный преобразователь до напряжения примерно 400 вольт. При размыкании контактов конденсатор разряжается на первичную обмотку катушки через специальный полупроводниковый элемент. Таким элементом обычно является тиристор, а сами системы иногда называют тиристорными. Скорость нарастания вторичного напря- — жения в такой системе на порядок выше, чем в описанной здесь транзисторной. Однако продопжительность разряда становится в несколько раз ниже. До начала 80-х годов конденсаторныеля многих автомобилистов простота классической системы зажигания компенсирует все ее недостатки. О каких преимуществах электроники можно говорить с владельцем старенькой "Волги", пробежавшей расстояние до Луны и обратно безо всяких дополнительных штуковин между прерывателем и катушкой? А тут еще электронщики, решившие одержать над механикой чистую победу, создали "кошмар на улице ВАЗов" - коммутатор для "Самары". Первые партии этих изделий отличались настолько безобразным качеством, что многие мастерские навострились прилаживать к восьмеркам трамблеры от "Запорожца"... В глазах массового потребителя электроника была посрамлена на долгие годы вперед. Сегодня электронные системы победили, но отнюдь не нокаутом, а длительной осадой. Потребитель же по-прежнему остается один на один со своими проблемами и временами пытается приспособить на заглохшую "Газель" коммутатор от ЗИЛа. Бедняга не знает, что с таким же успехом можно прилаживать к "жигулям" "москвичовский" капот... Вот и оглашают пустынную трассу нецензурные проклятия в адрес электронщиков, воздвигнувших преграду между милой сердцу парочкой контактами и катушкой.ДЕНЗакапризничал прерыватель. КоммутиТому, кто привык полагаться только на ровать 3-4 ампера он привык, но от сотрудсамого себя, необходимо иметь хотя бы обничества с "низкоомной" катушкой отказалщее представление о принципиальных разся наотрез, отвечая на дальнейший рост толичиях в разнообразных устройствах, объека сильным обгоранием контактов. Для тодиненных общим термином "коммутатор". По го, чтобы увеличить ток через катушку, не крайней мере, это избавит от глупой траты подвергая насилию прерыватель, были созвремени на описанную выше процедуру. Да даны простейшие коммутаторы типа зилови не настолько это сложно, если особенно скихТК-102. не углубляться в дебри. Подобные устройства часто называют ачнем с азбуки. Катушка зажигания электронными ключами. При замкнутых конпредставляет собой, грубо говоря, тактах ключ "открыт", при разомкнутых -234ЗР 8/98