218
219
220
РЕМОНТ"ОПЕЛЬ-ОМЕГА": МЕНЯЕМ АМОРТИЗАТОРЫ И ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИЕвгений БОРИСЕНКОВ. Технический центр ЗР "Крестовский" Автомобиль "Опель-Омега 2,0i" 1988 года.Многие, к сожалению, обращают внимание на состояние амортизаторов лишь тогда, когда их стук уже не в состоянии заглушить даже мощная аудиосистема (Hi-Fi, 35 ватт на канал!), а машина в движении уподобляется мячу, скачущему по баскетбольной площадке. (Сравнительно недавно - ЗР, 1998, № 3 - мы об этом рассказывали.) Амортизатор - один из важнейших элементов подвески, сильно влияющий на устойчивость и управляемость автомобиля. В то же время он в значительной мере определяет плавность хода (несмотря на то, что эти требования порой плохо совместимы). Ведущие фирмы предлагают амортизаторы для самых разных условий эксплуатации и стилей вождения. Для особо привередливых (и для спортсменов в том числе) существуют конструкции с изменяемой жесткостью, которую можно регулировать прямо на автомобиле. А на некоторых моделях фирмы "Ситроен" для этих целей используется даже компьютер. Простому автолюбителю за амортизаторами надо следить. Диагностика несложна: нажимая сверху на крыло, попробуйте раскачать автомобиль. Исправный амортизатор погасит колебания не более чем за один двойной ход (вниз-вверх). Если на наружной его поверхности заметны потеки жидкости, не надейтесь, что неплотность сальника штока ко ­ гда-нибудь пройдет сама собой. Прекратится течь, когда исчезнет вся жидкость! В этом случае амортизатор нужно заменить или сдать в ремонт (самостоятельно заниматься восстановлением рядовому автолюбителю я бы не советовал - дело это достаточно тонкое). Для подвески типа "Мак-Ферсон" в продаже имеются амортизаторные "патроны", вставляемые в корпус стойки вместо "начинки".С помощью выколотки и молотка удаляем стопорную скобу тормозного шланга. Хозяин "Опеля-Омега 2fli" 1988 года выпуска предпочел "штатный" вариант.Кроме обычного набора инструмента, нам потребовались шестигранник "на 10" и ключ XZN М12, а также стяжки для пружин передней подвески. Для работы достаточно поднять автомобиль домкратом и установить на надежную подставку.Движением вниз и вбок выводим его из отверстия в кронштейне.Снимаем декоративный колпак (поддев его отверткой) и колесо. Выводим из пластмассового зажима кабель индикатора износа тормозных колодок.Ключом "на 19" отворачиваем гайку крепления нижнего шарнира стойки стабилизатора, удерживая шарнир от проворачивания ключом "на IT за лыску на пальце.218ЗР 8/98СвоимиСилами40 Вынимаем палец из отверстия в стабилизаторе. Ключом "на 19" отворачиваем два болта крепления скобы... Затем нужно было бы отвернуть болты крепления амортизаторной стойки к поворотному кулаку и разъединить эти детали. Однако оказалось, что извлечению нижнего болта мешает суппорт (что хорошо видно на фото 10). Чтобы его снять, необходимо шестигранником "на 10" отвернуть два болта крепления (см. фото 14) и, слегка разведя колодки, сдвинуть с тормозного диска. Нам .и снимаем ее с суппорта этого сделать не удалось - помешал высокий буртик, образовавшийся на тормозном диске в результате его чрезмерного износа. А раздвинуть колодки на значительную величину, утопив при этом поршень в цилиндр и одновременно переместив скобу в исходное положение на изрядно поработавшем узле, не так-то просто. Поэтому решено было его разобрать. (Ситуация для владельца десятилетней иномарки вполне реальная!) Извлечь колодки теперь не составляет никакого труда. Если взамен будут установлены новые, поршень удобно утопить в цилиндр с помощью клещей типа "кобра".Вынув направляющую суппорта из корпуса, отводим суппорт вперед.1 Л1HK-^j14мВ АУдерживая гайку ключом "на 19", головкой "на IT отворачиваем нижний болт крепления стойки к поворотному кулаку и извлекаем его.Аналогично поступаем с верхним болтом.Молотком через выколотку выбиваем пальцы крепления колодок в направлении, показанном на снимке, то есть изнутри наружу. Затем отверткой поддеваем металлический заРазъединяем стойку и поворотный кулак. щитный колпачок...Придерживая рукой пружину, сжимаем ее и отсоединяем от внутренней колодки разъем индикатора износа. 41 СвоимиСилами...и шестигранником "на 10" выворачиваем верхнюю направляющую суппорта.ЗР 8/98219 20ЖПомощник при этом должен удерживать стойку от падения, а после отсоединения вынуть ее из-под Снимаем верхнюю чашку пружины с защитным крыла. чехлом...Ж Шю п. г АA л. / я mi jgДля замены задних тормозных колодок вначале выбиваем пальцы. Делается это в противоположном, по сравнению с передними колодками, направлении - снаружи внутрь.iiОчищаем стойку от грязи и закрепляем в тисках. Ключами "на IT и "на 19" отворачиваем гайку ...и саму пружину. крепления верхнего шарнира (так же, как до этого - нижнего) и снимаем стойку стабилизатора.\Jj iС помощью стяжек сжимаем пружину. Здесь требуется особая осторожность. Стяжки должны быть достаточно прочными и надежно фиксировать пружину в сжатом состоянии.Переходим к задним амортизаторам. Ключом "на IT отворачиваем гайку крепления амортизатора к кузову. Шток придерживаем ключом "на 6" за ...и вынимаем из суппорта. специальную лыску на торце. После этого вывеСборку проводим в обратной посшиваем автомобиль и снимаем колесо. ледовательности. К этому несколько замечаний. Обратите внимание на состояние опор подшипников передних стоек. От этого в значительной мере зависит легкость и точность рулевого управления. Концы пружины при ее установке должны попасть в предназначенные для них подштамповки в опорных Ключом "на 24" отворачиваем гайку крепления чашках. подушки стойки. Шток удерживаем, как и раньБолты крепления тормозных скоб Ключом "на 22" отворачиваем болт крепления ше, "звездочкой" М12. установите на герметик. амортизатора к рычагу задней подвески... При установке заднего амортизатора сначала прикрепите к кузову его верхнюю часть. Затем, используя подставку, сжимайте пружину, опуская автомобиль до совпадения отверстий в нижнем ухе амортизатора и рычаге подвески. После этого заверните крепежный болт. И последнее. Перед выездом несколько раз нажмите на педаль тормоСнимаем подушку с оси вместе с опорным подза, чтобы привести его в рабочее сошипником. В данном случае он представляет состояние. бой капроновое кольцо (на фото - желтого цвета). ...и снимаем амортизатор.220ЗР 8/98СвоимиСмгами42