231
нет. Какое принять решение? Общий подход - никогда не ждите, что тормоза вдруг снова заработают. Многие попадали в аварии именно потому, что жали на педаль тормоза до последней секунды, надеясь, что машина вот-вот остановится, и даже не помышляли о других действиях. Попытайтесь выбрать направление маневра, обозначить его для других участников движения, сигналить. Если тормоза отказали перед перекрестком, а на пересекаемой улице полнымполно автомобилей, не пытайтесь проскочить в прямом направлении, это почти стопроцентная куча-мала из вашего и еще нескольких автомобилей. Лучше всего свер• нуть направо (рис. 1 и 2), впритык к тротуару (если это возможно), а то и на тротуар, чтобы машина перекрывала минимальную долю проезжей части, а другие водители могли обогнать (объехать) вас, почти не изменяя траектории. Такой прием позволяет иногда избежать столкновения ив том случае, когда вы не уступили дорогу, но не успеваете затормозить. Здесь, даже имея шанс совершить маневр, постарайтесь снизить скорость, как описано выше. Ситуация 3. Вы с ужасом видите, что возможностей для безопасного маневра # нет (на перекрестке все ряды заняты автомобилями, на тротуаре - пешеходы и т. п.) и авария неизбежна. Как свести последствия к минимуму? Запомните несколько азбучных истин. Первое место по тяжести увечий занимает лобовой или встречный удар. Очень опасен и боковой под прямым углом: машина может запросто перевернуться. Наименее опасен боковой скользящий. Вот на него и рассчитывайте, если нет других вариантов. Главное - выбрать минимальный "угол атаки", чтобы машину ф не раскрутило. Держите руль очень крепко: вырвавшись, он может сильно травмировать пальцы. Не старайтесь, маневрируя на машине без тормозов, заскочить в коридор, где нет машин. Велика вероятность оказаться наперекрестке под обстрелом других автомобилей, движущихся поперек, или до того задеть стоящие по сторонам машины. Такой удар "с перекрытием" (он показан на рис. 3) часто изменяет траекторию непредсказуемым образом и может иметь более тяжелые последствия, чем столкновение "бампер в бампер". Если удар в передний автомобиль неизбежен (что тут поделаешь!), нет смысла смещаться в сторону. И еще постарайтесь выбрать автомобиль-буфер подешевле. Наконец, несколько простых рекомендаций, которые предупредят об отказе тормозов и, надеюсь, сохранят кому-то нервы, автомобиль, а может, и жизнь. • Тормозя, старайтесь уже вначале приложить все необходимое усилие к педали - появится некоторый запас времени и расстояния в случае отказа тормозов. • Проверяя тормоза в гараже, жмите на педаль сильнее: пусть лучше трубка или шланг лопнут на стоянке, а не в дороге. Подобная "опрессовка" желательна перед каждым выездом, особенно на стареньком автомобиле. А после продолжительной стоянки тщательнейшим образом проверьте работоспособность тормозной системы. • Меняйте детали тормозной системы и тормозную жидкость не реже, чем этого требует руководство по эксплуатации автомобиля. После замены колодок обязательно накачайте тормозную жидкость в цилиндры, нажав несколько раз на педаль, прежде чем тронуться. • Преодолев брод или лужу, сразу просушите тормоза, слегка нажимая на педаль. Так же надо поступать, если прокатились по соленой снежной каше: зимой соль может образовывать на тормозных накладках прочное "антифрикционное покрытие". • После интенсивного торможения не держите ногу на тормозе: иначе возможны местный перегрев и коробление дисков. • Двигаясь по лесным дорогам, пересеченной местности, можно повредить тормозные шланги и трубки. Прежде чем выехать на шоссе, проверьте тормоза!II иПРОШУ ОБЪЯСНИТЬИзвините за необычный вопрос! Почему во время автошоу автомобиль "ставят" на два колеса, используя специальный трамплин, на который въезжают одной стороной? Не проще ли сделать это путем энергичного маневра, чтобы машина сама была опрокинута центробежной силой? Нет, не проще. Современный легковой автомобиль всегда спроектирован таким образом, что при любом, даже самом "энергичном" повороте на ровной площадке действующие на него инерционные силы (вы назвали их "центробежными") не могут создать момента, достаточного для опрокидывания, - раньше наступает срыв в занос, боковое скольжение и т. п. Можно, конечно, возразить - мол, машины все-таки опрокидываются. Если это происходит с легковым автомобилем при нормальной его загрузке, то обязательно нужно разобраться во всех деталях происшествия. Например, при маневре на гладком дорожном покрытии машина перешла в боковое скольжение, а затем уперлась хотя бы одним колесом в преграду: выступающий над покрытием люк, кромку глубокой выбоины, бордюр и т. д. В этом случае полностью исключить возможность опрокидывания действительно довольно трудно. Очень важно и то, как загружена машина. Перегрузка ее (даже если иметь в виду заполнение только объемов салона и багажника), как правило, перемещает "центр массы" вверх относительно расчетного. Конечно, наиболее опасен с этой точки зрения багажник на крыше, особенно загруженный сверх разумной меры. Очень многие джипы в сравнении с обычными легковыми автомобилями по этой причине требуют повышенной квалификации водителя во время выполнения маневра: более "валкие" в поворотах, они особенно опасны при боковом скольжении с последующим "упором" в препятствие. Итак, если у вас исправный и правильно загруженный легковой автомобиль, а под колесами достаточно ровное покрытие, то вы вправе рассчитывать на устойчивость даже таких машин, как "Жигули", "Волга", "Москвич", то есть далеко не самых современных. Опрокинуть их одним движением руля вам вряд ли удастся.ЗР 8/98231