147
И БОЛЯЧКИкое качество. Его цена с установкой 7,5-10 тысяч рублей, в зависимости от модели автомобиля. БОЛЕЗНИ. О потребительских качествах газобаллонного оборудования судят по нескольким параметрам: стабильности холостого хода, динамике автомобиля и удельному расходу топлива. Если регулировать холостые обороты приходится только вследствие загрязнения воздушного фильтра, не ощущается особой разницы в разгоне автомобиля на бензине и газе и расход его не более чем на 10% превышает расход бензина, можно считать, что газовая система автомобиля работает нормально. Самый распространенный признак неисправности аппаратуры - перерасход топлива. Если он не превышает 20%, то проблема обычно решается заменой загрязненного воздушного фильтра и настройкой редуктора. Переобогащение топливной смеси дает о себе знать и появлением запаха газа в салоне во время движения. При большем перерасходе газа требуется уже "хирургическое" вмешательство специалистов. Обычно приходится заменять погнутые рычаги редуктора, изношенные уплотнения клапанов или поврежденные диафрагмы. Кстати, чаще всего ограничивает ресурс оборудования именно износ или потеря эластичности резиновых деталей в подвижных узлах редуктора и электромагнитных клапанах. Об этом сигнализирует устойчивый запах газа под капотом, куда ему открывается свободный выход. Противоположность переобогащению - недостаточная подача газа. Если это проявляется только на режимах холостого хода и малых оборотов двигателя, то неисправность следует искать в вакуумном контуре управления. В других случаях причиной топливного голодания может быть засорение газового электромагнитного клапана или неисправность электроцепи его обмотки. Бывает и так, что аппаратура, верой и правдой прослужившая несколько лет, начинает досаждать внезапными отказами и сбоями, причем видимых причин тому обнаружить не удается. Картину прояснит диагностика редуктора на пневмостенде. Чаще всего непонятное поведение бывает вызвано потерей эластичности чувствительной диафрагмы второй ступени редуктора. До сих пор именно качество диафрагм остается ахиллесовой пятой большинства отечественных приборов. СТРАШИЛКИ. Нельзя оставить без внимания и теневые стороны газификации личного автотранспорта, тем более что даже в прессе можно встретить обывательские рассуждения, граничащие с суевериями, о фатальных последствиях применения газового топлива. Обычные сообщения об утечках газа и пожарах отнесем на совесть нерадивых владельцев, не уделяющих элементарного внимания автомобилю. Да, газовое оборудование требует ежедневного осмотра, но этого простого действия достаточно для предупреждения неприятностей, поскольку все необходимые меры безопасности уже заложены в конструкцию оборудования, а монтаж, выполненный специалистами, не теряет надежности. Единственная опасность для двигателя, как ни странно, вытекает из высокой детонационной стойкости газового топлива, октановое число которого около 100. Обычный дпя бензина сигнал тревоги "стук пальцев", вызванный детонацией от слишком раннего зажигания, при работе на газовом топливе не возникает. Также опасно чрезмерное обеднение смеси. Она горит медленнее нормальной и при определенном стечении факторов может догорать в фазе выпуска, перегревая выпускные клапаны (это, кстати, происходит и на обедненной бензиновой смеси). Поэтому рекомендации автомобилистам, которые перешли на газовое топливо, предельно просты: регулярно проверяйте работу системы зажигания по детонации на бензине и не увеличивайте угол опережения зажигания при работе на газе более чем на 5 градусов. Владельцам "волг" и "газелей" следует иметь в виду, что двигатели ЗМЗ-402 и особенно ЗМЗ-406, как показал опыт работы на газовом топливе, при позднем зажигании и обогащенной смеси бывают склонны к "помпажу", который дает о себе знать хлопками в карбюраторе. При появлении этого симптома надо немедленно перевести двигатель на бензин и отрегулировать угол опережения зажигания и систему подачи газа. Выполняя эти нехитрые требования, удается эксплуатировать двигатель дольше, чем при работе на бензине.ПРОПАЛ ПРОПАН...Юрий НЕЧЕТОВ Недолго радовались владельцы автомобилей, оснащенных системами питания сжиженным нефтяным газом (СНГ). Летне-осеннее изобилие и дешевизна к зиме сменились уже забытыми многочасовыми очередями на газовых "заправках" и стремительно растущими ценами. Кое-где стоимость газового топлива сравнялась с бензиновым. В чем же дело? Первая причина - на поверхности: предложение, как обычно, не поспевает за резко возросшим спросом. Например, только Москве в декабре 1999-го потребовалось уже 100 тыс. тонн СНГ, тогда как основной и до недавних пор единственный поставщик - Московский нефтеперерабатывающий завод дает всего 65 тыс. тонн в месяц. Но в столице власти хоть цену держат низкую, в других же регионах она торопится за спросом. Есть и другой фактор: раньше заводы, как правило, покупали нефть и продавали продукты ее переработки, теперь они лишь выполняют заказы нефтедобывающих компаний, которым и принадлежат все конечные продукты. А уж там-то знают, как "регулировать" цены на топливо, подтягивая их к мировым, - вспомните летний бензиновый кризис. Между прочим, запасы нефти и сопутствующего ей газа ограниченны и один из кандидатов на их замену - газ природный. Но это тема отдельного разговора.I1/2ОО0147