ШиныДЛЯ ЛЬДОВ ВСЕХ КОНТИНЕНТОВПротектор новых шин срисован с... лягушачьих лапок.Антон УТКИН Настоящую сенсацию преподнес автомобилистам германский концерн "Континенталь" - при разработке новой зимней шины TS780 инженеры воспользовались достижениями бионики. Напомним: эта наука исследует методы внедрения в технику решений, найденных самой природой. Один из ярких примеров - застежка-"липучка", идею которой подсказали соцветия репейника. В автомобипестроении (в отличие, скажем, от авиации) до этого бионика практически не применялась, разве что шаровые шарниры подвески и рулевых тяг явно напоминают ппечевой и тазобедренный суставы... И вот - открытие, развернувшее новые горизонты перед разработчиками автомобильных шин. Изучая способность некоторых земноводных цепко удерживаться на скользких поверхностях, ученые обнаружипи, что в этом заслуга не только присосок на пальцах. Например, древесные пягушки ловко лазают и по листве, где вакуум уже не помощник - попробуй присосаться, когда под ногами нечто зыбкое, податливое, да еще с прожилками... Как выяснилось, кожа на папьцах древолазов покрыта густой сеткой разрезов с ячейками шестиугольной формы. Воспроизведя нечто похожее из резины, исследователи были поражены великолепными фрикционными свойствами полученного материала разрезы цеплялись острыми кромками за мельчайшие шероховатости, не срываясь в скольжение даже при передаче немалых моментов трения. Секрет оказался в том, что шестигранные (торец - не в счет) столбики резины этого своеобразного протектора не могут перемещаться относительно друг друга: со всех сторон столбик тесно зажат соседями. Отсюда уникальная возможность сделать столбики мягкими и эластичными (а значит, очень цепкими), но одновременно избежать их вредной податпивости к изгибу и срыва кромок с микровыступов сопряженной поверхности. 50 1/2000 ЗР Исландии - там фирма "Континенталь" устроила демонстрацию новинки. Ледник Лангйокуль - заснеженная равнина под сотню километров в поперечнике - где еще в Европе найдешь такой полигон ранней осенью? Пару часов езды от Рейкьявика- и мы на месте. Несколько новеньких "фольксвагенов-гольф" и одна "Альфа-Ромео-145" ждали журналистов на расчищенной площадке. С любопытством сажусь за руль ярко-желтой "Альфы" и сквозь пепену внезапно поднявшейся пурги устремляюсь на обозначенную флажками трассу. Извилистая дорога местами протерта до льда - его блестящие, отшлифованные горбы шириной до двух метров выглядывают из-под утрамбованного снега. Проездив полгода по чистому асфальту, ощутить под колесами настоящий каток - весьма изысканное удовольствие, особенно если уверен, что кругом никого, а слева и справа - мягкая перина свеженаметенных сугробов... На этот раз не станем депать упор на оценке поведения шин в "спортивных" режимах. Ведь зимние шины покупают, как правипо, не для того, чтобы спомя голову гонять по ледникам. А вот ежедневно доезжать без приключений на работу и домой по обпеденелому шоссе с интенсивным движением - вполне законное желание того, кто потратил три-четыре сотни долларов на зимний комппект "обуви". Потому опробуем модель TS780 с позиции не очень опытного, зато осторожного водителя. Итак, упражнение первое - разгон. Имитируя водителя, не чувствующего пробуксовку, давлю на газ по принципу "чем сильнее - тем быстрее", тем более что форсированный 1,4-литровый моторчик "Альфы" на низких оборотах совсем не тянет. Передние ведущие колеса работают в белой каше, как роторы миксера в сливках, заглушая своим визгом вой из-под капота. Но машина уверенно попзет вперед, постепенно набирая скорость и оставляя позади завесу снежной пыли. Экзамен второй - имитация испуга. Разогнавшись до 80 км/ч (крейсерский режим для пустынной зимней трассы), представпяю впереди неожиданное препятствие - трактор, лося, пешехода или что-то еще. "Оцепенев от страха", бью поЗимняя шина "Континенталь TS780".Лабораторные испытания опытных образцов шин с шестиугольной сеткой разрезов протектора подтвердили их главное достоинство: сцепные свойства на скользком покрытии практически одинаковы при любом направлении силы в плоскости контакта. Еще более наглядными стали сравнительные испытания. Шины предыдущих по копений с прямыми или даже зигзагообразными разрезами рождались в муках компромиссов - улучшение динамики разгона и торможения неизбежно вызывало ухудшение сцепления в поперечном направлении, то есть в поворотах, и наоборот. В технике вообще принято считать: специальное всегда лучше универсального. У шин - победительниц сравнительных тестов, обставивших соперниц в пяти-семи упражнениях, обязательно были свои "пунктики", которые они провапивали конкурентам. Например, такой: зубастое колесо отлично гребет по снегу и глине, но неизбежно шумит на асфальте. Иная шина лучше разгоняется на льду, но слабее держит в повороте. "Конти" делает заявку на универсальность уже на ином витке технического развития. Неужели и впрямь зеленая попрыгунья помогла инженерам из Ганновера создать зимнюю шину, безопасную не топько для пилотов авторалли, но и для простых "чайников"? Проверить это мы смогли в