102
МЫ И АВТОМОБИЛЬДеньгиКУДА ВЛОЖИЛИ ЦЕЛЕВЫЕ ВКЛАДЫ?Граждане в очередной раз поверили своему государству. И государство в очередной раз их обмануло.Игорь МОРЖАРЕТТО В течение нескольких лет по дороге на работу я наблюдал одну и ту же картину: толпа людей у закрытых дверей Министерства торговли России. Зиму сменяло лето, а люди оставались. Это были лесорубы и нефтяники, золотодобытчики и водителидальнобойщики, рыбаки и железнодорожники - трудяги со строек БАМа, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. ВНЕОЧЕРЕДНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА ГРАБЛИ В 70-е - 80-е годы уже никто не верил в то, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", и романтика ударных комсомольских строек существовала только в фильмах-агитках. Но сами стройки-то существовали, и надо было как-то заманивать туда комсомольцев-добровольцев. А они, хоть и состояли в большинстве своем в рядах ВЛКСМ, за работу в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока требовали хорошую зарплату, а также возможность эти деньги превратить в остродефицитные товары. Тогда-то и родилась идея целевых чеков на приобретение легкового автомобиля - надо сказать, возможная лишь при развитом социалистическом и позднем рабовладельческом строе - когда некто, работающий, скажем, на экскаваторе в Нерюнгри, часть своей зарплаты перечисляет на целевой счет. И так в течение пяти лет (если отказываешься от законного отпуска, срок может быть сокращен на 2,5 года). А потом приходишь с этим чеком и получаешь (!!!) желанные "Жигули" (!!!) или даже (!!!) "Волгу"! Система эта, надо сказать, исправно работала в течение нескольких лет: российский Север получал рабочую силу (простите, комсомольцев-добровольцев), а по окончании контракта народ уезжал домой на собственном авто. Желающих было столько, что с 1990 года временно перестали открывать новые целевые вклады, иначе отечественный автопром мог просто не справиться с числом заказов. А с января 1992 года в стра102 1/2000 ЗР не начались экономические реформы "по Гайдару" и система целевых вкладов на приобретение автомобилей в одну секунду рухнула - деньга-то шли через родной Сбербанк! К этому моменту в списках на машины стояло 360 тысяч человек - граждан отныне суверенных России, Украины, Белоруссии... БИТВА ЗА МЕТАЛЛ Сражение за право получить уже оплаченные автомобили продолжалось много лет и проходило с соблюдением всех правил военного искусства - с наступлениями и отступлениями, обходными маневрами, засадами и пр. Чего стоили постоянные пикеты бывших северян у зданий Минтор. Ф^г* га, Минфи•£«**-• ) дарственным внутренним долгом Российской Федерации (слава Богу, не туалетной бумагой - а ведь могли бы!). Погашение целевых чеков должно производиться "в соответствии с Государственной программой погашения государственного долга Российской Федерации". Так написано в Законе 1995 года. Только вот программы такой по сей день нет. Вместо нее, как нам рассказала заместитель руководителя Департамента управления государственным внутренним долгом Минфина РФ Елена Мартьянова, принимались специальные решения, постановления или распоряжения нашего Правительства так что процесс погашения целевых чеков худо-бедно идет. Правда, про "жигули" и "волги", обещанные северянам, давно забыли, и за праведные труды в условиях вечной мерзлоты ныне предлагают конструктор для умельцев под названием "автомобиль "Москвич-2141". Может, десять лет назад он и был "голубой мечтой", но с тех пор мы увидели и узнали, что такое качественный автомобиль. К заводу "Мо-Л -'на, Госдумы, Управления Сбербанка РФ! Один из министров, говорят, придумал такой способ выхода из здания: его персональный автомобиль подавали к главному подъезду, а он в это время выскальзывал через черный ход... Спустя каких-то три года первый этап закончился победой трудящихся: федеральным Законом "О долговых товарных обязательствах" от 1 июня 1995 года № 86-ФЗ целевые чеки на приобретение легковых автомобилей, выданные в свое время "работникам важнейших народнохозяйственных строек Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера" (так в документе), признаны госу-сквич это понятие не относится его руководители с легким сердцем сплавляют бамовцам машины без трамблера, катушки зажигания, обивки дверей, стекол и т. д. И берут - а что делать, особенно граждане бывшего СССР, ныне проживающие в суверенных Украине, Казахстане и др. За 9 месяцев 1999 года "москвичи" решились взять всего 2000 человек. Многие с удовольствием бы от такого "подарка судьбы" отказались бы. И в большинстве своем - отказываются, требуя взамен денег. На это есть у них законное право. Правда, только держатели чеков 1991 года получали деньги полностью: имеешь