148
149
ГДЕ ВПРЫСК, ТАМ И КОНТРОЛЬДля диагностики всех впрысковых автомобилей ВАЗ и ГАЗ в Самаре разработали мотор-тестер, доступный и кустарю-одиночке.Евгений БОРИСЕНКОВ Недолгая история внедрения электронного управления двигателем на ВАЗе началась в 80-е годы: первые системы поставляла "Дженерал моторе". Но для российского рынка цена автомобиля с импортными комплектующими оказалась слишком высокой. Поставили цель - создать собственную конструкцию, не уступающую "джи-эмовской" и полностью с ней взаимозаменяемую. К вазовским разработчикам присоединилась инициативная группа из оборонки во главе с Василием Цатуровым. Плодом совместных усилий стала система 'Январь". Но работоспособность электроники "на ощупь" не проверишь, а значит, нужны средства контроля и диагностики. Для решения этой, не менее сложной задачи на базе инициативной группы в марте 1994 года в Самаре родилось ТОО "Новые технологические системы". Первое его детище - стенд для проверки характеристик системы управления двигателем в условиях производства, способный в считанные минуты "переварить" несколько сотен параметров. Один из них по сей день используют на ВАЗе для входного контроля, второй - в ОТК завода - изготовителя блоков. А как же ремонтники? Ведь на базе дорогущих импортных тестеров сервисную сеть не создать. Нужен многофункциональный, надежный и при этом недорогой прибор. На средства двух заинтересованных предприятий - ВАЗа и ГАЗа в Самаре разработали и освоили тестер ДСТ-2. Состоит прибор из трех основных частей: собственно аппарата, сменных картриджей и соединительного кабеля. Каждый картридж - дпя работы со "своим" типом контроллера ('Январь", "Джи-Эм", "Бош" и т.д.). Кабелей два варианта - дпя автомобилей Волжского и Горьковского автозаводов. Возможности небольшого прибора впечатляют. "Разговаривать" с пользователем он может на двух языках - английском и, что особенно приятно, русском. В режиме "Ошибки" на экране высвечиваются цифровые коды той или иной неисправности, хранящиеся в памяти контроллера машины. К примеру, перестал поступать сигнал от датчика скорости 148 1/2000 ЗРФутляр и его содержимое диагностический прибор впрысковых моторов ДСТ-2.NTS[в Россииавтомобиля. Сей дефект зашифрован под цифрой 24. Но бежать за переводной таблицей не надо - она в памяти тестера. Кроме прошлых, можно видеть и текущие неполадки. Режим "Параметры" позволяет оценить работу двигателя и при движении автомобиля - напряжение в бортовой сети, детонацию, обороты, состав смеси, скорость движения и многое другое. Поскольку одновременно все параметры на экране не умещаются, они объединены в группы, которые можно просматривать поочередно. Порой для выявления плавающего дефекта нужно "ловить" его в динамике. Для этого предусмотрен режим "Сбор данных". Фактически прибор составляет таблицу изменения "криминального" параметра во времени. Например, по скачкам напряжения легко вычислить дефектный реле-регулятор. Тестер годится не только для поиска неисправностей. С его помощью можно настроить контроллер, изменив, например, угол опережения зажигания, "покрутить"Настроить впрысковый мотор можно только через посредника.электронный октан-корректор, выставить обороты холостого хода, подрегулировать СО и т.д. Собирают прибор здесь же, в "Новых технологических системах". Причем весь процесс организован как следует. Тестер сертифицирован в Росстандарте и имеет годовую гарантию, обеспеченную технологией изготовления и ' импортной элементной базой с индустриальным (от 40 до +100°С) диапазоном рабочих температур. Отечественные комплектующие, к сожалению, не подошли - уж очень нестабильно вели себя в жару и на морозе, а экрана нужного размера и вовсе не нашлось. Все готовые приборы подвергают выходному контролю. Сначала около четырех часов выдерживают при -25° С, тут же нагревают до +60° С и оставляют "жариться" три часа. Выдержавшие термоудар восемь часов трудятся в режиме обмена информацией с контроллером. Условия жесткие. Но если приглядеться - чем не "климат" холодного гаража, отапливаемого "змеем горынычем" лишь во время работы? Последний этап - демонстрация возможностей купленного прибора заказчику и упаковка комплекта в симпатичную сумку, которая сама по себе могла бы пользоваться неплохим спросом. Кстати, изделие по достоинству оценилиТолько включи разъем - капот можно не открывать: неисправность через секунду появится на экране.№:*?"-'. ' 1" 1 Г .| | | Альтернатива за рубежом. Тестер поставляют в восемь стран, включая ЮАР, Бельгию и Италию. К сожалению, дилерская сеть фирмы только формируется, и пока потенциальным покупателям приходится обращаться к производителю. Цена комплекта - около тысячи долларов. Но есть и значительно более дешевая версия прибора - ДСТ-4. Предназначенная для работы с одним типом контроллера (например, только с 'Январем"), она не имеет сменных картриджей. На ее базе сделан маршрутный компьютер. Получая информацию непосредственно от контроллера, он проинформирует водителя о времени в пути, среднем и мгновенном расходе топлива, средней скорости и т.д. Если перед поездкой в него заложить расписание движения, он подскажет, насколько нужно уменьшить или увеличить скорость, чтобы приехать вовремя. В качестве штурманского прибора он уже прижился у спортсменов. Стоит эта полезная вещь около 250 долларов. Есть и другие интересные разработки. Тестер периферийных устройств ДСТ-6 проходит сейчас испытания на станциях технического обслуживания в Самаре. Он не использует данные контроллера, а подключается непосредственно к датчикам и исполнительным механизмам автомобиля. Можно, например, проверить исправность регулятора холостого хода, датчиков положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха и других. Для контроля работы форсунок в комплект входит специальный манометр. Недавно выпущена компьютерная программа "Мотор-тестер". Подключив обычный персональный компьютер через согласующее устройство к диагностическому разъему автомобиля и "загрузив" программу, специалист получает исследовательский комплекс с огромными возможностями. Кроме этого, здесь спроектирован стенд для отладки программы управления двигателем и диагностических программ. А по заказу самарской ГИБДД сделали даже блок управления светофорами. Он не только управляет сменой сигналов и "зеленой волной", но и... прогревает лампы перед включением - так они дольше служат. В ближайших планах - приборы технологического контроля: тестер для автоматического управления отопителем на автомобилях "десятого" семейства, стенд для пуска и проверки двигателя перед установкой его на машину, стенд для испытаний электроусилителя руля. Последние две работы ведутся по заказу ВАЗа. Вы, должно быть, заметили, что все изделия НТС носят четные номера. Говорят, это приносит удачу. Надеемся, не только создателям.ЛHI»ИСКРАвольтным выводом (рис. 1). Но работает двухвыводная точно так же, как и ее предшественница. Заметим, что одновременно возникают не два разряда, а один! Две синхронные искры в разных цилиндрах - на самом деле один и тот же разряд, ток которого протекает через последовательно соединенные искровые промежутки свечей. При этом полезна лишь одна из упомянутых искр - чтобы разобраться в этом, обратимся к рис. 2. Выводы левой по схеме катушки зажигания соединены со свечами первого и четвертого цилиндров. При размыкании тока первичной обмотки катушки произойдет пробой искровых промежутков обоих цилиндров, однако выделяющаяся при этом энергия искрового разряда распределитсяКатушкой зажигания быть нелегко. Как правило, она одна, а цилиндров - много.Михаил КОЛОДОЧКИН Приходится катушке сотрудничать с высоковольтным распределителем - в одиночку ей все свечи не обслужить. Распределитель ощущает свою значимость и позволяет себе капризничать - то у него бегунок пробьется, то уголек в крышке зависнет. При всем при том отказывается работать в грязи, но панически боится влажной уборки. А если хозяин вздумает установить мощную систему зажигания, то искровой разряд может просто свернуть с дороги от катушки до свечи, отыскав более короткий путь к "массе". Чтобы избавиться от скандального коллеги, катушка обзавелась вторым высоко1К1»—1¥SiC"2»(И(Рис. 2. Так работают две двухвыводные катушки зажигания в четырехтактном четырехцилиндровом двигателе. Красным цветом условно отмечены моменты "полезного" искрообразования, синим - "холостые" разряды.Рис. 1. Одно- и двухвыводные катушки зажигания: почти одинаковые, но - совершенно разные... Начало и конец каждой из обмоток условно обозначены символами Hи К. В двухвыводной катушке отсутствует контакт между первичной и вторичной обмотками, при этом вторичная обмотка состоит из нескольких секций и располагается поверх первичной.между ними по-разному. Ее величина прямо пропорциональна давлению в цилиндре, поэтому первый цилиндр имеет большое преимущество перед четвертым, напрямую соединенным с атмосферой. В результате в первом цилиндре произойдет воспламенение рабочей смеси, а в четвертом бесполезно рассеется энергия, сопоставимая по величине с потерями в искровых промежутках разжалованного трамблера. Через один такт картина изменится - разряд в четвертом цилиндре совпадет с окончанием такта сжатия, а в первом сработает вхолостую. Вторая катушка аналогичным образом командует вторым и третьим цилиндрами. Чтобы обеспечить порядок срабатывания катушек зажигания, достаточно поочередно подключать к низковольтному источнику питания их первичные обмотки зр 1/2000 149