72
73
РЫНОКЭкспертизаНАСОС НЕ ЛЮБИТ СУХОМЯТКИКазалось бы, электромоторы должны "генетически ненавидеть" жидкости вообще и бензин - в особенности. Однако якорь, коллектор и щетки электрического бензонасоса постоянно купаются в бензине.Михаил КОЛОДОЧКИН Система, в которой присутствуют коллекторный моторчик - большой любитель искрить, и бензин - большой любитель гореть, должна работать как часы - это очевидно. Объект очередной экспертизы - топливные электронасосы для автомобиля, первым в нашей стране освоившего впрыск. Речь идет о "Вопге". Насос на ней расположен вне бензобака примерно под задним сиденьем. Нам удапось приобрести четыре идентичных издепия - два наших и два импортных (фото 1-4). Отметим, что импортные, как обычно, в 4-5 раз дороже. Поскопьку все насосы неразборные, то сначапа испытаем их в действии, а потом ознакомимся с устройством. Требуется от них не так уж много обеспечивать нужную производитепьность и развивать требуемое давление Насколько они с этим справляются, видно из таблицы. С производительностью на свободный слив все в порядке полученные данные вполне соответствуют справочным сведениям из литературы. А вот при работе "на пробку" усердия хватило не у всех. Если оба иностранца легко выдали свои 8-8,5 кгс/см2, а старооскольский насос ограничил рвение на уровне 5,2 (кстати, хороший 72 1/2000 зр результат), то сибиряк откровенно закапризничал Пульсации давления от 3,5 до 4,5 кгс/см2 сопровождались ощутимым нагревом и повышенной шумностью работы. О дурном нраве отечественных насосов нас предупреждали и продавцы, и ремонтники - дескать, гудят, греются и бопьше попугода не служат. Тем интереснее, что в них заложено такое нехорошее, чего нет в иностранных? Или наоборот, не заложено? Сначала обрисуем общие черты. Электродвигатель и насосная секция смонтированы в одном корпусе. Поскольку двигатель постоянного тока требует обязательного соблюдения полярности, то клеммы для подкпючения проводки различаются: "плюс" - поменьше, с резьбой М4, а "минус" - побольше, с резьбой М5. Бензин прокачивается через весь мотор, охлаждая его. Обратный клапан в выходном штуцере препятствует спиву топлива из системы поспе выкпючения бензонасоса. Насосная секция снабжена предохранительным клапаном. Переходим к изюминкам. "Бошевский" и тюменский насосы напоминают пару "принц и нищий" - абсолют-:98Т092 фирмы "Пирбург". Цена РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ БЕНЗОНАСОСОВ Производительность Давление на свободный слив, нулевой подачи irt Г_ кгс/см21308.55,21354. Насос 50.1139 старооскольского завода АТЭ. Цена - 30-35 у. е. ное внешнее сходство при весьма различном культурном уровне. Конструктивно насосы одинаковы - насосная секция расположена со стороны входа топлива в насос, а ее рабочим эпементом спужит эксцентрично расположенный дисковый ротор с пятью прорезями. В прорезях - ципиндрические ропики, играющие роль уплотнения между пятью секциями насоса. При работе каждая такая секция за счет эксцентриситета постоянно меняет свой объем, увепичивая его при прохождении зоны забора топлива. Создающееся при этом разрежение засасывает бензин в насос. Интересная особенность конструкции - единая неподвижная ось дпя роторов насосной секции и электродвигателя.жателями в стальном цилиндре, который служит также дистанционной втулкой между насосной секцией и щеткодержателем. А где же отличия? Во-первых, в тюменском варианте исчез сетчатый фильтр на входе насоса - непонятное и непроститепьное упрощение. Вовторых, обратите внимание на фото 5 - перепутать "близнецов" трудно. Сверкающий "немец" смотрится явно лучше... Цена успеха - внимание к мелочам. В "бошевском" насосе нет облупленных магнитов и перекошенных резиновых уплотнений, а его якорь не становится белесым поспе купания в бензине. Из обмотки ротора не высовываются странные куски провода - может, именно из-за них тюменский насос не 6. Обычно насосная часть состоит из роликов... и 7), понимаешь, насколько легко обезобразить их грязным бензином. Ведь даже хороший фильтр тонкой очистки топпива не в состоянии задержать всю грязь - ее остатки будут перемалываться роликами ипи шестеренками. Отсюда -задиры, а то и закпинивание... Чего же тогда ждать от насосов, создатепи которых сэкономили на встроенном фильтре? Вторая беда красивой "механики" - сухое трение. С прекращением подачи бензина насосная часть уподобпяется Ихтиандру, увезенному в пустыню. Бензин - это охлаждение ив какой-то степени смазка. Поэтому даже кратковременная работа насоса "всухую" крайне нежепательна. Мораль: не заставляйте его "хватать" воздух, игнорируя лампочку резерва топлива.7. ...а "Пирбург" предпочитает шестеренкиПНаша справка РОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ НА СВОБОДНЫЙ СЛИВ максимальная производитепьность насоса при отсутствии противодавления ДАВЛЕНИЕ НУЛЕВОЙ ПОДАЧИ - максимальное давление. развиваемое насосом при затушенном сливе.Такое решение позволяет обойсмог отработать нормапьно? тись без пары "вап - подшипСтарооскопьский насос поник", которая при работе изнаменьше и попроще. Щетки копшивается. Поспедствия известпектора расположены вдоль ны - перекос ротора, утечка тооси вращения ротора. Рабочий плива, плохой контакт щеток с элемент насосной секции - знаколлектором и т. д. Здесь стакомый нам дисковый ротор с тор двигателя - это два сегменпятью роликами. Его ось неподта постоянных магнитов, зафивижна, а соединение с валом ксированных пружинными дер- электромотора - через муфту.Фильтра тонкой очистки в насосе почему-то нет. Насосная секция изделия фирмы "Пирбург" сделана иначе - похоже на маспяный насос "Самары". Вместо роликов использованы шестерни внутренВ общем, продавцы были него зацеппения. Малая (ведуправы - импортные насосы лучщая) шестерня насоса центрише. Они не гудят, потому что руется валом ротора электротщательно собраны, не греютдвигателя, а вращение от ротося, потому что все обмотки в ра к шестерне передается через них целы, и дольше служат, потрехсегментную муфту. Подтому что оснащены фипьтрами. шипником дпя задней опоры ва Очень обидно - до всей это па ротора спужит корпус насосочевидной "мепочевки" нашим ной секции. На входе - фильтруиздепиям остапся буквально ющий сетчатый стаканчик. один шаг, который, похоже, неГлядя на сверкающие элекому сделать... менты насосных секций (фото 6•ЭР 1/гооо73